№ 7 июль 2024 — 07 июля 2024

Стратегическое бюджетное планирование. Мировой опыт и перспективы развития

Версия для печати 23893 Материалы по теме
Стратегическое бюджетное планирование. Мировой опыт и перспективы развития

В условиях новых масштабных научно-технологических вызовов и сложности решаемых социально-экономических проблем резко повышаются требования к планированию, распределению и использованию бюджетных ресурсов. В этой связи повышение качества стратегического и бюджетного планирования, их синхронизация имеют большое государственное значение. В прошлом номере журнала «Бюджет» (с. 88) мы рассказали об опыте стратегического бюджетного планирования в Европейском союзе.

Валерий Дмитриевич Дзгоев, руководитель объединенной редакции ИД «Бюджет», председатель Союза развития государственных финансов

Александр Николаевич Домбровский, научный редактор журнала «Бюджет», председатель Наблюдательного совета Союза развития государственных финансов

Обзор современного мирового опыта стратегического бюджетного планирования показывает, что практически все страны делают основную ставку в своем развитии на инновации. Инновационная деятельность является одним из основных направлений деятельности для достижения поставленных целей в Европейском союзе. Основная задача инновационной политики ЕС — построение единого европейского Инновационного союза, целью которого является превращение Европы в лидера в области мировой науки, устранение препятствий инновационному развитию и совершенствование взаимодействия государственного и частного секторов, в первую очередь путем совместной инновационной деятельности.

Помимо создания Инновационного союза, среди флагманских инициатив можно назвать еще несколько, относящихся к инновационному развитию: цифровизация экономики, эффективное использование ресурсов, новая индустриальная политика, новые рабочие места и компетенции. С 2015 года происходят кардинальные перемены в стратегических установках Еврокомиссии в области научных исследований и инноваций.

В Германии одной из ключевых задач Стратегии устойчивого развития является именно инновационное развитие. При этом все остальные задачи данной стратегии по своей сути тоже являются инновационными.

Современная Стратегия национальной безопасности США, которая является базовым документом для разработки перспективных и текущих социально-экономических планов и бюджета, ставит важнейшей задачей инновационное доминирование во всех сферах американской экономики.

Экономический рост Китая за последние годы произошел благодаря широкому и системному внедрению во все сферы экономики и управления инноваций, прежде всего за счет огромных инвестиций в человеческий капитал и собственные научно-технические разработки. Благодаря такой государственной политике обеспечивается высокая конкурентоспособность китайского производства.

В глобальной экономической системе конкурентными преимуществами наделены государства, имеющие наиболее подходящие условия для разработки и коммерциализации инноваций

Приведенный современный мировой опыт стратегического бюджетного планирования при различных, с одной стороны, механизмах прогнозирования, системе составления, принятия и контроля бюджетных параметров, с другой стороны, участниках этого процесса имеет ряд принципиальных общих свойств. Это:

1) четкое определение стратегических целевых показателей при долгосрочном и краткосрочном планировании и бюджетировании с учетом существующего уровня развития страны и ее национальных интересов и приоритетов;

2) ориентация бюджетных расходов на определенный целевыми показателями результат;

3) сочетание жесткой системы планирования целевых показателей и параметров с рыночными механизмами реализации принятых программ развития;

4) гибкий подход к целевым показателям и параметрам стратегического планирования, обязательная корректировка долгосрочных прогнозов в зависимости от изменения геополитической и экономической обстановки;

5) обстоятельный учет достигнутых результатов в прошлых периодах при планировании перспективных и текущих расходов;

6) гласность и широкое обсуждение принимаемых решений в области стратегического планирования и бюджетирования;

7) строгая и понятная система мониторинга и контроля достижения целевых показателей и результата в отчетном периоде;

8) обязательный учет инноваций при составлении долгосрочных стратегических планов и текущем бюджетировании.

Современный опыт стратегического планирования в различных странах приведен ниже[1].

