Об особенностях социально-экономического развития курорта Сочи, инвестиционной привлекательности города, перспективах и проектах, которые предстоит материализовать до 2014 года рассказал глава города Сочи Виктор КОЛОДЯЖНЫЙ.
– Виктор Викторович, полностью ли город перешел на реализацию закона № 131-ФЗ, или осуществляете поэтапное выполнение?
– Городом Сочи осуществляется поэтапный переход на реализацию вышеуказанного закона в соответствии с установленными в нем сроками.
– Какую финансовую помощь оказывает субъект РФ городу Сочи? Каковы взаимоотношения государственной власти субъекта Федерации и органа власти местного самоуправления?
– В сфере межбюджетных отношений произошли кардинальные изменения, обусловленные началом реализации положений Федерального закона № 131-ФЗ.
Расходы бюджета города на 2007 г. сформированы с учетом разграничений доходных и расходных полномочий между органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления города Сочи и изменениями, происходящими в системе межбюджетных отношений Краснодарского края и города Сочи.
Сумма безвозмездных поступлений из краевого бюджета в 2007 г. составила 1 795 581,3 тыс. руб., в том числе дотация 17 514,0 тыс.; субвенция 980 428,8 тыс.; субсидии 797 638,5 тыс.
По основным целевым программам в 2007 г. из краевого бюджета городу Сочи выделены средства:
1. На софинансирование расходов по реализации федеральной целевой программы «Развитие города Сочи как горноклиматического курорта (2006–2014 гг.)» в сумме 1 460 372 тыс. руб.;
2. На выполнения мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70%) в рамках краевой целевой программы «Жилище» на 2005–2010 гг. в сумме – 2 млн руб.;
3. На выполнение мероприятий в рамках краевой целевой программы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2003–2010 гг.» (второй этап – 2006–2008 гг.) – 13 млн руб.;
4. На развитие инженерной инфраструктуры муниципального значения из фонда муниципального развития Краснодарского края – 10 млн руб.;
5. На благоустройство города – 1 млн руб.;
6. На дополнительную помощь бюджетам для выполнения полномочий, определенных федеральным законодательством – 60 тыс. руб.;
7. На реализацию Закона Краснодарского края от 7 июня 2004 г. № 721-КЗ «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края» – 600 тыс. руб.;
8. «Дети Кубани» на 2006–2008 гг. – 4 502,0 тыс. руб.;
9. «Развитие образования в Краснодарском крае» на 2006-2010 гг. – 3 872,0 тыс. руб.;
10. «Развитие массового спорта на Кубани» на 2006-2008 гг. – 783,0 тыс. руб.;
11. Развитие детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва в Краснодарском крае» на 2007–2010 гг. – 6957,0 тыс. руб.;
12. «Развитие системы организации школьного питания в Краснодарском крае» на 2004–2007 гг. – 3396,0 тыс. руб.;
13. «Обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений в Краснодарском крае» на 2005–2007 гг. – 1 252,0 тыс. руб.;
14. «Развитие материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений Краснодарского края» на 2007 г. – 505,8 тыс. руб.;
15. «Гармонизация межнациональных отношений и развитие национальных культур в Краснодарском крае» на 2007 г. – 1 млн руб.
– Расскажите о бюджете города, структуре его доходов и расходов.
– Бюджет городского округа город-курорт Сочи на 2007 г. утвержден по доходам в сумме 4 623 581,3 тыс. руб., в том числе собственные доходы составляют 2 828 000,0 тыс., безвозмездные поступления из краевого бюджета – 1 795 581,3 тыс., по расходам в сумме 4 398 681,3 тыс.
– Какой удельный вес в бюджете занимает зарплата работникам бюджетной сферы, есть ли задолженность по ней?
– Объем заработной платы с начислениями работникам бюджетной сферы в общем объеме расходов составляет 43,1%. Задолженность по заработной плате перед работниками социально-культурной сферы отсутствует.
– Как исполняется план по доходам, есть ли недоимки? Как осуществляется собираемость доходов?
– За январь – февраль 2007 г. плановые назначения бюджета Сочи по собственным доходам исполнены на 102,3%. При плане 376 830,0 тыс. руб. в бюджет Сочи поступило 385 636,0 тыс. Доходная часть бюджета города исполняется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление и учет всех платежей, поступающих в бюджет города, осуществляют администраторы поступлений в бюджет Сочи. Неплательщиков и должников наказываем согласно действующему законодательству. Тем не менее, согласно данным налоговой отчетности формы 4-НМ «Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации» недоимка по налоговым платежам и сборам во все уровни бюджетной системы на территории Сочи на 1 марта 2007 г. составляет 474 495,0 тыс. руб.
– Кто основные налогоплательщики в бюджет?
– Основными бюджетообразующими налогоплательщиками, обеспечивающими наибольшие поступления в бюджет города, являются: санаторий «Голубая горка» филиал ООО «Мострансгаз», оздоровительный центр санаторий «Юг» Управления социального развития ООО «Астраханьгазпром», ОАО «Лазурная», ГУ «Клинический санаторий им. Дзержинского», ООО санаторий «Заполярье», НУС санаторий «Октябрьский» – филиал ОАО «РЖД», «Сочинские электрические сети» ОАО «Кубаньэнерго», ЗАО «Трансинжтоннель», ООО «Тоннельдорстрой», ООО «Отделстрой», отделение по городу Сочи представительства фирмы «Хазинедароглу», ОАО «Сочинский мясокомбинат» и ОАО «Сочинский хлебокомбинат».
– Каков в бюджете удельный вес ассигнований на образование?
