Версия для печати 6729 Материалы по теме
22–23 марта 2007 г. в Нальчике состоялся Всероссийский семинар-совещание «Основные подходы к формированию межбюджетных отношений в 2008–2010 гг.», участниками которого стали руководители финансовых органов субъектов РФ.
Зинаида ЕВСЕЕНКОВА

    Со вступительным словом к участникам совещания обратился председатель Правительства Кабардино-Балкарской Республики А. В. Ярин. Андрей Вениаминович отметил, что в республике наблюдается подъем экономики, полным ходом идет бюджетная реформа, сокращается кредиторская задолженность. Большое внимание руководство республики уделяет социальной политике.
Заместитель министра финансов РФ А. Г. Силуанов рассказал о той работе, которая идет в настоящий момент над формированием трехлетнего федерального бюджета на 2008–2010 гг., поправок, внесенных в Бюджетный кодекс, а также предложил вопросы, которые необходимо обсудить на данном форуме. Он отметил, что Всероссийский семинар-совещание считает целесообразным рекомендовать представителям субъектов РФ внедрить в регионах систему среднесрочного планирования. В 2008 г. меняется подход к распределению дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, разработан проект методики распределения дотаций бюджетам субъектов РФ для поощрения достижения наилучших показателей деятельности органов исполнительной власти. «Ваше мнение, – заявил Антон Германович, – будет доведено до трехсторонней рабочей группы и депутатов Госдумы».
    С докладом об основных направлениях бюджетной реформы и реализации Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ в субъектах РФ выступил А. В. Юрин, директор Департамента межбюджетных отношений Минфина России. Андрей Владимирович сказал, что меняется само понятие «бюджет»: сейчас это, по существу, расходные обязательства, как новые, так и действующие. Среднесрочное финансовое планирование теперь стало утверждаемым документом. Нужно уходить от ежегодно принимаемого закона о бюджетной классификации: основные ее элементы (раздел, подраздел) будут определены в Бюджетном кодексе, а в законе о бюджете должны быть представлены конкретные целевые статьи, применяемые при составлении бюджета.
Преимущества трехлетнего бюджетного плана очевидны: это и ориентир для бюджетополучателей, и возможность маневрировать финансовыми ресурсами, привлекать долгосрочные кредитные ресурсы; плановый период будет ежегодно сдвигаться.
Глава «Межбюджетные трансферты» Бюджетного кодекса РФ сохранена. Объем финансовой помощи предполагается защитить от инфляции – как плановой, так и фактической. Утверждение Государственной Думой трансферта будет осуществляться во втором чтении. Изменения связаны с дифференциацией субъектов РФ в зависимости от объема финансовой помощи, получаемой из федерального бюджета в объеме их бюджетов.
    Будут утверждаться и нормативы расходов на содержание органов управления. Бюджетам поселений предполагается выделить бюджетные кредиты из районного бюджета. Уровень заработной платы сотрудников управления не должен превышать уровень заработной платы федеральных служащих. Однако сложность в том, что четкого соотношения должностей федеральных и региональных служащих на сегодняшний день нет. В Фонде регионального развития будут предусмотрены отдельные виды субвенций на выравнивание инвестиций. Субъекты РФ с устойчивой экономикой и не получающие финансовой помощи из федерального бюджета получат право внешних заимствований.
    Во второй части своего доклада Андрей Владимирович остановился на послании Президента РФ по вопросам, относящимся к компетенции субъектов РФ. Он отметил ряд достижений последнего времени: так, задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетных учреждений в 2002 г. имели 35 субъектов, а сейчас лишь четыре; по компенсационным выплатам гражданам, имеющим детей, соответственно 65 и 10. Эффективность бюджетных расходов следует оценивать по результатам, отмечается в послании.
    Однако финансирование здравоохранения идет по двум направлениям, что неэффективно. Следует принять меры по реализации системы одноканального финансирования в сфере здравоохранения и системы нормативно-подушевого финансировании в сфере образования.
    Что касается перехода на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений, то основным документом, регламентирующим взаимоотношения между госзаказчиком и подрядчиком должен стать контракт, заключаемый на весь период инвестиционного проекта.
Дл повышения качества финансового менеджмента необходимо усиление ответственности органов исполнительной власти и бюджетных учреждений за результативность бюджетных расходов, а также повышение качества государственных и муниципальных услуг. При этом контроль за целевым использованием бюджетных средств и соблюдением требований законодательства должен стать более действенным.
    Для повышения уровня самостоятельности субъектов следует создавать фонды стимулирования муниципальных образований. Конечной целью таких действий должно стать улучшение качества жизни граждан.
На вопросах совершенствования налогового законодательства остановился заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С. В. Разгулин. Он подчеркнул, что налоговая система в основном сформирована, все льготы по федеральным налогам определены в Налоговом кодексе, однако субъект имеет право устанавливать льготы по местным налогам. Индивидуальные налоги запрещены. Изменения, внесенные с 1 января 2007 г., затронули вопросы проведения налоговых проверок, срок выездных проверок теперь составляет не более двух месяцев. Акцизы – при индексировании ставок, должен соблюдаться дифференцированный подход в зависимости от качества товаров.