Интересным для применения в нашей стране также может быть:

  • выполнение макроэкономических прогнозов конкурирующими экспертными группами, на основе которых анализируются риски и угрозы устойчивому развитию страны, ее регионов и сфер деятельности;
  • создание институтов независимого прогнозирования как отрасли коммерческой деятельности;
  • создание системы независимого экспертного мониторинга планируемых целевых показателей, позволяющей оценивать степень реализации заявленных целей, и оценки результативности и их достижения в отчетных периодах.
architecture-3150219_1280.jpg

Германия

Цели и показатели

Национальная Стратегия устойчивого развития.

Устойчивое развитие — это форма развития, которая отвечает нуждам сегодняшнего поколения и не ставит под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять их собственные потребности.

Модель устойчивого развития связывает потребности живущего поколения с жизненными перспективами будущих поколений в форме контракта между поколениями, требования долгосрочного развития в котором представлены методами, справедливыми для обоих сторон.

Четыре направления устойчивого развития, представленные в модели, являются центральными в концепции стратегии и раскрываются в разделах:

1. Межпоколенческая справедливость.

2. Качество жизни.

3. Социальная сплоченность.

4. Международная ответственность.

Особенности и механизм реализации

Федеральный уровень

Бюджетный процесс децентрализован, и макроэкономическое прогнозирование правительства осуществляется с привлечением сторонних экспертных организаций. Для координации разработки стратегии создан Государственный комитет по вопросам устойчивого развития. Ответственность за Национальную стратегию устойчивого развития ввиду ее межотраслевого характера и особого значения несет Ведомство федерального канцлера.

В разработке и реализации стратегии участвуют сотрудники всех министерств. Совет по устойчивому развитию консультирует федеральное правительство по всем вопросам устойчивого развития. 15 членов совета назначает федеральный канцлер сроком на три года. Совет независим в своих оценках и предложениях к дальнейшему развитию стратегии, является активным участником общественного диалога.

Национальную стратегию готовит Комитет государственных секретарей по вопросам устойчивого развития под председательством государственного министра в ведомстве федерального канцлера. Он представляет госсекретарей следующих министерств: иностранных дел, финансов, экономики, защиты прав потребителей и сельского хозяйства, труда, внутренних дел, транспорта, охраны окружающей среды, образования и науки, здравоохранения, экономического сотрудничества, по делам семьи, пожилых граждан, женщин и молодежи.

Комитет берет на себя ответственность за межведомственное управление этим процессом в рамках федерального правительства и регулярно отчитывается перед федеральным кабинетом министров. Комитет государственных секретарей работает при поддержке Совета по устойчивому развитию. Совет способствует использованию в национальной стратегии инновационных предложений, влияющих на процесс устойчивого развития, и создает форум для диалога в обществе. Стратегия отражает не только широкий спектр интересов социальных участников, но и формулирует требования общества к политике устойчивого развития, предлагает цели и меры ее реализации. Совет вносит существенный вклад в организацию участия различных социальных групп в процессе принятия решений и общения между федеральным правительством и обществом как на стадии разработки/корректировки стратегии, так и в процессе ее реализации.

Согласование целей национальной макроэкономической политики с бюджетной политикой и бюджетными решениями на всех уровнях власти осуществляется на основе бюджетных показателей в контексте среднесрочного финансового плана. Его основные параметры формирует Совет по финансовому планированию, который обеспечивает согласованность между бюджетами разных уровней и координирует работу федеральных, региональных и местных органов власти. Совет рекомендует к применению лучшие практики, которые не утверждены законодательно. Совет собирается один раз в полгода. Его возглавляет министр финансов страны. В состав совета входят министры финансов всех 16 земель и представители муниципалитетов и их ассоциаций. В заседаниях совета также регулярно участвует представитель Центрального банка.

На совете обсуждаются в основном экономические и финансовые предпосылки формирования бюджетов и финансовых планов, равно как и планы сокращения расходов. В его задачу входит координация финансового планирования Федерации, земель и общин. Федерация и земли обязаны разрабатывать многолетние финансовые планы, чтобы обеспечить увязку государственных расходов и доходов с возможностями и требованиями народного хозяйства.