– В целях обеспечения мер, направленных на реализацию реформ в системе образования, в Сочи, как и во всем Краснодарском крае, с 1 сентября 2006 г. осуществлен перевод общеобразовательных учреждений Краснодарского края на нормативное подушевое финансирование.
Для повышения эффективности использования средств, направленных на реализацию основных общеобразовательных программ общеобразовательными учреждениями, главой города Сочи принято постановление «Об эксперименте по применению новых моделей оплаты труда работников общеобразовательных учреждений города Сочи в 2007 г.».
Это позволит улучшить учебный процесс, финансировать учреждения образования в зависимости от общего количества учащихся, посещающих данные учреждения.
В результате введения нормативного подушевого финансирования в Сочи естественным образом начинает происходить реструктуризация сети образовательных учреждений. Введение нормативного подушевого финансирования позволяет всем школам иметь равные стартовые условия, прозрачную систему получения бюджетных средств. Наиболее прогрессивные учреждения, отвечающие потребностям разных слоев населения, получают возможность привлечь большее количество учеников из других учреждений, увеличив тем самым объем бюджетных средств.
– Расскажите, пожалуйста, о достижениях и успехах города в реализации национального проекта «Здоровье».
– В последние годы в больницах и поликлиниках города отмечалась неукомплектованность кадрами медицинских работников. Новая кадровая политика, проводимая в рамках национального проекта «Здоровье», позволила заметно улучшить положение с кадровой обеспеченностью первичного звена здравоохранения нашего города. С начала 2006 г. укомплектованность кадрами участкового звена возросла более чем на 33%, средним медицинским персоналом на 50%. Коэффициент совместительства врачей, оказывающих первичную медицинскую помощь, в целом по городу снизился до 1,15, в то время как аналогичный показатель за 2005 г. составлял 1,42. Это свидетельствует о снижении нагрузки на медицинский персонал и, в определенной степени, о повышении качества медицинского обслуживания.
Укрепление кадровой обеспеченности невозможно без повышения уровня социальной защищенности работников. Так, для осуществления денежных выплат медицинскому персоналу первичного звена городу Сочи перечислены средства в размере 53 018,2 тыс. руб.
Для дополнительной поддержки учреждений родовспоможения в рамках национального проекта на территории города введен родовой сертификат. В результате средства, полученные за оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, мы направляем на повышение оплаты труда медицинских работников женских консультаций и работников родильного дома, а так же на оснащение этих учреждений медицинским оборудованием. В ходе реализации данного направления в 2006 г. из фонда социального страхования лечебным учреждениям города Сочи перечислены 25 512,0 тыс. руб.
Увеличение средней заработной платы врачей акушеров-гинекологов по консультативно-диагностическим отделениям составило в среднем за месяц от 900 до 5 000 руб. в зависимости от коэффициента участия и качества оказанной медицинской помощи. Рост средней заработной платы врачей по родильным отделениям составил от 2300 до 5 000 руб., среднего медицинского персонала – от 1 000 до 2 500, младшего медицинского персонала – до 1 000 руб.
В ходе реализации постановлений правительства в собственность муниципального образования Сочи передано 17 автомобилей скорой медицинской помощи на сумму – 11 515,8 тыс. руб. Лечебными учреждениями города получено современное диагностическое оборудование на общую сумму 9 505,6 тыс. руб. для оснащения амбулаторно-поликлинических учреждений.
Мероприятия по дополнительной диспансеризации граждан проводятся в семи учреждениях Сочи. В ходе проведения диспансеризации работающего населения, работников бюджетной сферы и граждан, работающих во вредных условиях труда, в 2006 г. осмотрено 16 384 человек.
В целях снижения младенческой смертности в рамках национального проекта в сфере здравоохранения с 2006 г. расширено обследование новорожденных на врожденные патологии. В 2006 г. обследовано 4 636 детей, то есть все рожденные дети.
– Как решается проблема обеспечения горожан жильем?
– Разработана и действует городская целевая программа «Жилище» на 2005–2010 гг., призванная улучшить жилищные условия граждан, обеспечить доступность жилья для малоимущих, развить ипотечное кредитование, ликвидировать ветхий и аварийный жилой фонд. В результате в 2006 г. введены жилые дома общей площадью 440,8 тыс. кв. м, что в два раза выше уровня 2005 г.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Сочи в 2007 г. планируется построить жилые дома общей площадью 481,1 тыс. кв. м.
Для выполнения мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания с уровнем износа более 70%, в 2007 г. на эти цели будет направлено 22 млн руб., из них 10 млн – средства федерального бюджета, 7 млн – краевого и 5 млн – из бюджета города.
В бюджете Сочи на 2007 г. предусмотрены расходы на мероприятия по обеспечению молодых семей общедоступным жильем в сумме 13,8 млн руб.
По итогам реализации договоров инвестирования в муниципальную собственность передано 22 квартиры общей площадью 2 077 кв. м, которые в дальнейшем будут предоставляться гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, по договорам социального найма.
В рамках реализации ГЦП «Жилище» из ветхого и аварийного фондов по заключенным договорам инвестирования за счет средств инвесторов запланировано к расселению 2 247 человек, из них было переселено 429 человек, затраты на переселение составили более 547 195 тыс. руб.
– Расскажите об уровне жизни населения. Какова в городе демографическая ситуация? Оказывается ли социальная помощь многодетным семьям?
– В городе сохраняются высокие темпы роста денежных доходов населения за счет всех составляющих: заработной платы, выплат социального характера, доходов от собственности, предпринимательской деятельности и т.д..
