Версия для печати 610 Материалы по теме
Школьник подорожал на 18%

школьник
Расходы россиян на сборы детей в школу выросли в среднем на 18%. Значительно увеличилась доля родителей, потративших к 1 сентября более 5 тыс. рублей. Такие данные приводит исследовательский холдинг «Ромир». Если на одежде и обуви родители могут спокойно сэкономить, то на канцелярские товары денег не жалеют. Так что в конце августа на рынке «канцелярки» — праздник.

«По мере улучшения экономической ситуации и восстановления спроса рынок канцелярии увеличивается, — сообщили в аналитическом агентстве „Финам“. — Мы ожидаем, что в 2011 году рынок вырастет на 10-15%, а в среднесрочной перспективе нескольких следующих лет годовые темпы роста не опустятся ниже 10%. В основном это связано с тем, что канцелярские товары обычными и корпоративными потребителями уже воспринимаются как неотъемлемая часть потребительской корзины».

Согласно различным экспертным подсчетам, объем российского рынка канцелярских товаров в 2011 году составил около 3,5-4 млрд долларов.

«На фоне негативных последствий кризиса в 2009 году продажи в данном секторе снизились на 15-20%. Причиной этому стало падение деловой активности и снижение спроса в корпоративном сегменте, который является для этой индустрии определяющим и составляет 60% рынка, — сказал аналитик УК „Финам Менеджмент“ Максим Калягин. — Но сейчас рынок восстанавливается. Однако объемы школьных и офисных канцелярских товаров увеличиваются с разной скоростью: быстрее развивается рынок товаров для офисов, примерно 17-19% за год, а школьные принадлежности растут в среднем на 10-12%».

Компания «Экспресс-обзор» также отмечает, что на падение темпов роста рынка канцелярских товаров повлиял демографический кризис, который стал основной причиной снижения спроса на школьную канцелярию. В дальнейшем он продолжит влиять уже на сегмент офисной канцелярии.

На рынок влияет и сезонный фактор. «Как правило, во второй половине августа повышаются продажи в целом ряде групп непродовольственных товаров. Так, обычно заметно растет объем продаж детской одежды и обуви, книг и канцелярских товаров, а также компьютеров и электроники. В среднем в этот период рост продаж может достигать 30-50% (месяц к месяцу), — отметил Максим Калягин. — На это время приходится и ускорение темпов роста цен. Если в апреле обычная школьная тетрадь стоила 2,5 рубля, то к середине августа она стоит все 4. Таким образом, родителям с каждым годом все дороже обходится собрать ребенка в школу».

По мнению президента Ассоциации индустрии детских товаров Антонины Цицулиной, родители в этом году готовы потратить на канцелярские наборы (только письменные принадлежности) для школы около 500 рублей.

Также Антонина Цицулина отметила, что родители не экономят и выбирают качественную продукцию: «Большую роль имеют рекомендации педагогов. Часто в списках, которые выдают в школах (особенно первоклассников), стоит количество, например карандашей, и рекомендуемая марка».

На канцелярском рынке оперирует более 3,5 тысячи компаний. К числу крупнейших игроков относятся фирмы с оборотом свыше 100 млн долларов — это «Комус», «Регент», «Офис-Премьер», «ПроБюро», «Бюрократ», «Самсон», «Прагматик». Около 30% рынка занимают мелкие компании.

По данным исследований компании Market Report, за последние несколько лет предпочтения российских потребителей в отношении канцтоваров сильно изменились. «Кроме быстрого увеличения объемов и ассортимента канцелярских принадлежностей становится заметным смещение потребительского предпочтения в сторону более дорогих и брендовых канцтоваров», — считают эксперты Market Report.

«Благодаря увеличению доходов населения и более качественной рекламе потребители готовы платить за продукцию больше при условии, что товар качественный, имеет многоцелевое назначение, то есть высокую функциональность, оригинальный дизайн и представлен узнаваемой торговой маркой», — считает ведущий консультант, член совета директоров, советник президента исследовательского холдинга «Ромир» Игорь Березин.

Эксперты Market Report отмечают, что продукция отечественных производителей представлена в основном в среднеценовом сегменте, на котором также присутствует продукция стран Восточной Европы. В высшем ценовом сегменте на российском рынке располагаются канцелярские принадлежности, произведенные в странах Западной Европы и США. Низший ценовой сегмент представлен продукцией из стран Юго-Восточной Азии.

На сегодняшний день около 50% всего российского рынка канцтоваров — это продукция, импортируемая из других стран. В структуре разделения импортных канцтоваров лидируют страны Азии, они составляют 65% рынка, на втором месте Западная Европа и США — 20%.

«Есть такие группы товаров, в производстве которых российские фирмы не сильны, например подвесные папки, степлеры и дыроколы, — отметил директор маркетинговой службы компании „Канцлер“, принадлежащей холдингу „Регент-Офис“ Сергей Игнатьев. — Это связано с тем, что процесс производства дыроколов и степлеров в несколько раз дороже, чем, к примеру, процесс производства папок-регистраторов. Также в России практически не производятся офисные клеи и корректоры. Это тоже большая доля рынка. Здесь в основном представлены зарубежные производители — как европейские, так и азиатские».

Важными проблемами канцелярского рынка России Максим Калягин считает полное отсутствие сильных и узнаваемых канцелярских брендов и неоправданно длинную цепочку предприятий, по которым продукция доходит от производителя к потребителю. По данным исследований компании «Экспресс-обзор», численность активных потребителей канцтоваров в России оценивается в 72,2 млн человек, что составляет чуть более половины жителей страны.

«Опираясь на прогноз динамики численности населения России, согласно которому в ближайшие 10 лет ожидается увеличение численности детей в возрасте в возрасте до 15 лет и сокращение численности трудоспособного населения, можно ожидать роста сегмента школьных канцтоваров не ниже 15% в ближайшие 10 лет, — констатируют эксперты компании. — Рост сегмента офисных канцтоваров при этом возможен лишь за счет повышения культуры потребления».

По данным «Экспресс-обзора», в России проживает почти 50 млн потенциальных потребителей офисной канцелярии, что составляет 2/3 численности целевой аудитории. Между тем школьные канцтовары «интересны» примерно 20% потенциальных потребителей, то есть 15 млн человек.

Поделиться