На заседаниях совета в результате переговоров между представителями всех трех уровней власти определяются параметры и совокупный объем государственных расходов на среднесрочную перспективу, а также распределение бюджетных ресурсов между бюджетами трех уровней. По достижении договоренности все уровни власти модифицируют свои бюджеты в соответствии с параметрами, определенными в среднесрочном финансовом плане. В этом смысле многолетние бюджетные показатели функционируют в контексте финансового плана, благодаря чему обеспечивается согласованность бюджетной политики и бюджетных решений на всех уровнях власти с целями общенациональной макроэкономической политики.

В рамках непрерывного мониторинга регулярно представляются отчеты о ходе реализации. Каждые два года Федеральное статистическое ведомство публикует отчет о состоянии индикаторов устойчивого развития. Анализы проводятся ведомством независимо и под собственную профессиональную ответственность. Каждые четыре года представляется отчет о ходе реализации стратегии, содержащий также предложения по ее актуализации. При этом обеспечивается широкое участие общественности уже на ранней стадии.

Федеральное правительство каждые два года представляет доклад о реализации Национальной стратегии устойчивого развития. Основные компоненты Национальной стратегии устойчивого развития являются прозрачными, предусмотрена система регулярного мониторинга и оценки этапа, который достигнут (измерение результатов). Для этого стратегия содержит 21 ключевой комплексный показатель, которые используются в качестве мерила достигнутого уровня устойчивости, выявления недостатков и препятствий в достижении целей и реализации мер. В рамках системы мониторинга по индикаторам оценивается степень реализации стратегии, и на этой основе корректируются показатели и цели в соответствии с меняющимися приоритетами.

Субфедеральный уровень

Земли ФРГ несут ответственность за формирование и реализацию региональных политик устойчивого развития во многих сферах: образование, охрана окружающей среды, поддержка региональных экономик, городское и региональное планирование и др. Одним из главных федеральных законов, регламентирующих стратегическое планирование в Германии, является закон о территориальном (пространственном планировании) — Акт федерального планирования. Положения закона исходят из необходимости обеспечения конкурентоспособности территорий, базирующейся на их инвестиционной привлекательности. Программы социально-экономического развития и документы территориального планирования интегрированы в стратегическое инвестиционное планирование.

Основной инструмент территориального планирования — план регионального развития земли — делится на две части. В первой части прописаны рамочные условия, основные принципы, комплексная оценка территории и инфраструктуры и оценка отраслевых федеральных планов в составе схемы территориального планирования региона. Вторая часть содержит региональную программу социально-экономического развития с выделением плана инвестиционного развития. Наряду с этим подготавливаются схемы территориального планирования (с содержанием мероприятий по инфраструктурному обустройству, правовому зонированию и проч.).

Взаимодействие и координацию между национальным правительством и федеральными землями осуществляет правительственная комиссия по территориальному планированию, которая состоит из представителей всех министерств и ведомств. Все региональные планы публикуются в СМИ и проходят процедуру открытого общественного обсуждения.

Местный уровень

На местном уровне планируется и реализуется большое количество мер по улучшению уровня жизни и охране окружающей среды. Климатические и энергетические проблемы, развитие транспорта, использование земель, строительство — ключевые вопросы, лежащие в компетенции муниципального управления.

1422777336_14.jpg

Франция

Цели и показатели

Цели ежегодных проектов результативности отражают стратегические приоритеты деятельности государства.

Желаемые цели характеризуются индикаторами результативности, для которых указываются фактические значения за прошедшие годы, прогноз достижения в плановом году и целевое значение в последнем году текущего многолетнего бюджета.

Чтобы обеспечить ожидания граждан, пользователей и налогоплательщиков, цели классифицированы по трем видам. Каждая программа содержит фиксированное количество целей (в среднем по три цели в программе), чтобы деятельность государства была понятна и чтобы усилия и средства не распылялись на множество направлений. Для обеспечения оперативности действий государства и мобилизации всех участников на достижение результата цели общегосударственного уровня уточняются и при необходимости адаптируются в рамках каждой государственной структуры.

Количественное выражение значений показателей позволяет оценивать степень достижения целей программы наиболее точным образом. Индикатор должен отвечать требованиям релевантности (соответствие цели), удобства расчета, надежности и проверяемости. Количество индикаторов, как и целей, ограниченно (в среднем — два индикатора на цель). Для каждого индикатора установлено плановое значение года, на который предусмотрен проект закона о бюджете, и целевое значение для последнего года текущего многолетнего бюджета.

Особенности и механизм реализации

C 1998 года в стране не принимаются национальные планы и центральное место занимает «программное регулирование». Разрабатываются общие и специальные программы и проекты, которые намечают ориентиры в определенной области и реализуются посредством госзаказов в рамках контрактной системы. Направления стратегического развития разрабатываются в виде целевых государственных программ и сопровождаются комплексом различных финансовых льгот и преференций, стимулирующих их реализацию.

Ключевой элемент системы стратегического планирования — Органический закон о бюджете (LOLF), принятый в 2001 году. Он обновил ранее действующие бюджетные и учетные правила 1959 года. После более четырех лет подготовительной работы закон вступил в силу 1 января 2006 года, а бюджет на 2006 год был первым, полностью подготовленным, принятым и исполненным по новым бюджетным правилам. Бюджет перестал определяться в разрезе министерств на принципах сметного финансирования (расходы на персонал, обеспечение деятельности, инвестиции, государственные программы и т. п.), а стал формироваться по направлениям государственной политики (безопасность, культура, здравоохранение, правосудие и т. п.) в рамках соответствующих миссий. Они, в свою очередь, подразделяются на отдельные программы, программы — на мероприятия.

Миссия может касаться одного или более министерств и реализуется на основе как минимум двух программ. Парламент принимает бюджет по миссиям. Миссия создается по инициативе правительства и может носить как ведомственный, так и межведомственный характер. Миссия объединяет несколько программ, реализуемых в рамках одного направления государственной политики. Программы утверждает парламент. Он же может вносить изменения в распределение ассигнований между программами в рамках миссии. В бюджете на программу предусмотрен лимит ассигнований.

Каждая программа разрабатывается и реализуется одним министерством и включает в себя набор мероприятий. За каждой программой закреплен ответственный исполнитель (менеджер программы), назначаемый соответствующим министром. Менеджер программы совместно с министром определяет стратегию реализации своей программы в долгосрочной перспективе. Стратегия структурируется по четко определенным и конкретизированным направлениям достижения целей. Менеджер программы может корректировать распределение ассигнований по мероприятиям и направлениям расходов, реализуя тем самым принцип взаимозаменяемости. Таким образом, распределение ассигнований, отраженное в соответствующем приложении к закону о бюджете, носит лишь примерный характер.

Право внесения поправок дает парламентариям возможность корректировать распределение ассигнований между программами в рамках одной миссии. Они могут также создавать, изменять или отменять программы. Парламентарии не могут предлагать поправки, приводящие к созданию новых или увеличению существующих статей расходов, влекущих за собой увеличение общего уровня расходов на уровне миссий, а также приводящие к сокращению объема государственных ресурсов. Также только правительство имеет право создавать миссии или перераспределять ассигнования между программами из разных миссий. Учитывая примерный характер распределения ассигнований в рамках программы, окончательное уточнение направлений расходов осуществляется на уровне мероприятий.

С началом действия LOLF министры и другие управленцы перешли от культуры планирования средств к культуре планирования результатов. Теперь у министерств появилось больше свободы в использовании ресурсов, но при этом они берут на себя обязательства по достижению заявленных целей и результатов. В проекте закона о бюджете каждая программа сопровождается годовыми проектами результативности (PAP), указана их стоимость, преследуемые цели, ожидаемые результаты на плановый период, измеряемые точными индикаторами в числовом выражении.

В рамках закона об исполнении бюджета ежегодные отчеты о результативности, представляемые в той же структуре, что и PAP, демонстрируют выполнение ранее принятых обязательств. Таким образом, парламент и граждане могут оценить качество управления реализацией государственных политик, сравнивая ожидаемые и достигнутые результаты.

