«По мере улучшения экономической ситуации и восстановления спроса рынок канцелярии увеличивается, — сообщили в аналитическом агентстве „Финам“. — Мы ожидаем, что в 2011 году рынок вырастет на
Согласно различным экспертным подсчетам, объем российского рынка канцелярских товаров в 2011 году составил около
«На фоне негативных последствий кризиса в 2009 году продажи в данном секторе снизились на
Компания «Экспресс-обзор» также отмечает, что на падение темпов роста рынка канцелярских товаров повлиял демографический кризис, который стал основной причиной снижения спроса на школьную канцелярию. В дальнейшем он продолжит влиять уже на сегмент офисной канцелярии.
На рынок влияет и сезонный фактор. «Как правило, во второй половине августа повышаются продажи в целом ряде групп непродовольственных товаров. Так, обычно заметно растет объем продаж детской одежды и обуви, книг и канцелярских товаров, а также компьютеров и электроники. В среднем в этот период рост продаж может достигать
По мнению президента Ассоциации индустрии детских товаров Антонины Цицулиной, родители в этом году готовы потратить на канцелярские наборы (только письменные принадлежности) для школы около 500 рублей.
Также Антонина Цицулина отметила, что родители не экономят и выбирают качественную продукцию: «Большую роль имеют рекомендации педагогов. Часто в списках, которые выдают в школах (особенно первоклассников), стоит количество, например карандашей, и рекомендуемая марка».
На канцелярском рынке оперирует более 3,5 тысячи компаний. К числу крупнейших игроков относятся фирмы с оборотом свыше 100 млн долларов — это «Комус», «Регент», «Офис-Премьер», «ПроБюро», «Бюрократ», «Самсон», «Прагматик». Около 30% рынка занимают мелкие компании.
По данным исследований компании Market Report, за последние несколько лет предпочтения российских потребителей в отношении канцтоваров сильно изменились. «Кроме быстрого увеличения объемов и ассортимента канцелярских принадлежностей становится заметным смещение потребительского предпочтения в сторону более дорогих и брендовых канцтоваров», — считают эксперты Market Report.
«Благодаря увеличению доходов населения и более качественной рекламе потребители готовы платить за продукцию больше при условии, что товар качественный, имеет многоцелевое назначение, то есть высокую функциональность, оригинальный дизайн и представлен узнаваемой торговой маркой», — считает ведущий консультант, член совета директоров, советник президента исследовательского холдинга «Ромир» Игорь Березин.
Эксперты Market Report отмечают, что продукция отечественных производителей представлена в основном в среднеценовом сегменте, на котором также присутствует продукция стран Восточной Европы. В высшем ценовом сегменте на российском рынке располагаются канцелярские принадлежности, произведенные в странах Западной Европы и США. Низший ценовой сегмент представлен продукцией из стран Юго-Восточной Азии.
На сегодняшний день около 50% всего российского рынка канцтоваров — это продукция, импортируемая из других стран. В структуре разделения импортных канцтоваров лидируют страны Азии, они составляют 65% рынка, на втором месте Западная Европа и США — 20%.
«Есть такие группы товаров, в производстве которых российские фирмы не сильны, например подвесные папки, степлеры и дыроколы, — отметил директор маркетинговой службы компании „Канцлер“, принадлежащей холдингу „Регент-Офис“ Сергей Игнатьев. — Это связано с тем, что процесс производства дыроколов и степлеров в несколько раз дороже, чем, к примеру, процесс производства папок-регистраторов. Также в России практически не производятся офисные клеи и корректоры. Это тоже большая доля рынка. Здесь в основном представлены зарубежные производители — как европейские, так и азиатские».
Важными проблемами канцелярского рынка России Максим Калягин считает полное отсутствие сильных и узнаваемых канцелярских брендов и неоправданно длинную цепочку предприятий, по которым продукция доходит от производителя к потребителю. По данным исследований компании «Экспресс-обзор», численность активных потребителей канцтоваров в России оценивается в 72,2 млн человек, что составляет чуть более половины жителей страны.
«Опираясь на прогноз динамики численности населения России, согласно которому в ближайшие 10 лет ожидается увеличение численности детей в возрасте в возрасте до 15 лет и сокращение численности трудоспособного населения, можно ожидать роста сегмента школьных канцтоваров не ниже 15% в ближайшие 10 лет, — констатируют эксперты компании. — Рост сегмента офисных канцтоваров при этом возможен лишь за счет повышения культуры потребления».
По данным «Экспресс-обзора», в России проживает почти 50 млн потенциальных потребителей офисной канцелярии, что составляет 2/3 численности целевой аудитории. Между тем школьные канцтовары «интересны» примерно 20% потенциальных потребителей, то есть 15 млн человек.