Версия для печати 6117 Материалы по теме
феденев
О работе администрации Томской области по совершенствованию межбюджетных отношений рассказывает начальник Департамента финансов Александр ФЕДЕНЕВ.

    В Томской области проводится постоянная работа по совершенствованию межбюджетных отношений. Для исключения субъективного подхода в течение 1995–2005 гг. финансовая помощь местным бюджетам распределялась в соответствии с положением, ежегодно утверждаемым законом о бюджете на очередной финансовый год, с применением (на формализованной основе) нормативов финансирования расходов минимальных местных бюджетов, коэффициентов удорожания расходов, минимальных доходов местных бюджетов. За этот период в области наблюдался существенный прогресс в развитии системы межбюджетных отношений.
Активизировать работу органов местного самоуправления по финансовому оздоровлению муниципальных финансов удалось с помощью комплекса мер – в частности, путем заключения соглашений с органами местного самоуправления об оздоровлении муниципальных финансов, ежегодного анализа бюджетов муниципальных образований на соответствие нормам Бюджетного кодекса, контроля исполнения местных бюджетов, введения казначейской системы, проведения мониторинга качества управления муниципальными финансами, а также выделения финансовой помощи из областного Фонда стимулирования местных бюджетов.
    В результате удалось заметно повысить достоверность прогнозирования доходов. Так, по итогам 2006 г. выполнение годовых плановых назначений местных бюджетов составило 103,2%, что свидетельствует о достаточно качественном прогнозировании. Совершенствование методов управления муниципальным долгом позволило провести структурную диверсификацию долга и сократить долговую нагрузку. При этом соблюдаются предельные значения расходов на обслуживание долга, объемов предоставленных и исполненных гарантий. Полностью ликвидирована задолженность муниципалитетов перед областным бюджетом по бюджетным ссудам и просроченная кредиторская задолженность в бюджетных учреждениях, повысилось качество управления муниципальной собственностью.
томобл
Просроченная с 2001 г. кредиторская задолженность по консолидированному бюджету (310 млн руб.) к 2005 г. ликвидирована. Кроме того, с 2001 г. отсутствует просроченная кредиторская задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы.
При интеграции бюджета ЗАТО Северск с 1 января 2006 г. в консолидированный бюджет Томской области кредиторская задолженность учреждений ЗАТО Северск, образовавшаяся до 1 января 2006 г., составляла 144 млн руб. Однако в результате плодотворного сотрудничества администраций Томской области и ЗАТО Северск к 1 января 2007 г. задолженность удалось сократить до 43 млн.
    После завершения начатой в 2005 г. реформы межбюджетных отношений в регионе появились все необходимые предпосылки для выхода в ближайшие два-три года на качественно иной уровень развития управления государственными и муниципальными финансами. Этому способствовали разграничение доходов и расходов между областным и местными бюджетами, проведение административной реформы и принятие Программы реформирования системы управления общественными финансами Томской области.
Введение в действие с 2006 г. закона Томской области «О межбюджетных отношениях», а также утверждение формализованной методики по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности способствуют реализации основной цели бюджетной политики – обеспечению равного доступа граждан к бюджетным услугам.
С 2005 г. передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления производится на основании законов и обеспечивается финансовыми ресурсами из областного Фонда компенсаций. Финансовое обеспечение социально значимых расходов местных бюджетов с 2007 г. поддерживается за счет созданного в областном бюджете Фонда софинансирования социальных расходов.
    Для выравнивания обеспеченности нижестоящих бюджетов объектами социальной и инженерной инфраструктуры с 2008 г. планируется создание областного Фонда муниципального развития. В условиях расширения бюджетной самостоятельности и ответственности местных органов власти возрастает значение механизмов поддержки проводимых на местном уровне реформ. В 2008 г. для этих целей будет сформирован областной Фонд реформирования муниципальных финансов.

Справка «Бюджета»

Александр Михайлович ФЕДЕНЕВ, начальник Департамента финансов администрации Томской области
Родился 15 ноября 1953 г. в с. Манчаж Артинского района Свердловской области.
В 1975 г. окончил Свердловский институт народного хозяйства, специальность «Планирование народного хозяйства», в 1985 г. – Высшую партийную школу в Новосибирске. Посещал курсы повышения квалификации в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (1994 г.) и Российской академии государственной службы при Президенте РФ (1995, 1997 гг.).
1975–1978 гг. – начальник планового отдела Бакчарского ПМК-9 объединения «Союзтомскмелиорация».
В 1978 г. стал вторым, а в 1980 г. – первым секретарем Бакчарского РК ВЛКСМ.
В 1985 г. возглавил плановую комиссию Бакчарского райисполкома.
С 1985 г. занимает пост председателя исполкома Бакчарского районного Совета народных депутатов.
В 1991 г. стал главой администрации Бакчарского района.
В апреле 1994 г. избран заместителем председателя Томской областной думы, в июне того же года назначен представителем Президента РФ в Томской области.
С 1997 г. по 2002 г. работал в банковских структурах в качестве директора региональных филиалов.
С августа 2002 г. по настоящее время – начальник Департамента финансов администрации Томской области.

Журнал "Бюджет" №4 апрель 2007 г.
Поделиться