52930146bb3ebbf0347eef70ddf843c2.6a856ca6cd9ae14d34cf1b572b5935db.jpg

США

Цели и показатели

Наиболее общим документом, определяющим концепцию жизнедеятельности США на период президентского цикла, является Стратегия национальной безопасности. Содержательно стратегия включает четыре блока проблем: безопасность, благосостояние, ценности и международный порядок, покрывающие все сферы деятельности государства и общества.

В стратегии предельно жестко и безапелляционно подчеркивается идея об укреплении и сохранении американского лидерства в текущем веке.

Цели, которые должны учитываться при формировании бюджета:

1. Укрепление доверия американского народа к федеральному правительству должно достигаться путем предоставления систематических отчетов федеральных министерств (агентств) о ходе реализации исполняемых ими программ и о достигнутых результатах.

2. Совершенствование процедур выработки программных целей, измерения социальной и экономической эффективности реализации программ, совершенствование отчетности об их выполнении.

3. Повышение социальной эффективности программ и усиление ответственности государственных органов за результат их осуществления. Постановка задачи: не наращивать объемные показатели деятельности министерств, а добиться повышения качества предоставляемых государством услуг, повышение степени удовлетворения населения качеством этих услуг.

4. Помощь руководителям федеральных министерств в отлаживании работы с ориентацией на конечный результат. Для этого каждое министерство должно разработать план работ по достижению заявленных целей, сформулировать цели в виде системы количественных и качественных показателей, отражающих желаемые результаты.

5. Повышение качества законодательных решений.

6. Совершенствование государственного управления на федеральном уровне.

Особенности и механизм реализации

Федеральный уровень

Экономическое прогнозирование в США сложилось как крупное научное направление и функционирует как отрасль коммерческой деятельности. Прогнозирование в США непосредственно не встроено в систему стратегического планирования. Распространена практика контрактных заказов на прогнозные разработки, выполняемые для правительственных учреждений и крупных компаний.

Характерно стратегическое планирование, суть которого состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики на федеральном уровне и на этой основе — в выстраивании отношений федеральной власти с администрациями штатов, бизнесом, обществом. В рамках стратегического планирования государство определяет направления, по которым предстоит развиваться обществу, на каких рынках лучше действовать, какие перспективные технологии разрабатывать, как обеспечить социальное равноправие и единство страны, каким секторам экономики государство будет отдавать предпочтение, какие негосударственные и общественные структуры поддерживать и на каких условиях. Стратегическое планирование должно обеспечивать реализацию сформулированных в Стратегии национальной безопасности амбициозных целей и предполагает разработку федеральных стратегических планов и программ, планов развития штатов и бизнес-организаций. Инициативы, лежащие в русле приоритетных направлений развития, становятся основой для принятия управленческих решений.

В общем виде система документов стратегического планирования США на федеральном уровне может быть представлена в следующем виде: федеральный план работы на год; проект бюджета; на уровне федеральных департаментов (агентств): стратегический план на четыре года и более; федеральные программы, отчет о результатах деятельности за предыдущий год. США применяют практику долгосрочного бюджетного планирования: строятся многолетние прогнозы по доходам, в законодательном порядке определяются лимиты на размер бюджетного дефицита. Экономическая и фискальная стратегия правительства излагается в ежегодном экономическом докладе президента. Особенностью системы стратегического планирования США является то, что акцент в ней делается на документах краткосрочного планирования (один год), за исключением стратегического плана.

Правительство для решения общегосударственных задач формирует стратегические и ежегодные исполнительские планы. Основной инструмент государственного управления — планы отраслевых и функциональных департаментов и агентств. Для каждой приоритетной области деятельности в администрации президента и в ответственном департаменте (агентстве) назначаются руководители, которые разрабатывают среднесрочные (стратегические) и годовые планы действий, определяют показатели и ключевые события и размещают поквартальные отчеты. Отраслевые департаменты (агентства) формируют не только стратегические и ежегодные (исполнительские) планы, но и бюджетные заявки. На базе годовых планов министерств Административно-бюджетное управление составляет федеральный план работ на год, который ежегодно передается в Конгресс вместе с проектом бюджета. Особенностью построения бюджетов министерств является построение с нуля, т. е. финансовые ресурсы распределяются в соответствии с приоритетностью задач.

