В распоряжении «Ъ» оказался протокол совещания на тему «Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы применительно к нуждам электротранспорта на автономных источниках электропитания», которое проводил заммэра Москвы Николай Лямов вместе с автокомпаниями, производителями батарей и энергетиками. Как следует из документа, власти ставят перед собой амбициозные цели: через три года Москва должна занять первое место в мире среди мегаполисов по объему пассажироперевозок на электротранспорте (включая метро, трамваи, троллейбусы, электробусы) — до 80%.
Работа по внедрению электротранспорта в Москве активизировалась после того, как в июне 2011 года президент Дмитрий Медведев заявил о необходимости поддерживать инициативу некоторых регионов по переводу общественного транспорта и грузовиков «на электрическую или гибридную тягу».
В мэрии считают, что Москве требуется около
До 1 ноября 2011 года производители должны представить в мэрию прототипы электробусов: основное условие — способность проезжать на одной зарядке расстояние от 250 км и пригодность к зимней эксплуатации. Власти не исключают, что уже в конце года может быть проведен конкурс для закупок техники на ближайшие три года. Как следует из протокола совещания, рассматриваются, например, китайский Youtong и электробус, собираемый на заводе «Тролза» в Энгельсе с батареями и двигателями ООО «Лиотех». Последний, в частности, планируется выпускать в двух вариантах — с запасом хода на 125 км и 250 км при стоимости от 8 млн до 11 млн руб., что примерно в два раза дороже автобуса большой вместимости (на 89 мест). Но при переходе на серийное производство цена снизится примерно на 20%, а за четыре-пять лет за счет экономии на ГСМ электробус окупится и начнет приносить большую, чем обычный автобус, прибыль.
Основные вопросы, которые остаются открытыми: где ремонтировать электробусы и каким образом они будут заряжать батареи? «Единого промышленного стандарта для автобусов и грузового электротранспорта пока нет. В рамках созданной рабочей группы мы решаем, какой стандарт оптимально применять в городе в наших условиях. Сейчас собирается информация о зарубежном опыте, идут консультации с производителями,— пояснил „Ъ“ руководитель проекта по электротранспорту МОЭСК Денис Цыпулев.— Мы ставим задачу более широко: обеспечить создание универсальной зарядной инфраструктуры для зарядки и электробуса и частного электромобиля». Отметим, что за последнее время на российском рынке появился в официальной продаже электромобиль Mitsubishi
Отметим, что развивать электротранспорт в Москве пытался и экс-мэр Юрий Лужков. В частности, в 2008 году он выделил более 135 млн руб. на «организацию практического использования электромобильной техники». При этом городские власти обещали, что в течение двух лет в столице появятся грузовики и автобусы на электротяге, а также заправки с розетками для подзарядки аккумуляторов, а для покупателей электромобилей, возможно, введут налоговые льготы. Однако ничего этого так и не случилось. Каким будет бюджет нового проекта, нынешние столичные власти пока не определили.