В среднем денежные доходы на душу населения в 2006 г. по сравнению с 2005 г. возросли на 19,8%. На 1 января текущего года среднемесячная номинальная заработная плата составила 9 275 руб., что на 31,1% больше уровня 2005 г. и на 15% выше уровня данного показателя по Краснодарскому краю. Наиболее высокие темпы роста заработной платы отмечаются в издательской и полиграфической деятельности, производстве машин и оборудования, торговле автотранспортными средствами, а также в гостиничном и ресторанном бизнесе. Актуальны различия в оплате труда отдельных видов экономической деятельности. Так, например, заработная плата работников, занятых обработкой древесины и производством изделий из дерева, – 4 145 руб., аграрии получают 5 677 руб., а заработная плата работников финансового посредничества 17 270 руб.
Согласно прогнозной оценке на 1 января 2007 г. численность постоянного населения города по сравнению с численностью на 1 января 2005 г. увеличилась на тысячу человек и составила 399,9 тыс. человек. Если сравнивать демографические показатели, то, к сожалению, налицо естественная убыль населения. Так, в 2006 г. родилось 4 636 человек, умерло 5 426. Однако численные потери населения компенсируются миграционным приростом, который в 2006 г. составил 3 885 человек и по сравнению с 2005 г. увеличился на 911 человек. На постоянное место жительства в Сочи прибыло 6 157 человек (118,5%), выехало же из города 2 272 человека (102,3%). Можно с полной уверенностью говорить, что Сочи является социально и экономически привлекательным регионом.
Грамотная политика в сфере занятости позволила добиться в городе Сочи самого низкого уровня безработицы в Краснодарском крае. В 2006 г. уровень безработицы в городе-курорте составил всего 0,34%. По сравнению с 2005 г. среднесписочная численность работников крупных и средних предприятий увеличилась в 2006 г. на 1 478 человек.
Помимо социальной помощи, оказываемой в соответствии с федеральными и краевыми законами, в Сочи с 1 января 2007 г. установлены дополнительные меры социальной поддержки многодетным семьям в размере 200 руб. на каждого несовершеннолетнего члена семьи ежемесячно.
– В Краснодарском крае Сочи лидирует по объему капитальных вложений. Что вызывает у инвесторов наибольший интерес?
– В первую очередь, это концепция развития береговой зоны города, включающая в себя строительство гостиничных комплексов, деловых центров, инфраструктуры и объектов развлекательной индустрии, предусматривающая создание искусственных островов, полуостровов и марин. Затем идут программы развития туристско-спортивного, производственного, сельскохозяйственного и транспортного комплексов, а также сферы жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города. Среди инвесторов, осваивающих территорию, можно назвать ЗАО «Интеррос», ОАО «Газпром», ООО «ЮМАКО», «Редиссон САС», ЗАО «ИНТЕКО», ОАО «Базовый элемент» и группа компаний «Роэл».
Инвестиционная привлекательность Сочи заключается в постоянно растущем числе рекреантов, что способствует быстрой окупаемости инвестиций.
Краевые и городские власти максимально способствуют поддержанию благоприятного инвестиционного климата. Ежегодно в Сочи проходит международный экономический форум «Кубань», где активно представляются инвестиционные программы и проекты города. Сочи ежегодно принимает активное участие в международных выставках: «СитиСкейп» в Дубаи (ОАЭ), «MIPIM» в Каннах, «Дни Краснодарского края в Германии».
– Сочи претендует на право проведения XXII зимних Олимпийских игр 2014 г. Как отразится участие в предолимпийской гонке на развитии инфраструктуры города и становлении его как курорта мирового уровня?
– В рамках подготовки к Олимпийским играм разработана программа комплексного развития всего региона начиная от горнолыжных трасс на хребтах Псехако и Аибга до Нижнеимеретинской низменности. В строительстве спортивных объектов, и в создании транспортной, гостиничной, инженерной инфраструктуры все будет соответствовать стандартам Международного олимпийского комитета и спортивных федераций. Общие затраты на реализацию федеральной целевой программы развития Сочи оцениваются более чем в 314 млрд руб. 7 млрд из этой суммы – средства краевого и городского бюджетов. Деньги пойдут на улучшение инфраструктуры города, проведение природоохранных мероприятий.
Общими усилиями федерального центра, краевых властей и муниципалитета на Красной Поляне и в Адлерском районе появятся особые туристско-рекреационные зоны. Когда этот проект заработает, многократно увеличатся территориальная и экономическая привлекательность города. Олимпийские игры – это тысячи новых высокооплачиваемых рабочих мест. Это гарантия трудоустройства выпускников университетов, колледжей и лицеев. Это круглогодичная загрузка курорта. Это современные технологии гостиничного и ресторанного бизнеса, туристских и экскурсионных услуг. Как результат, увеличение доходов городского бюджета в два-три раза, увеличение доходной части консолидированного бюджета города.
В два комплекса будут сгруппированы 11 олимпийских объектов: один в Адлере и Хосте, другой – в горах на Красной Поляне. Расстояние между комплексами составит всего 48 км. Общая вместимость всех спортивных сооружений – 200 тыс. зрительских мест.
– Как проходит подготовка к новому курортному сезону 2007 г.?
– За прошедший 2006 г. наш город принял на отдых и лечение более трех миллионов туристов. Это на 1 млн больше, чем в 2005 г. и почти на 1,5 млн выше показателя 2004 г.
Такая динамика со всей очевидностью доказывает, что руководство города и актив отрасли способны совместно определять как стратегические приоритеты развития курорта, так и тактику реализации поставленных сегодня задач, главная из которых – создание круглогодичного международного курорта.
– Чем сегодня располагает индустрия гостеприимства Сочи?