По мере реализации намеченных планов министерства должны регулярно отчитываться о проделанной работе и достигнутых результатах в терминах целевых показателей. В Конгресс США предоставляется объективная информация о производственных затратах, степени достижения поставленных целей, сравнительной эффективности федеральных программ.

Планирование развития регионов

В стране отсутствует жесткий централизованный подход к экономическому планированию. Федеральное правительство предоставляет поддержку различным уровням власти и хозяйствующим субъектам на программной основе. На федеральном уровне вопросами планирования экономического развития регионов занимаются две организации. Управление экономического развития (УЭР), входящее в состав Министерства торговли, выполняет миссию стимулирования инноваций и конкурентоспособности американских регионов (регионов экономического развития). Пространственное и экономическое развитие штата — в зоне его собственной ответственности. Федеральное правительство не имеет власти над пространственным и экономическим планированием на уровне штата.

Другая структура в федеральной системе США, оказывающая влияние на экономическое развитие регионов и городов, — Партнерство устойчивых сообществ. Оно объединило три федеральных агентства: Департамент транспорта (Управление транспортной политики), Департамент жилищного и городского строительства (Управление устойчивого жилья и сообществ) и Агентство по охране окружающей среды (Управление устойчивых сообществ). Ключевая роль партнерства заключается в интеграции экономического развития в традиционное пространственное планирование на федеральном уровне, а также в распространении этого подхода на остальные уровни власти. Федеральная поддержка экономического развития регионов осуществляется на программной основе через систему грантов, техническую помощь и другие механизмы.

imagen.jpg

Китай

Цели и показатели

Основные принципы стратегического развития КНР:

1. Ускоренное развитие аграрного сектора.

2. Более справедливое распределение «пирога» экономических успехов; ориентация на внутренний рынок.

3. Охрана окружающей среды.

Приоритеты:

1. Экономические приоритеты — опираться на внутренний спрос, а не на экспорт и иностранные инвестиции.

2. Охрана окружающей среды.

3. Система социального обслуживания. Стимулирование реализации социальной политики как в городах, так и в сельской местности.

4. Повышение уровня жизни. Цель — сократить имущественный разрыв между богатыми и бедными и сгладить социальные противоречия.

5. Сбалансированный экономический рост. Развитие должно быть достаточно быстрым, и в то же время надо менять его модель.

6. Устойчивое развитие — развитие, при котором успехи экономики и глобализация приносят пользу всем жителям планеты.

7. Использование (распределение) экономических успехов по справедливости. Доходы людей должны увеличиваться пропорционально росту экономики, а зарплаты — пропорционально росту производительных сил.

Ключевые экономические цели:

Ежегодный рост ВВП — 7%; рост урбанизации с 47,5 до 61,6%; увеличение вклада сферы услуг в ВВП с 43 до 47%; увеличение расходов на науку и инновации (R&D) до 2,2% ВВП; уровень инфляции — не выше 4% в год.

Ключевые «неэкономические» цели: увеличение доли производства «не ископаемых» видов топлива — до 11,4%; снижение потребления энергии на единицу ВВП на 16%; снижение выбросов СО2 на 17%, увеличение площади лесов до 21,66%; снижение загрязнения диоксидом серы и химического спроса на кислород в воде — на 8% по каждой позиции.

Особенности и механизм реализации

Общая тенденция развития системы планирования заключалась в отходе от директивного характера к прогнозным и индикативным ее формам, включая снижение числа планируемых количественных показателей, макроэкономический контроль, акценты на структуру экономики и социальные ориентиры. Налицо две линии: прямое централизованное планирование стратегически важных направлений развития и систематическое стимулирование рыночных механизмов.

Долгосрочные прогнозы. В их разработке участвует Академия общественных наук, Академия наук, исследовательские центры Госсовета, Комитета по делам развития и реформы Китая.

Ведомства составляют прогнозы развития ситуации в отрасли, оценивают сферы развития спроса и предложения на рынке, а затем на основе учета мнений заинтересованных ведомств и провинций разрабатывают концепцию отраслевого плана развития.