Изменение ставки подоходного налога физических лиц не предполагается. Существуют социальные выплаты. Изменение порядка зачисления этого налога по месту жительства плательщика повлечет за собой большие затраты по установлению адресата. Упрощена процедура декларирования, проводится налоговая амнистия.
    Расширен круг операций, по которым взимается госпошлина. По региональным налогам изменений нет, кроме налога на игорный бизнес. Не ранее 2010 г. предполагается введение налога на недвижимость (земельный участок и имущество, находящееся на нем). Но для того, чтобы правильно определить налоговую базу, требуется большая подготовительная работа.
В настоящее время решаются технические вопросы по налогам, совершенствуется бухгалтерский учет. Основная цель всех этих преобразований – создание конкурентоспособной налоговой системы.
Заместитель начальника Управления ввода данных Федеральной налоговой службы РФ Н. А. Козлова посвятила свое выступление вопросам взаимодействия органов налоговой службы с финансовыми органами субъектов РФ и органами местного самоуправления. Налоговая служба предоставляет финансовым органам необходимые сведения только в разрезе субъектов РФ. Н. А. Козлова отметила, что сформировать 24 тыс. отчетов невозможно, поскольку не хватает кадров, техники, серверов. Решить проблему удастся лишь при условии соответствующего финансирования и обеспечения техникой.
Заместитель главы администрации, министр финансов Ростовской области Н. И. Сверчкова и другие представители финансовых органов субъектов РФ высказали свои многочисленные претензии к работе налоговых органов.
Директор Правового департамента Министерства финансов РФ Н. Н. Захарова рассказала о реализации Федерального закона от 27 декабря 2005 г. № 197-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» и Федеральный закон «Об исполнительном производстве». Она отметила, что при подготовке изменений в исполнительный кодекс появились достаточно серьезные предложения, изучен опыт других стран.
    Финансовые аспекты реформы местного самоуправления осветила начальник отдела муниципальных образований Минфина России С. А. Карчевская. Светлана Александровна сообщила, что в 2006 г. полностью перешли на реализацию положений Федерального закона № 131-ФЗ 46 субъектов, в 2007 г. перейдут еще 10. Однако есть еще ряд нерешенных проблем, в числе которых финансовое обеспечение, дублирующиеся полномочия, разделение собственности, капитальный ремонт жилищного фонда, вопросы кадастровой оценки.
По типам бюджетов установлены единые нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов. Негативное влияние оказывают федеральные налоговые льготы.
Закон «Порядок самообложения граждан» действует в 25 субъектах РФ, 12 субъектов воспользовались правом «отрицательного трансферта». Субъект имеет право ввести другой порог «отрицательного трансферта» (вместо 1,3–2,3%).
Начальник управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства Л. А. Лопина рассказала о работе по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов органами Федерального казначейства. По словам Людмилы Александровны, кассовым обслуживанием охвачено 21,7 тыс. местных бюджетов, Федеральное казначейство осуществляет распределение доходов.
    Вопросы совершенствования методики распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ затронула заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Минфина России Л. А. Ерошкина. Она пояснила, что методика распределения действует в течение года. В базе содержатся данные за три последних года. При распределении указанной дотации создается резерв в размере 20% в первый год планового периода и 30% – во второй год.
Далее выступили представители субъектов РФ. Министр финансов Астраханской области С. К. Миронов изложил свои предложения по совершенствованию налогового потенциала субъектов РФ. Заместитель губернатора Тверской области, начальник Департамента финансов В. Б. Толоко рассказал о бюджетных реформах, проводимых в регионе. Заместитель министра финансов Нижегородской области Л. В. Старостина поделилась опытом стимулирования муниципальных образований при увеличении налоговой базы.
О законодательном обеспечении совершенствования бюджетного процесса рассказал член Совета Федерации Федерального Собрания РФ А. В. Смирнов. В частности, Александр Васильевич подчеркнул, что льготы, установленные федеральным бюджетом, должны быть компенсированы. Налог на недвижимость – непростой налог, здесь резко проявляется дифференциация регионов: богатые становятся еще богаче, а бедные – беднее. Что касается госзакупок, то при их проведении задолженность у организации не должна превышать рассматриваемую сумму.
    Для формирования бюджетов необходима полная база индикаторов. Средства на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ должны расти, и уровень выравнивания не должен снижаться относительно уровня предшествующего года. Региону необходимо знать методику, по которой будут рассчитываться средства из резерва дотации.
Кроме того, на семинаре-совещании выступили генеральный директор Центра фискальной политики Г. В. Курляндская с докладом «От финансирования сети – к финансированию услуг», где названная проблема рассматривалась на примере расходов на содержание детей в детских домах Томской области. Руководитель научного направления «Политическая экономия и региональное развитие» Фонда «Институт экономики переходного периода» И. В. Стародубровская осветила вопрос введения налога на недвижимость.
Участники семинара-совещания приняли рекомендации, в которых изложен ряд мер, направленных на дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений и повышение эффективности использования региональных и местных финансов, и обсудили перечень показателей оценки социально-экономического развития качества управления финансами субъекта РФ.

Журнал "Бюджет" №4 апрель 2007 г.
Поделиться