– По статистике 2006 г. на территории Сочи функционирует 227 средних и крупных средств размещения. По итогам 2006 г. объем реализации услуг по санаторно-курортному и туристскому комплексу составил 8 663 млн руб., что на 20% превысило показатель 2005 г. Среднегодовая заполняемость увеличилась на 3% и составила 66%.
Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Краснодарского края в 2006 г. составил 1 330 млн руб., превысив показатель 2005 г. в 1,5 раза и среднекраевой темп роста на 12%. Удельный вес Сочи в общих доходах отрасли по Краснодарскому краю в 2006 г. составил 48%.
В экономике города санаторно-курортная отрасль также является основной составляющей местного бюджета, доля предприятий гостиничной инфраструктуры в бюджетных доходах города превышает 26%.
В Сочи предлагается к экскурсионному показу более 120 объектов и более 40 утвержденных экскурсионных маршрутов. Большинство объектов показа планируется реконструировать, обустроить подъездные пути, смотровые площадки.
Совместно с Государственным учреждением «Сочинский Национальный парк» проведена паспортизация экскурсионных объектов с разработкой предложений по их перспективному развитию и дальнейшему функционированию.
С каждым годом все большей популярностью пользуются экстремальные виды туризма: дайвинг, джиппинг, рафтинг, парапланеризм и др., хотя и характеризующиеся высокой стоимостью набора услуг, но, несмотря на это, приобретающие устойчивую тенденцию роста.
Впечатление о курорте у гостей создается и от достойного экскурсионного обслуживания. Для подготовки города к летнему курортному сезону разработано постановление, регламентирующее упорядочение реализации экскурсионных билетов, утверждено положение об экскурсионной деятельности. Благодаря активной работе Сочинской региональной аттестационной подкомиссии большинство экскурсоводов уже прошли аттестацию.
Для привлечения в наш город большего числа туристов администрация Сочи участвует в международной выставке-ярмарке «Интурмаркет-2007».
Проводится активная рекламная кампания и различные мероприятия, в том числе и международного уровня («Миссис мира – 2007»). Разрабатывается и усовершенствуется официальный курортный сайт города Сочи.
В период подготовки к летнему курортному сезону проводится широкомасштабная работа по информированию руководителей организаций, принимающих на отдых и оздоровление группы детей, о требованиях законодательства в этой сфере, особо – в части страхования и медицинского сопровождения детей в пути следования.
Перспектива развития Сочи как курорта международного уровня диктует необходимость систематизации и стандартизации средств размещения по категориям номерного фонда (звездам), обустройству территории, в том числе и пляжной, определяет требования к обслуживающему персоналу.
На территории РФ действует несколько систем сертификации объектов туриндустрии, которые на сегодняшний день достаточно далеки от международных стандартов, ориентированных на растущий спрос на номера высокого класса.
В связи с этим внедрена единая система классификации для отелей, гостиниц, в том числе и малых, на основании распоряжения Правительства РФ от 15 июля 2005 г. № 1004-р «О системе классификации гостиниц и других средств размещения в Российской Федерации».
Разработка данного стандарта очень своевременна в связи с заявкой Сочи на право проведения Игр зимней Олимпиады 2014 г.
Справка «Бюджета»
Виктор Викторович КОЛОДЯЖНЫЙ, глава города Сочи
Родился 26 июня 1953 г. в Ургенче Хорезмской области Узбекской ССР.
Имеет два высших образования. Кандидат экономических наук.
Многие годы работал в строительной отрасли: прошел путь от мастера до управляющего строительным трестом.
С 1997 по 2001 г. возглавлял государственную налоговую инспекцию по Новокубанскому району Краснодарского края.
В 2001 г. назначен первым заместителем главы города Армавира, в 2002 г. избран главой Армавира.
С января 2004 г. занимал должность первого заместителя главы города Сочи по вопросам градостроительства, промышленности, транспорта и связи. В том же году избран главой города Сочи.
Имеет правительственные награды: два ордена Почета, орден Дружбы, орден «За заслуги перед Отечеством», медаль «Герой Кубани». Удостоен званий «Заслуженный строитель России» и «Заслуженный строитель Кубани».
Журнал «Бюджет» №4 апрель 2007 г.
– Виктор Викторович, полностью ли город перешел на реализацию закона № 131-ФЗ, или осуществляете поэтапное выполнение?
– Городом Сочи осуществляется поэтапный переход на реализацию вышеуказанного закона в соответствии с установленными в нем сроками.
– Какую финансовую помощь оказывает субъект РФ городу Сочи? Каковы взаимоотношения государственной власти субъекта Федерации и органа власти местного самоуправления?
– В сфере межбюджетных отношений произошли кардинальные изменения, обусловленные началом реализации положений Федерального закона № 131-ФЗ.
Расходы бюджета города на 2007 г. сформированы с учетом разграничений доходных и расходных полномочий между органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления города Сочи и изменениями, происходящими в системе межбюджетных отношений Краснодарского края и города Сочи.
Сумма безвозмездных поступлений из краевого бюджета в 2007 г. составила 1 795 581,3 тыс. руб., в том числе дотация 17 514,0 тыс.; субвенция 980 428,8 тыс.; субсидии 797 638,5 тыс.
По основным целевым программам в 2007 г. из краевого бюджета городу Сочи выделены средства:
1. На софинансирование расходов по реализации федеральной целевой программы «Развитие города Сочи как горноклиматического курорта (2006–2014 гг.)» в сумме 1 460 372 тыс. руб.;
2. На выполнения мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70%) в рамках краевой целевой программы «Жилище» на 2005–2010 гг. в сумме – 2 млн руб.;
3. На выполнение мероприятий в рамках краевой целевой программы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2003–2010 гг.» (второй этап – 2006–2008 гг.) – 13 млн руб.;
4. На развитие инженерной инфраструктуры муниципального значения из фонда муниципального развития Краснодарского края – 10 млн руб.;
5. На благоустройство города – 1 млн руб.;
6. На дополнительную помощь бюджетам для выполнения полномочий, определенных федеральным законодательством – 60 тыс. руб.;
7. На реализацию Закона Краснодарского края от 7 июня 2004 г. № 721-КЗ «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края» – 600 тыс. руб.;
8. «Дети Кубани» на 2006–2008 гг. – 4 502,0 тыс. руб.;
9. «Развитие образования в Краснодарском крае» на 2006-2010 гг. – 3 872,0 тыс. руб.;
10. «Развитие массового спорта на Кубани» на 2006-2008 гг. – 783,0 тыс. руб.;
11. Развитие детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва в Краснодарском крае» на 2007–2010 гг. – 6957,0 тыс. руб.;
12. «Развитие системы организации школьного питания в Краснодарском крае» на 2004–2007 гг. – 3396,0 тыс. руб.;
13. «Обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений в Краснодарском крае» на 2005–2007 гг. – 1 252,0 тыс. руб.;
14. «Развитие материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений Краснодарского края» на 2007 г. – 505,8 тыс. руб.;
15. «Гармонизация межнациональных отношений и развитие национальных культур в Краснодарском крае» на 2007 г. – 1 млн руб.
– Расскажите о бюджете города, структуре его доходов и расходов.
– Бюджет городского округа город-курорт Сочи на 2007 г. утвержден по доходам в сумме 4 623 581,3 тыс. руб., в том числе собственные доходы составляют 2 828 000,0 тыс., безвозмездные поступления из краевого бюджета – 1 795 581,3 тыс., по расходам в сумме 4 398 681,3 тыс.
– Какой удельный вес в бюджете занимает зарплата работникам бюджетной сферы, есть ли задолженность по ней?
– Объем заработной платы с начислениями работникам бюджетной сферы в общем объеме расходов составляет 43,1%. Задолженность по заработной плате перед работниками социально-культурной сферы отсутствует.
– Как исполняется план по доходам, есть ли недоимки? Как осуществляется собираемость доходов?
– За январь – февраль 2007 г. плановые назначения бюджета Сочи по собственным доходам исполнены на 102,3%. При плане 376 830,0 тыс. руб. в бюджет Сочи поступило 385 636,0 тыс. Доходная часть бюджета города исполняется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление и учет всех платежей, поступающих в бюджет города, осуществляют администраторы поступлений в бюджет Сочи. Неплательщиков и должников наказываем согласно действующему законодательству. Тем не менее, согласно данным налоговой отчетности формы 4-НМ «Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации» недоимка по налоговым платежам и сборам во все уровни бюджетной системы на территории Сочи на 1 марта 2007 г. составляет 474 495,0 тыс. руб.
– Кто основные налогоплательщики в бюджет?
– Основными бюджетообразующими налогоплательщиками, обеспечивающими наибольшие поступления в бюджет города, являются: санаторий «Голубая горка» филиал ООО «Мострансгаз», оздоровительный центр санаторий «Юг» Управления социального развития ООО «Астраханьгазпром», ОАО «Лазурная», ГУ «Клинический санаторий им. Дзержинского», ООО санаторий «Заполярье», НУС санаторий «Октябрьский» – филиал ОАО «РЖД», «Сочинские электрические сети» ОАО «Кубаньэнерго», ЗАО «Трансинжтоннель», ООО «Тоннельдорстрой», ООО «Отделстрой», отделение по городу Сочи представительства фирмы «Хазинедароглу», ОАО «Сочинский мясокомбинат» и ОАО «Сочинский хлебокомбинат».
– Каков в бюджете удельный вес ассигнований на образование?
– В целях обеспечения мер, направленных на реализацию реформ в системе образования, в Сочи, как и во всем Краснодарском крае, с 1 сентября 2006 г. осуществлен перевод общеобразовательных учреждений Краснодарского края на нормативное подушевое финансирование.
Для повышения эффективности использования средств, направленных на реализацию основных общеобразовательных программ общеобразовательными учреждениями, главой города Сочи принято постановление «Об эксперименте по применению новых моделей оплаты труда работников общеобразовательных учреждений города Сочи в 2007 г.».
Это позволит улучшить учебный процесс, финансировать учреждения образования в зависимости от общего количества учащихся, посещающих данные учреждения.
В результате введения нормативного подушевого финансирования в Сочи естественным образом начинает происходить реструктуризация сети образовательных учреждений. Введение нормативного подушевого финансирования позволяет всем школам иметь равные стартовые условия, прозрачную систему получения бюджетных средств. Наиболее прогрессивные учреждения, отвечающие потребностям разных слоев населения, получают возможность привлечь большее количество учеников из других учреждений, увеличив тем самым объем бюджетных средств.
– Расскажите, пожалуйста, о достижениях и успехах города в реализации национального проекта «Здоровье».
– В последние годы в больницах и поликлиниках города отмечалась неукомплектованность кадрами медицинских работников. Новая кадровая политика, проводимая в рамках национального проекта «Здоровье», позволила заметно улучшить положение с кадровой обеспеченностью первичного звена здравоохранения нашего города. С начала 2006 г. укомплектованность кадрами участкового звена возросла более чем на 33%, средним медицинским персоналом на 50%. Коэффициент совместительства врачей, оказывающих первичную медицинскую помощь, в целом по городу снизился до 1,15, в то время как аналогичный показатель за 2005 г. составлял 1,42. Это свидетельствует о снижении нагрузки на медицинский персонал и, в определенной степени, о повышении качества медицинского обслуживания.
Укрепление кадровой обеспеченности невозможно без повышения уровня социальной защищенности работников. Так, для осуществления денежных выплат медицинскому персоналу первичного звена городу Сочи перечислены средства в размере 53 018,2 тыс. руб.
Для дополнительной поддержки учреждений родовспоможения в рамках национального проекта на территории города введен родовой сертификат. В результате средства, полученные за оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, мы направляем на повышение оплаты труда медицинских работников женских консультаций и работников родильного дома, а так же на оснащение этих учреждений медицинским оборудованием. В ходе реализации данного направления в 2006 г. из фонда социального страхования лечебным учреждениям города Сочи перечислены 25 512,0 тыс. руб.
Увеличение средней заработной платы врачей акушеров-гинекологов по консультативно-диагностическим отделениям составило в среднем за месяц от 900 до 5 000 руб. в зависимости от коэффициента участия и качества оказанной медицинской помощи. Рост средней заработной платы врачей по родильным отделениям составил от 2300 до 5 000 руб., среднего медицинского персонала – от 1 000 до 2 500, младшего медицинского персонала – до 1 000 руб.
В ходе реализации постановлений правительства в собственность муниципального образования Сочи передано 17 автомобилей скорой медицинской помощи на сумму – 11 515,8 тыс. руб. Лечебными учреждениями города получено современное диагностическое оборудование на общую сумму 9 505,6 тыс. руб. для оснащения амбулаторно-поликлинических учреждений.
Мероприятия по дополнительной диспансеризации граждан проводятся в семи учреждениях Сочи. В ходе проведения диспансеризации работающего населения, работников бюджетной сферы и граждан, работающих во вредных условиях труда, в 2006 г. осмотрено 16 384 человек.
В целях снижения младенческой смертности в рамках национального проекта в сфере здравоохранения с 2006 г. расширено обследование новорожденных на врожденные патологии. В 2006 г. обследовано 4 636 детей, то есть все рожденные дети.
– Как решается проблема обеспечения горожан жильем?
– Разработана и действует городская целевая программа «Жилище» на 2005–2010 гг., призванная улучшить жилищные условия граждан, обеспечить доступность жилья для малоимущих, развить ипотечное кредитование, ликвидировать ветхий и аварийный жилой фонд. В результате в 2006 г. введены жилые дома общей площадью 440,8 тыс. кв. м, что в два раза выше уровня 2005 г.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Сочи в 2007 г. планируется построить жилые дома общей площадью 481,1 тыс. кв. м.
Для выполнения мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания с уровнем износа более 70%, в 2007 г. на эти цели будет направлено 22 млн руб., из них 10 млн – средства федерального бюджета, 7 млн – краевого и 5 млн – из бюджета города.
В бюджете Сочи на 2007 г. предусмотрены расходы на мероприятия по обеспечению молодых семей общедоступным жильем в сумме 13,8 млн руб.
По итогам реализации договоров инвестирования в муниципальную собственность передано 22 квартиры общей площадью 2 077 кв. м, которые в дальнейшем будут предоставляться гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, по договорам социального найма.
В рамках реализации ГЦП «Жилище» из ветхого и аварийного фондов по заключенным договорам инвестирования за счет средств инвесторов запланировано к расселению 2 247 человек, из них было переселено 429 человек, затраты на переселение составили более 547 195 тыс. руб.
– Расскажите об уровне жизни населения. Какова в городе демографическая ситуация? Оказывается ли социальная помощь многодетным семьям?
– В городе сохраняются высокие темпы роста денежных доходов населения за счет всех составляющих: заработной платы, выплат социального характера, доходов от собственности, предпринимательской деятельности и т.д..
В среднем денежные доходы на душу населения в 2006 г. по сравнению с 2005 г. возросли на 19,8%. На 1 января текущего года среднемесячная номинальная заработная плата составила 9 275 руб., что на 31,1% больше уровня 2005 г. и на 15% выше уровня данного показателя по Краснодарскому краю. Наиболее высокие темпы роста заработной платы отмечаются в издательской и полиграфической деятельности, производстве машин и оборудования, торговле автотранспортными средствами, а также в гостиничном и ресторанном бизнесе. Актуальны различия в оплате труда отдельных видов экономической деятельности. Так, например, заработная плата работников, занятых обработкой древесины и производством изделий из дерева, – 4 145 руб., аграрии получают 5 677 руб., а заработная плата работников финансового посредничества 17 270 руб.
Согласно прогнозной оценке на 1 января 2007 г. численность постоянного населения города по сравнению с численностью на 1 января 2005 г. увеличилась на тысячу человек и составила 399,9 тыс. человек. Если сравнивать демографические показатели, то, к сожалению, налицо естественная убыль населения. Так, в 2006 г. родилось 4 636 человек, умерло 5 426. Однако численные потери населения компенсируются миграционным приростом, который в 2006 г. составил 3 885 человек и по сравнению с 2005 г. увеличился на 911 человек. На постоянное место жительства в Сочи прибыло 6 157 человек (118,5%), выехало же из города 2 272 человека (102,3%). Можно с полной уверенностью говорить, что Сочи является социально и экономически привлекательным регионом.
Грамотная политика в сфере занятости позволила добиться в городе Сочи самого низкого уровня безработицы в Краснодарском крае. В 2006 г. уровень безработицы в городе-курорте составил всего 0,34%. По сравнению с 2005 г. среднесписочная численность работников крупных и средних предприятий увеличилась в 2006 г. на 1 478 человек.
Помимо социальной помощи, оказываемой в соответствии с федеральными и краевыми законами, в Сочи с 1 января 2007 г. установлены дополнительные меры социальной поддержки многодетным семьям в размере 200 руб. на каждого несовершеннолетнего члена семьи ежемесячно.
– В Краснодарском крае Сочи лидирует по объему капитальных вложений. Что вызывает у инвесторов наибольший интерес?
– В первую очередь, это концепция развития береговой зоны города, включающая в себя строительство гостиничных комплексов, деловых центров, инфраструктуры и объектов развлекательной индустрии, предусматривающая создание искусственных островов, полуостровов и марин. Затем идут программы развития туристско-спортивного, производственного, сельскохозяйственного и транспортного комплексов, а также сферы жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города. Среди инвесторов, осваивающих территорию, можно назвать ЗАО «Интеррос», ОАО «Газпром», ООО «ЮМАКО», «Редиссон САС», ЗАО «ИНТЕКО», ОАО «Базовый элемент» и группа компаний «Роэл».
Инвестиционная привлекательность Сочи заключается в постоянно растущем числе рекреантов, что способствует быстрой окупаемости инвестиций.
Краевые и городские власти максимально способствуют поддержанию благоприятного инвестиционного климата. Ежегодно в Сочи проходит международный экономический форум «Кубань», где активно представляются инвестиционные программы и проекты города. Сочи ежегодно принимает активное участие в международных выставках: «СитиСкейп» в Дубаи (ОАЭ), «MIPIM» в Каннах, «Дни Краснодарского края в Германии».
– Сочи претендует на право проведения XXII зимних Олимпийских игр 2014 г. Как отразится участие в предолимпийской гонке на развитии инфраструктуры города и становлении его как курорта мирового уровня?
– В рамках подготовки к Олимпийским играм разработана программа комплексного развития всего региона начиная от горнолыжных трасс на хребтах Псехако и Аибга до Нижнеимеретинской низменности. В строительстве спортивных объектов, и в создании транспортной, гостиничной, инженерной инфраструктуры все будет соответствовать стандартам Международного олимпийского комитета и спортивных федераций. Общие затраты на реализацию федеральной целевой программы развития Сочи оцениваются более чем в 314 млрд руб. 7 млрд из этой суммы – средства краевого и городского бюджетов. Деньги пойдут на улучшение инфраструктуры города, проведение природоохранных мероприятий.
Общими усилиями федерального центра, краевых властей и муниципалитета на Красной Поляне и в Адлерском районе появятся особые туристско-рекреационные зоны. Когда этот проект заработает, многократно увеличатся территориальная и экономическая привлекательность города. Олимпийские игры – это тысячи новых высокооплачиваемых рабочих мест. Это гарантия трудоустройства выпускников университетов, колледжей и лицеев. Это круглогодичная загрузка курорта. Это современные технологии гостиничного и ресторанного бизнеса, туристских и экскурсионных услуг. Как результат, увеличение доходов городского бюджета в два-три раза, увеличение доходной части консолидированного бюджета города.
В два комплекса будут сгруппированы 11 олимпийских объектов: один в Адлере и Хосте, другой – в горах на Красной Поляне. Расстояние между комплексами составит всего 48 км. Общая вместимость всех спортивных сооружений – 200 тыс. зрительских мест.
– Как проходит подготовка к новому курортному сезону 2007 г.?
– За прошедший 2006 г. наш город принял на отдых и лечение более трех миллионов туристов. Это на 1 млн больше, чем в 2005 г. и почти на 1,5 млн выше показателя 2004 г.
Такая динамика со всей очевидностью доказывает, что руководство города и актив отрасли способны совместно определять как стратегические приоритеты развития курорта, так и тактику реализации поставленных сегодня задач, главная из которых – создание круглогодичного международного курорта.
– Чем сегодня располагает индустрия гостеприимства Сочи?
– По статистике 2006 г. на территории Сочи функционирует 227 средних и крупных средств размещения. По итогам 2006 г. объем реализации услуг по санаторно-курортному и туристскому комплексу составил 8 663 млн руб., что на 20% превысило показатель 2005 г. Среднегодовая заполняемость увеличилась на 3% и составила 66%.
Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Краснодарского края в 2006 г. составил 1 330 млн руб., превысив показатель 2005 г. в 1,5 раза и среднекраевой темп роста на 12%. Удельный вес Сочи в общих доходах отрасли по Краснодарскому краю в 2006 г. составил 48%.
В экономике города санаторно-курортная отрасль также является основной составляющей местного бюджета, доля предприятий гостиничной инфраструктуры в бюджетных доходах города превышает 26%.
В Сочи предлагается к экскурсионному показу более 120 объектов и более 40 утвержденных экскурсионных маршрутов. Большинство объектов показа планируется реконструировать, обустроить подъездные пути, смотровые площадки.
Совместно с Государственным учреждением «Сочинский Национальный парк» проведена паспортизация экскурсионных объектов с разработкой предложений по их перспективному развитию и дальнейшему функционированию.
С каждым годом все большей популярностью пользуются экстремальные виды туризма: дайвинг, джиппинг, рафтинг, парапланеризм и др., хотя и характеризующиеся высокой стоимостью набора услуг, но, несмотря на это, приобретающие устойчивую тенденцию роста.
Впечатление о курорте у гостей создается и от достойного экскурсионного обслуживания. Для подготовки города к летнему курортному сезону разработано постановление, регламентирующее упорядочение реализации экскурсионных билетов, утверждено положение об экскурсионной деятельности. Благодаря активной работе Сочинской региональной аттестационной подкомиссии большинство экскурсоводов уже прошли аттестацию.
Для привлечения в наш город большего числа туристов администрация Сочи участвует в международной выставке-ярмарке «Интурмаркет-2007».
Проводится активная рекламная кампания и различные мероприятия, в том числе и международного уровня («Миссис мира – 2007»). Разрабатывается и усовершенствуется официальный курортный сайт города Сочи.
В период подготовки к летнему курортному сезону проводится широкомасштабная работа по информированию руководителей организаций, принимающих на отдых и оздоровление группы детей, о требованиях законодательства в этой сфере, особо – в части страхования и медицинского сопровождения детей в пути следования.
Перспектива развития Сочи как курорта международного уровня диктует необходимость систематизации и стандартизации средств размещения по категориям номерного фонда (звездам), обустройству территории, в том числе и пляжной, определяет требования к обслуживающему персоналу.
На территории РФ действует несколько систем сертификации объектов туриндустрии, которые на сегодняшний день достаточно далеки от международных стандартов, ориентированных на растущий спрос на номера высокого класса.
В связи с этим внедрена единая система классификации для отелей, гостиниц, в том числе и малых, на основании распоряжения Правительства РФ от 15 июля 2005 г. № 1004-р «О системе классификации гостиниц и других средств размещения в Российской Федерации».
Разработка данного стандарта очень своевременна в связи с заявкой Сочи на право проведения Игр зимней Олимпиады 2014 г.
Наиболее интересные инвестиционные проекты
1. Создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Площадь земельного участка около 40,5 га, ориентировочный объем инвестиций – 5,42 млрд руб.
2. Создание морского ландшафтно-рекреационного комплекса островного типа «Новый берег» в Хостинском районе Сочи. Площадь земельного участка около 180 га, ориентировочный объем инвестиций – 300 млрд руб.
3. ООО «ПФК «Курорт». Создание торгово-делового гостиничного комплекса «Чайка Плаза» с подземной автостоянкой (реконструкция гостиницы «Чайка») в Центральном районе города. Площадь объекта – 160 тыс. кв. м, ориентировочный объем инвестиций – 11,9 млрд руб.
4. ООО КБ «Национальный банк развития бизнеса». Объект «Создание многофункционального торгово-делового гостинично-жилого комплекса «Сочи-Плаза (реконструкция гостиницы «Москва») в Центральном районе Сочи».
5. ООО «Сунжа». Строительство комплекса многоквартирных жилых домов с переселением граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда по ул. Гагринской, Депутатской и Южной в Хостинском районе города Сочи. Площадь объекта – 60 457 кв. м, ориентировочный объем инвестиций – 2,5 млрд руб.
6. Компания «Атекс Интернэшнл СЭЗ» (ОАЭ). Создание океанариумов международного класса для привлечения туристов из ближнего и дальнего зарубежья. Площадь объекта – 6,5 тыс. кв. м, ориентировочный объем инвестиций – 530 млн руб.
7. ООО «Парус». Перенос здания городского УВД и муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Сочи «Центр творческого развития и гуманитарного образования» со строительством многофункционального комплекса зданий по ул. Советской в Центральном районе города. Общая площадь объекта – 80 тыс. кв. м.
1. Создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Площадь земельного участка около 40,5 га, ориентировочный объем инвестиций – 5,42 млрд руб.
2. Создание морского ландшафтно-рекреационного комплекса островного типа «Новый берег» в Хостинском районе Сочи. Площадь земельного участка около 180 га, ориентировочный объем инвестиций – 300 млрд руб.
3. ООО «ПФК «Курорт». Создание торгово-делового гостиничного комплекса «Чайка Плаза» с подземной автостоянкой (реконструкция гостиницы «Чайка») в Центральном районе города. Площадь объекта – 160 тыс. кв. м, ориентировочный объем инвестиций – 11,9 млрд руб.
4. ООО КБ «Национальный банк развития бизнеса». Объект «Создание многофункционального торгово-делового гостинично-жилого комплекса «Сочи-Плаза (реконструкция гостиницы «Москва») в Центральном районе Сочи».
5. ООО «Сунжа». Строительство комплекса многоквартирных жилых домов с переселением граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда по ул. Гагринской, Депутатской и Южной в Хостинском районе города Сочи. Площадь объекта – 60 457 кв. м, ориентировочный объем инвестиций – 2,5 млрд руб.
6. Компания «Атекс Интернэшнл СЭЗ» (ОАЭ). Создание океанариумов международного класса для привлечения туристов из ближнего и дальнего зарубежья. Площадь объекта – 6,5 тыс. кв. м, ориентировочный объем инвестиций – 530 млн руб.
7. ООО «Парус». Перенос здания городского УВД и муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Сочи «Центр творческого развития и гуманитарного образования» со строительством многофункционального комплекса зданий по ул. Советской в Центральном районе города. Общая площадь объекта – 80 тыс. кв. м.
Справка «Бюджета»
Виктор Викторович КОЛОДЯЖНЫЙ, глава города Сочи
Родился 26 июня 1953 г. в Ургенче Хорезмской области Узбекской ССР.
Имеет два высших образования. Кандидат экономических наук.
Многие годы работал в строительной отрасли: прошел путь от мастера до управляющего строительным трестом.
С 1997 по 2001 г. возглавлял государственную налоговую инспекцию по Новокубанскому району Краснодарского края.
В 2001 г. назначен первым заместителем главы города Армавира, в 2002 г. избран главой Армавира.
С января 2004 г. занимал должность первого заместителя главы города Сочи по вопросам градостроительства, промышленности, транспорта и связи. В том же году избран главой города Сочи.
Имеет правительственные награды: два ордена Почета, орден Дружбы, орден «За заслуги перед Отечеством», медаль «Герой Кубани». Удостоен званий «Заслуженный строитель России» и «Заслуженный строитель Кубани».
Журнал «Бюджет» №4 апрель 2007 г.