Долгосрочная программа развития. На основе предложений Госсовет Китая формирует долгосрочную программу развития, учитывающую прогнозные разработки отечественных специалистов, оценки зарубежных компаний и международных экономических организаций. Государственный комитет по делам развития и реформы является ответственным органом за разработку долгосрочной программы, а Всекитайское собрание народных представителей ее утверждает. Программа представляет собой стратегию долгосрочного развития, определяет цели и задачи макрорегулирования, основные области развития сферы регулирования и ведомства, отвечающие за регулирование. Долгосрочная программа используется для разработки пятилетних и годовых планов.

Долгосрочные межрегиональные программы территориального развития. Китай формирует и реализует крупные межрегиональные долгосрочные программы развития, охватывающие несколько провинций со сходными природно-климатическими и экономическими условиями развития.

Пространственное планирование и территориальное развитие. Составление региональных пятилетних планов — сфера ответственности провинций. Региональные программы разрабатываются региональными плановыми комиссиями и утверждаются местными собраниями народных представителей (на уровне уезда и выше). До утверждения проект плана регионального развития оценивается на соответствие государственному плану социально-экономического развития Китая, увязывается с планом строительства основных объектов в регионе и в соседних провинциях. После обсуждения проекта плана его согласованная редакция утверждается провинциальным Собранием народных представителей.

Долгосрочные программы реализуются в Китае на основе трех видов планов: планов социально-экономического развития, национальных пространственных планов (планы землепользования), городских и сельских планов. Планы социально-экономического развития разрабатываются на национальном уровне, провинциальном уровне, уровне префектур и уездов. Национальные пространственные планы (планы землепользования) также формируются на наци­ональном уровне, провинциальном уровне, уровне префектуры, окружных и поселковых уровнях. Городские и сельские планы можно разделить на планы городских агломераций, планы развития городов, планы городских поселений, планы поселков и деревенские планы.

Национальные пятилетние планы социально-экономического развития являются ключевым элементом системы стратегического планирования. Пятилетние планы устанавливают среднесрочные приоритеты развития страны. Национальная комиссия по развитию и реформам несет ответственность за подготовку предложений к пятилетним планам, разрабатываемым по основным направлениям, с участием других ведомств и региональных органов власти. Предложения к пятилетнему плану, составляемые на уровне правительства, являются основой для формирования: 1) отраслевых пятилетних планов; 2) пятилетних планов развития провинций; 3) пятилетних планов развития муниципалитетов. Национальный пятилетний план утверждается на уровне правительства и является основой для краткосрочного планирования. На основе прогноза развития спроса и предложения на рынках ведомства и региональные органы власти совместно определяют перечень основных объектов для включения в пятилетний план.

После составления проекта плана по основным направлениям происходит учет мнений всех заинтересованных сторон, созывается консультативное совещание с участием представителей Госсовета КНР, представителей центральных органов исполнительной власти и провинций. Согласованное решение по проекту пятилетнего плана по основным направлениям утверждается Госсоветом КНР, рассматривается и одобряется ВСНП. Отраслевые пятилетние планы (программы) разрабатываются и утверждаются профильными ведомствами с учетом прогноза развития отрасли, оценки конъюнктуры внешних и внутренних рынков спроса и мнений других заинтересованных ведомств и провинций.

Годовые планы формируются на уровне государства на отраслевом уровне, на уровне провинций и муниципалитетов, в том числе: Годовой план развития; Годовой баланс доходов и расходов, являющийся основным документом при составлении ежегодных планов развития отраслей, провинций и муниципальных образований. Ежегодно выполнение плана за истекший год и плана на текущий год рассматривается Государственным комитетом по делам развития и реформ, Госсоветом и ВСНП.



[1] Данные получены из следующих источников:
Актуальный опыт зарубежных стран по развитию государственных систем стратегического планирования (Часть 1, 2) [Текст] : препринт WP8/2016/04 (ч. 1, ч. 2) / А. В. Клименко, В. А. Королев, Д. Ю. Двинских, Н. А. Рычкова, И. Ю. Сластихина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2016 (Серия WP8 «Государственное и муниципальное управление»).

Поделиться