Федеральное казначейство совместно с Минфином России уже не первый год проводит большую работу по развитию перспективных, новаторских подходов к осуществлению контроля, переходу к оценке рисков для бюджетной системы и предупреждению нарушений.
Елена Викторовна Тарасова, начальник Контрольно-аналитического управления в финансово-бюджетной сфере Федерального казначейства, государственный советник Российской Федерации 1 класса, кандидат политических наук, заслуженный экономист РФ
В рамках реализации ведомственного проекта Минфина России «Электронный СМАРТ-контроль (контроллинг) и учет государственных финансов для управленческих решений» подготовлены предложения по внесению изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее — законопроект) в части внедрения новых методов контроля: анализа, наблюдения и контрольного мониторинга. В августе 2023 года законопроект внесен в Правительство РФ, а 26 марта 2024 года принят в первом чтении Государственной думой ФС РФ.
Предлагаемые поправки расширяют круг существующих методов государственного (муниципального) финансового контроля (далее — Г(М)ФК): все органы внутреннего Г(М)ФК в рамках экспертно-аналитической деятельности будут также проводить анализ и наблюдение, а для Федерального казначейства дополнительно предусматривается возможность проведения контрольного мониторинга. Необходимо подчеркнуть, что новые методы контроля носят партнерский характер, нацелены на повышение уровня вовлеченности получателей средств из бюджета в обеспечение финансовой дисциплины, эффективности деятельности контрольных органов за счет формирования системы управления рисками и необходимы для обеспечения качественного управления государственными и муниципальными финансами (рисунок 1).
Новые методы контроля основываются на цифровом взаимодействии органов контроля с подконтрольной средой в режиме реального времени через включение в сферу контрольной и экспертно-аналитической деятельности цифровых первичных данных участников бюджетной системы. Это становится возможным благодаря высокому уровню цифровизации участников финансово-бюджетной сферы, наличию в государственных, ведомственных, муниципальных информационных системах данных о движении бюджетных средств, развитию межведомственного взаимодействия.
Порядок осуществления анализа и наблюдения предполагается регламентировать в федеральных стандартах внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а контрольного мониторинга, в силу его специфики, — отдельным актом Правительства РФ.
Необходимо также отметить, что каждый орган контроля в ходе осуществления своей деятельности вправе самостоятельно выбирать методы контроля в зависимости от имеющейся у него информации об уровне бюджетной дисциплины объекта контроля, о применяемой им системе управления рисками в финансово-бюджетной сфере, от экспертной оценки эффективности ее функционирования, а также исходя из необходимости оптимизации государственных затрат на осуществление соответствующих контрольных действий.
Рассмотрим каждый метод более подробно.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти