Рязань – один из древнейших городов России, описанный в летописях. Современная Рязань – центр региона, имеющий значительный промышленный, научный, культурный и кадровый потенциал. Доходы, которые собираются на территории города, составляют основу областного бюджета. Об экономических аспектах жизни муниципального образования рассказывает глава администрации города Рязани Федор ПРОВОТОРОВ.
– В жизни регионов крайне важны взаимоотношения субъекта РФ и органов власти местного самоуправления. Какую финансовую помощь оказывает Рязанская область муниципалитету?
– В бюджете города на 2007 г. предусмотрены доходы в сумме 3 397,3 млн руб. и расходы в сумме 3 641,1 млн с дефицитом в размере 243,8 млн. Доля собственных доходов в бюджете города составляет 71,8%. Сумма безвозмездных поступлений из вышестоящего бюджета составляет 958,5 млн руб. (дотации – 23,2 млн, субвенции – 894,1 млн, субсидии – 41,2 млн). Главной целью бюджетного законодательства должно являться обеспечение сбалансированности доходных источников и расходных полномочий местных бюджетов. Принятые поправки к Бюджетному и Налоговому кодексам усугубили дисбаланс между доходными и расходными полномочиями муниципалитета. В результате ощущается острая нехватка собственных доходных источников для обеспечения расходных полномочий. При высоком экономическом и налоговом потенциале муниципального образования в бюджет Рязани поступает около 15% от объема средств, собранных на территории города. В 2006 г. из областного бюджета городу была оказана финансовая помощь в размере 589,2 млн руб. на благоустройство территории, капитальный ремонт жилищного фонда и бюджетных учреждений, стабилизацию бюджета города.
– Какова структура бюджета города, его доходов и расходов?
– Основную долю доходной базы бюджета Рязани формируют налоговые доходы: их удельный вес составляет 81,4%. Основными налоговыми доходными источниками для бюджета города в 2007 г. являются налог на доходы физических лиц (доля в бюджете – 63,2%) и единый налог на вмененный доход (доля – 9,6%). Местные налоги – налог на имущество физических лиц и земельный налог – составляют 6,4% в объеме доходов.
Бюджет Рязани имеет ярко выраженную социальную направленность: 69,7% расходов направляется на нужды образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания населения. Бюджетная политика в части расходов в первую очередь направлена на обеспечение своевременной выплаты заработной платы бюджетной сферы, удельный вес которой в расходах бюджета составляет 44,3%.
– Кто основные плательщики налогов в бюджет?
– Около 15% поступлений обеспечивают 12 крупнейших налогоплательщиков (в частности, ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания», ФГУП «Государственный Рязанский приборный завод», ОАО «Рязанский завод автомобильных агрегатов», ОАО «Тяжпрессмаш», ОАО «Завод “Красное знамя”»).
– Как осуществляется собираемость доходов?
– В связи с тем, что основные налоги регламентированы налоговым законодательством, влияние местных властей на налоговую политику ограничено. Администрация города на основе информации от налоговых органов анализирует состояние задолженности в местный бюджет. Ежемесячно проводятся заседания комиссии администрации города по укреплению налоговой дисциплины. Проблема недоимки остается, но наблюдается положительная динамика ее снижения. В 2006 г. в бюджет города поступило 25,7 млн руб. недоимки.
– Как в Рязани проходит реализация Федерального закона № 131-ФЗ? Какие трудности возникли при его введении?
– На протяжении 2004–2006 гг. проведена большая работа по реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Проведен анализ проблем, на основании которого разработана Концепция реализации закона на территории города, утвержден план мероприятий. Своевременно проведена работа по описанию границ городского округа. Устав города и ряд других нормативных актов приведены в соответствие с требованиями Федерального законодательства. Бюджет города формируется на основании реестра расходных обязательств городского округа.
Разграничены полномочия между муниципальным образованием и субъектом РФ. Городу делегированы государственные полномочия: в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения до 2008 г.; по комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; по финансированию расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды; по выплате гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; по выплате социальных пособий на погребение; по оформлению и рассмотрению дел об административных правонарушениях. Однако выделяемые субвенции из областного бюджета не полностью покрывают расходы ОМС на исполнение переданных полномочий.
К настоящему времени основными проблемами реализации Федерального закона № 131-ФЗ являются финансовое обеспечение расходных обязательств муниципалитета, разграничение полномочий и имущества.
Остается нерешенным вопрос с исполнением полномочий по организации тушения пожаров (из городского бюджета финансируется содержание двух пожарных частей) и по охране общественного порядка на территории города (из городского бюджета финансируется ОМОБ Рязани, входящий в структуру УВД). Проблема в реализации данного полномочия заключается в том, что до сих пор не принят федеральный закон, определяющий порядок организации и деятельности муниципальной милиции.
В сложившейся ситуации необходимо обеспечение роста налогооблагаемой базы, увеличения числа местных налогов и повышения нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов.
– Как решаются вопросы разграничения собственности между центром, регионом и муниципальным образованием?
– Вопрос разграничения имущества затягивается из-за отсутствия нормативных правовых актов Правительства РФ. Должны быть законодательно регламентированы условия перехода права собственности, в том числе определен размер компенсации.
В течение 2006 г. проводилась работа по разграничению имущества. В собственность субъекта передано семь объектов (два моста и пять специализированных школ). В собственность города приняты из государственной собственности детские сады, жилые дома, квартиры, объекты инженерной инфраструктуры, что потребует значительных затрат на ремонт и содержание.
В настоящее время по договорам безвозмездного пользования государственным организациям передано 13 415,7 кв. м муниципальных площадей. В то же время городу Рязани не хватает помещений общей площадью 128 425 кв. м для решения вопросов местного значения.
В 2006 г. доля доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, составила 15,2% собственных доходов. В результате изъятия собственности муниципалитет лишается значительной части доходов. В муниципальную собственность передается имущество, требующее значительных затрат на его ремонт и содержание (детские сады, жилой фонд, общежития).
– С какими проблемами по эффективному управлению муниципальным имуществом вы сталкиваетесь?
– Не сформирована автоматизированная информационная система управления муниципальным имуществом, не завершена работа по государственной регистрации права собственности на имущество, принадлежащее муниципальному образованию.
В целях повышения эффективности управления муниципальным имуществом разработана схема закрепления за подразделениями администрации города объектов муниципальной собственности, что позволило четко распределить ответственность и полномочия. Разработана система отчетности, ведется мониторинг деятельности муниципальных предприятий. Ежегодно утверждается процент отчислений от прибыли муниципальных предприятий, подлежащий зачислению в бюджет города (в 2007 г. сумма составит около 3 млн руб.).
– Как обстоят дела с собираемостью земельного налога и налога на имущество физических лиц? Какие налоги субъект РФ закрепил за бюджетом города?
– При оценке фактического исполнения бюджета и перспектив собираемости местных налогов возникает ряд проблем. Переход ряда плательщиков земельного налога на уплату арендной платы за землю по причине необходимости выкупа земельного участка приводит к снижению поступления местного налога. Имеется проблема с наличием недоимки у бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета вышестоящего уровня. По состоянию на 31 декабря 2006 г., из 7 млн руб. недоимки земельного налога более 2 млн приходится на федеральные образовательные учреждения. При положительной динамике поступлений налога на имущество физических лиц и повышении уровня собираемости остается проблема неполноты налоговой базы из-за отсутствия механизма налогообложения незавершенных объектов строительства и другого незарегистрированного имущества.
В 2007 г. за Рязанью дополнительно закреплены нормативы отчислений: налог на доходы физических лиц – 40%, единый налог на вмененный доход – 90%, единый сельскохозяйственный налог – 60%, государственные пошлины – 100%.
– Как проходит реформирование коммунальной инфраструктуры на муниципальном уровне?
– В соответствии с новым Жилищным кодексом РФ объектом управления является не жилищный фонд, а многоквартирный дом. В целях активизации работы по выбору способа управления домом проведено около 2 тыс. встреч работников администрации города с представителями многоквартирных домов. Большинство собственников отдали предпочтение непосредственному способу управления домом. На базе муниципального и ведомственного жилищного фонда создано и зарегистрировано 12 ТСЖ.
Необходима поддержка правительства Рязанской области в части формирования базы данных по многоквартирным домам (в администрации города имеется информация только по жилищному фонду, который находится на обслуживании жилищных организаций и ТСЖ, ЖСК), то есть решение вопроса о безвозмездном предоставлении необходимой информации из баз данных управления Федеральной регистрационной службы по Рязанской области и Рязанского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация».
Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства города имеют исключительное значение для осуществления национального проекта по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем.
– Каково состояние жилищно-коммунального хозяйства города? Как решаются проблемы энергосбережения?
– Жилищно-коммунальное хозяйство города находится в неудовлетворительном состоянии. Потери при производстве, транспортировке и потреблении энергоресурсов значительны. Инженерные системы и сооружения морально устарели и нуждаются в коренной модернизации. Финансовое состояние организаций жилищно-коммунального комплекса продолжает ухудшаться, увеличивается задолженность. Основные пути решения проблем: внедрение энергосберегающих технологий на всех уровнях ответственности, выработка механизма, обеспечивающего стопроцентную оплату услуг ЖКХ.
В настоящее время разрабатывается муниципальная целевая программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры города Рязани на 2008–2015 гг.». В результате энергосбережения сэкономленные средства могут достигать внушительных размеров. Так, в конце 2006 г. проведено энергетическое обследование объектов МП «Водоканал города Рязани». Намеченные мероприятия по энергосбережению позволяют получить годовую экономию в сумме более 20 млн руб. со сроком окупаемости один год.
Необходимо законодательно определить объем и период привлечения сэкономленных средств на реализацию программы модернизации. Создать условия для повсеместной установки домовых и квартирных приборов учета. Включать в технические условия для нового строительства и модернизации жилых зданий пункт «Энергосбережение». С целью организации установки и последующей эксплуатации приборов учета создать систему автоматизированного сбора информации от потребителей услуг.
Следует отметить, что установка приборов учета – важнейшая задача, от решения которой зависит не только сохранение энергоресурсов, но и размер платежей граждан, обоснованность доходов поставщиков энергоресурсов, расходы бюджета, темпы инфляции.
– Каков вклад малого бизнеса в развитие приоритетных направлений Рязани и доходы бюджета?
– В городе действует около 1 тыс. субъектов малого предпринимательства, в том числе в социально-значимых отраслях экономики (ЖКХ, здравоохранение, образование). В 2007 г. поступления по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности планируются в размере 234,1 млн руб.
В городе разработана и утверждена муниципальная целевая программа «Комплексная поддержка малого предпринимательства в городе Рязани на 2007–2010 гг.». Целью программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства в приоритетных для Рязани направлениях.
– Участие в национальном проекте «Здоровье»: ваши достижения и успехи?
– В Рязани в рамках реализации национального проекта «Здоровье» проведена большая работа по приоритетному направлению «Развитие первичной медицинской помощи».
С января 2006 г. за счет средств РОФОМСа осуществлялись денежные выплаты участковым терапевтам и педиатрам – по 10 тыс. руб., медицинским сестрам участковой службы – по 5 тыс. руб. В 2006 г. обучено 54 участковых терапевта и педиатра, проведена подготовка врачей по специальности «Общая врачебная практика».
В МУЗ Рязани поставлено оборудования на сумму более 43 млн руб. (шесть рентгенаппаратов, два маммографа, восемь комплексов лабораторного оборудования, 20 ЭКГ-аппаратов, 11 эндоскопических аппаратов, 20 аппаратов УЗИ). Подготовка помещений для нового оборудования профинансирована за счет городского бюджета (2,4 млн руб.). В ССМП поступило 15 автомобилей.
В 2006 г. проводилась дополнительная иммунизация населения. Для соблюдений условий транспортировки и хранения вакцин был выделен из городского бюджета 1 млн руб. На материальное поощрение медицинских работников, проводящих дополнительную иммунизацию, из бюджета города выделено 250 тыс. руб.
Проводилась дополнительная диспансеризация работников бюджетной сферы и работников, занятых на производстве с вредными условиями труда. На эти цели в МУЗ поступило 8,3 млн руб. федеральных средств.
В МУЗ Рязани за оказание первичной помощи неработающим пенсионерам перечислены средства в сумме 17 млн руб., а за оказание первичной помощи работающим – 14,6 млн.
С 1 июля 2006 г. осуществлялись ежемесячные доплаты медработникам ССМП: врачам в размере 5 тыс. руб., фельдшерам – 3,5 тыс., медсестрам – 2,5 тыс. В целом выплаты составили 7,9 млн руб. Водителям ССМП установлены доплаты за счет средств городского бюджета.
В 2006 г. МУЗ Рязани за оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов РО ФСС РФ было оплачено 9 524 талона № 1, 2. На эти цели лечебно-профилактическим учреждениям перечислено 35,3 млн руб.
– Как решается проблема обеспечения рязанцев жильем?
– В 2006 г. в городе построено 272,8 тыс. кв. м жилья, что на 35% больше, чем в предыдущем. Почти 10 тыс. семей в прошедшем году улучшили свои жилищные условия. Сегодня на одного жителя города приходится 21,4 кв. м жилья.
С 2002 г. в Рязани реализуется муниципальная целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда». В рамках данной программы в 2004 г. за счет бюджетных средств построен 115-квартирный дом, в котором 96 квартир предоставлено семьям, проживавшим в аварийном и ветхом фонде. В настоящее время за счет бюджетных средств осуществляется строительство 100-квартирного жилого дома, выделены средства из городского бюджета на проектные работы для 80-квартирного жилого дома.
В соответствии с соглашениями, заключаемыми между администрацией города и застройщиками, застройщики передают администрации города до 20% от площади построенного жилья или осуществляют за свой счет снос и расселение граждан, проживающих в ветхом и аварийном фонде на сумму, составляющую до 20% от сметной стоимости проекта. Так, за период с 2004 по 2006 г. за счет внебюджетных средств было переселено 200 семей, затраты на расселение составили более 160 млн руб.
Для решения жилищной проблемы молодых семей реализуется муниципальная программа «Молодой семье – доступное жилье». В соответствии с данной программой молодым семьям предоставляются безвозмездные субсидии на приобретение жилья.
Проводится планомерная работа по исполнению государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, определенных федеральным законодательством. Так, в 2006 г. предоставлено сертификатов и договоров на покупку квартир на сумму более 48 млн руб.
В городе действует муниципальная целевая программа «Социальная ипотека на 2007–2015 гг.», направленная на оказание поддержки гражданам, проживающим в общежитиях, коммунальных квартирах и ветхом фонде, а также многодетным и неполным семьям, работникам бюджетной сферы. В рамках данной программы предоставляются ипотечные займы на покупку жилья под льготный процент (2,63% годовых). Успешное выполнение мероприятий программы позволит к 2015 г. обеспечить жильем 5,7 тыс. семей.
С 2007 г. реализуется целевая программа «Муниципальная ипотека на 2007–2010 гг.», основной механизм которой предусматривает оказание поддержки в улучшении жилищных условий работникам бюджетной сферы, муниципальных предприятий, многодетным и неполным семьям путем субсидирования 50% затрат на уплату процентов за пользование ипотечным банковским кредитом. Успешное выполнение мероприятий программы позволит к 2010 г. обеспечить жильем около 500 семей, проживающих в Рязани.
На февраль 2007 г. на очереди стояло 10 632 семьи. В очереди военнослужащих, уволенных в запас и избравших Рязань постоянным местом жительства, состоит 413 семей.
– Какова демографическая ситуация в Рязани? Какая социальная помощь оказывается многодетным семьям?
– В городе продолжается процесс сокращения численности населения. На 1 января 2007 г. население Рязани составило 512,2 тыс. человек, уменьшившись за год на 1,1 тыс. Число родившихся в 2006 г., по сравнению с 2005 г., увеличилось на 39 человек и составило 4 288. Число умерших в 1,7 раза превышает число родившихся (в 2005 г. – в 1,9 раза).
В Рязани по сравнению с 1999 г. количество многодетных семей уменьшилось вдвое. В 2006 г. в Рязани наметился некоторый рост количества многодетных семей.
С 1 января 2006 г. вступил в силу закон Рязанской области «О социальной поддержке многодетных семей в Рязанской области». Данный закон предусматривает следующие меры социальной поддержки: скидка в размере 30% на оплату коммунальных услуг; 100 руб. – компенсационные выплаты за содержание ребенка в дошкольном учреждении, 70 руб. – на приобретение льготного проездного билета на общественный транспорт, с 1 января 2007 г. – 500 руб. для приобретения школьных принадлежностей.
В соответствии с законом Рязанской области «О дополнительной поддержке граждан в связи с рождением ребенка» организована работа по назначению единовременного пособия семьям: при рождении третьего и последующего ребенка – в размере 5 тыс. руб., при рождении двух детей одновременно – 10 тыс., при рождении трех и более детей одновременно – 15 тыс.
С 1 января 2007 г. родителям выплачивается компенсация части родительской платы за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении: на первого ребенка – в размере 20%, на второго – 50%, на третьего и последующих детей – 70%.
В Рязани действует льготный проезд в муниципальном пассажирском транспорте для одного из родителей многодетной семьи. В бюджете города ежегодно предусматриваются средства для осуществления мер социальной поддержки малообеспеченных семей различных категорий, в том числе многодетных семей: оказание финансовой, вещевой помощи, предоставление благотворительного горячего питания, организация отдыха детей, проведение мероприятий, связанных с памятными датами.
– Какие крупные инвестиционные программы осуществляются в Рязани?
– В 2006 г. утвержден генеральный план Рязани. Планируется разработка правил застройки территорий, градостроительного зонирования территории. Ведутся работы по созданию цифровой карты города и информационной системы градостроительной деятельности.
Проводится работа по привлечению внешних инвестиций в строительство крупных жилых массивов. В настоящее время активно ведется жилищное строительство на территории пятого микрорайона Дашково-Песочни. Общая площадь застройки – 30 га с объемом инвестиций 4,5 млрд руб. За счет застройщиков предусмотрено строительство поликлиники, школы, детского сада. Сметная стоимость строительства объектов социального назначения и инженерной инфраструктуры составляет около 700 млн руб.
Одним из инвестиционных проектов является строительство современного завода по производству флоат-стекла (мощность – 700 тонн в день) и коутера (линии магнетронного напыления). Инициатор проекта – ООО «Гардиан Стекло Рязань». Полная стоимость проекта – 145–180 млн евро. Использование выпускаемой продукции: остекление окон, производство стеклопакетов и фасадов, в автомобильной и мебельной промышленности, дизайнерских проектах. Реализация этих инвестиционных проектов позволит создать около 300 рабочих мест.
Справка «Бюджета»
Федор Иванович ПРОВОТОРОВ, глава администрации города Рязани
Родился в 1965 г. в Рязанской области.
Окончил Рязанский государственный педагогический университет, затем Финансовую академию при Правительстве РФ.
С 1995 г. участвовал в становлении ряда крупных предприятий Рязанской области.
С 1999 г. занимается политической деятельностью. Один из основателей общественно-политического движения «Единство» в регионе, член партии «Единая Россия».
С 2006 г. – глава администрации города Рязани.
– В жизни регионов крайне важны взаимоотношения субъекта РФ и органов власти местного самоуправления. Какую финансовую помощь оказывает Рязанская область муниципалитету?
– В бюджете города на 2007 г. предусмотрены доходы в сумме 3 397,3 млн руб. и расходы в сумме 3 641,1 млн с дефицитом в размере 243,8 млн. Доля собственных доходов в бюджете города составляет 71,8%. Сумма безвозмездных поступлений из вышестоящего бюджета составляет 958,5 млн руб. (дотации – 23,2 млн, субвенции – 894,1 млн, субсидии – 41,2 млн). Главной целью бюджетного законодательства должно являться обеспечение сбалансированности доходных источников и расходных полномочий местных бюджетов. Принятые поправки к Бюджетному и Налоговому кодексам усугубили дисбаланс между доходными и расходными полномочиями муниципалитета. В результате ощущается острая нехватка собственных доходных источников для обеспечения расходных полномочий. При высоком экономическом и налоговом потенциале муниципального образования в бюджет Рязани поступает около 15% от объема средств, собранных на территории города. В 2006 г. из областного бюджета городу была оказана финансовая помощь в размере 589,2 млн руб. на благоустройство территории, капитальный ремонт жилищного фонда и бюджетных учреждений, стабилизацию бюджета города.
– Какова структура бюджета города, его доходов и расходов?
– Основную долю доходной базы бюджета Рязани формируют налоговые доходы: их удельный вес составляет 81,4%. Основными налоговыми доходными источниками для бюджета города в 2007 г. являются налог на доходы физических лиц (доля в бюджете – 63,2%) и единый налог на вмененный доход (доля – 9,6%). Местные налоги – налог на имущество физических лиц и земельный налог – составляют 6,4% в объеме доходов.
Бюджет Рязани имеет ярко выраженную социальную направленность: 69,7% расходов направляется на нужды образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания населения. Бюджетная политика в части расходов в первую очередь направлена на обеспечение своевременной выплаты заработной платы бюджетной сферы, удельный вес которой в расходах бюджета составляет 44,3%.
– Кто основные плательщики налогов в бюджет?
– Около 15% поступлений обеспечивают 12 крупнейших налогоплательщиков (в частности, ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания», ФГУП «Государственный Рязанский приборный завод», ОАО «Рязанский завод автомобильных агрегатов», ОАО «Тяжпрессмаш», ОАО «Завод “Красное знамя”»).
– Как осуществляется собираемость доходов?
– В связи с тем, что основные налоги регламентированы налоговым законодательством, влияние местных властей на налоговую политику ограничено. Администрация города на основе информации от налоговых органов анализирует состояние задолженности в местный бюджет. Ежемесячно проводятся заседания комиссии администрации города по укреплению налоговой дисциплины. Проблема недоимки остается, но наблюдается положительная динамика ее снижения. В 2006 г. в бюджет города поступило 25,7 млн руб. недоимки.
– Как в Рязани проходит реализация Федерального закона № 131-ФЗ? Какие трудности возникли при его введении?
– На протяжении 2004–2006 гг. проведена большая работа по реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Проведен анализ проблем, на основании которого разработана Концепция реализации закона на территории города, утвержден план мероприятий. Своевременно проведена работа по описанию границ городского округа. Устав города и ряд других нормативных актов приведены в соответствие с требованиями Федерального законодательства. Бюджет города формируется на основании реестра расходных обязательств городского округа.
Разграничены полномочия между муниципальным образованием и субъектом РФ. Городу делегированы государственные полномочия: в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения до 2008 г.; по комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; по финансированию расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды; по выплате гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; по выплате социальных пособий на погребение; по оформлению и рассмотрению дел об административных правонарушениях. Однако выделяемые субвенции из областного бюджета не полностью покрывают расходы ОМС на исполнение переданных полномочий.
К настоящему времени основными проблемами реализации Федерального закона № 131-ФЗ являются финансовое обеспечение расходных обязательств муниципалитета, разграничение полномочий и имущества.
Остается нерешенным вопрос с исполнением полномочий по организации тушения пожаров (из городского бюджета финансируется содержание двух пожарных частей) и по охране общественного порядка на территории города (из городского бюджета финансируется ОМОБ Рязани, входящий в структуру УВД). Проблема в реализации данного полномочия заключается в том, что до сих пор не принят федеральный закон, определяющий порядок организации и деятельности муниципальной милиции.
В сложившейся ситуации необходимо обеспечение роста налогооблагаемой базы, увеличения числа местных налогов и повышения нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов.
– Как решаются вопросы разграничения собственности между центром, регионом и муниципальным образованием?
– Вопрос разграничения имущества затягивается из-за отсутствия нормативных правовых актов Правительства РФ. Должны быть законодательно регламентированы условия перехода права собственности, в том числе определен размер компенсации.
В течение 2006 г. проводилась работа по разграничению имущества. В собственность субъекта передано семь объектов (два моста и пять специализированных школ). В собственность города приняты из государственной собственности детские сады, жилые дома, квартиры, объекты инженерной инфраструктуры, что потребует значительных затрат на ремонт и содержание.
В настоящее время по договорам безвозмездного пользования государственным организациям передано 13 415,7 кв. м муниципальных площадей. В то же время городу Рязани не хватает помещений общей площадью 128 425 кв. м для решения вопросов местного значения.
В 2006 г. доля доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, составила 15,2% собственных доходов. В результате изъятия собственности муниципалитет лишается значительной части доходов. В муниципальную собственность передается имущество, требующее значительных затрат на его ремонт и содержание (детские сады, жилой фонд, общежития).
– С какими проблемами по эффективному управлению муниципальным имуществом вы сталкиваетесь?
– Не сформирована автоматизированная информационная система управления муниципальным имуществом, не завершена работа по государственной регистрации права собственности на имущество, принадлежащее муниципальному образованию.
В целях повышения эффективности управления муниципальным имуществом разработана схема закрепления за подразделениями администрации города объектов муниципальной собственности, что позволило четко распределить ответственность и полномочия. Разработана система отчетности, ведется мониторинг деятельности муниципальных предприятий. Ежегодно утверждается процент отчислений от прибыли муниципальных предприятий, подлежащий зачислению в бюджет города (в 2007 г. сумма составит около 3 млн руб.).
– Как обстоят дела с собираемостью земельного налога и налога на имущество физических лиц? Какие налоги субъект РФ закрепил за бюджетом города?
– При оценке фактического исполнения бюджета и перспектив собираемости местных налогов возникает ряд проблем. Переход ряда плательщиков земельного налога на уплату арендной платы за землю по причине необходимости выкупа земельного участка приводит к снижению поступления местного налога. Имеется проблема с наличием недоимки у бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета вышестоящего уровня. По состоянию на 31 декабря 2006 г., из 7 млн руб. недоимки земельного налога более 2 млн приходится на федеральные образовательные учреждения. При положительной динамике поступлений налога на имущество физических лиц и повышении уровня собираемости остается проблема неполноты налоговой базы из-за отсутствия механизма налогообложения незавершенных объектов строительства и другого незарегистрированного имущества.
В 2007 г. за Рязанью дополнительно закреплены нормативы отчислений: налог на доходы физических лиц – 40%, единый налог на вмененный доход – 90%, единый сельскохозяйственный налог – 60%, государственные пошлины – 100%.
– Как проходит реформирование коммунальной инфраструктуры на муниципальном уровне?
– В соответствии с новым Жилищным кодексом РФ объектом управления является не жилищный фонд, а многоквартирный дом. В целях активизации работы по выбору способа управления домом проведено около 2 тыс. встреч работников администрации города с представителями многоквартирных домов. Большинство собственников отдали предпочтение непосредственному способу управления домом. На базе муниципального и ведомственного жилищного фонда создано и зарегистрировано 12 ТСЖ.
Необходима поддержка правительства Рязанской области в части формирования базы данных по многоквартирным домам (в администрации города имеется информация только по жилищному фонду, который находится на обслуживании жилищных организаций и ТСЖ, ЖСК), то есть решение вопроса о безвозмездном предоставлении необходимой информации из баз данных управления Федеральной регистрационной службы по Рязанской области и Рязанского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация».
Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства города имеют исключительное значение для осуществления национального проекта по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем.
– Каково состояние жилищно-коммунального хозяйства города? Как решаются проблемы энергосбережения?
– Жилищно-коммунальное хозяйство города находится в неудовлетворительном состоянии. Потери при производстве, транспортировке и потреблении энергоресурсов значительны. Инженерные системы и сооружения морально устарели и нуждаются в коренной модернизации. Финансовое состояние организаций жилищно-коммунального комплекса продолжает ухудшаться, увеличивается задолженность. Основные пути решения проблем: внедрение энергосберегающих технологий на всех уровнях ответственности, выработка механизма, обеспечивающего стопроцентную оплату услуг ЖКХ.
В настоящее время разрабатывается муниципальная целевая программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры города Рязани на 2008–2015 гг.». В результате энергосбережения сэкономленные средства могут достигать внушительных размеров. Так, в конце 2006 г. проведено энергетическое обследование объектов МП «Водоканал города Рязани». Намеченные мероприятия по энергосбережению позволяют получить годовую экономию в сумме более 20 млн руб. со сроком окупаемости один год.
Необходимо законодательно определить объем и период привлечения сэкономленных средств на реализацию программы модернизации. Создать условия для повсеместной установки домовых и квартирных приборов учета. Включать в технические условия для нового строительства и модернизации жилых зданий пункт «Энергосбережение». С целью организации установки и последующей эксплуатации приборов учета создать систему автоматизированного сбора информации от потребителей услуг.
Следует отметить, что установка приборов учета – важнейшая задача, от решения которой зависит не только сохранение энергоресурсов, но и размер платежей граждан, обоснованность доходов поставщиков энергоресурсов, расходы бюджета, темпы инфляции.
– Каков вклад малого бизнеса в развитие приоритетных направлений Рязани и доходы бюджета?
– В городе действует около 1 тыс. субъектов малого предпринимательства, в том числе в социально-значимых отраслях экономики (ЖКХ, здравоохранение, образование). В 2007 г. поступления по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности планируются в размере 234,1 млн руб.
В городе разработана и утверждена муниципальная целевая программа «Комплексная поддержка малого предпринимательства в городе Рязани на 2007–2010 гг.». Целью программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства в приоритетных для Рязани направлениях.
– Участие в национальном проекте «Здоровье»: ваши достижения и успехи?
– В Рязани в рамках реализации национального проекта «Здоровье» проведена большая работа по приоритетному направлению «Развитие первичной медицинской помощи».
С января 2006 г. за счет средств РОФОМСа осуществлялись денежные выплаты участковым терапевтам и педиатрам – по 10 тыс. руб., медицинским сестрам участковой службы – по 5 тыс. руб. В 2006 г. обучено 54 участковых терапевта и педиатра, проведена подготовка врачей по специальности «Общая врачебная практика».
В МУЗ Рязани поставлено оборудования на сумму более 43 млн руб. (шесть рентгенаппаратов, два маммографа, восемь комплексов лабораторного оборудования, 20 ЭКГ-аппаратов, 11 эндоскопических аппаратов, 20 аппаратов УЗИ). Подготовка помещений для нового оборудования профинансирована за счет городского бюджета (2,4 млн руб.). В ССМП поступило 15 автомобилей.
В 2006 г. проводилась дополнительная иммунизация населения. Для соблюдений условий транспортировки и хранения вакцин был выделен из городского бюджета 1 млн руб. На материальное поощрение медицинских работников, проводящих дополнительную иммунизацию, из бюджета города выделено 250 тыс. руб.
Проводилась дополнительная диспансеризация работников бюджетной сферы и работников, занятых на производстве с вредными условиями труда. На эти цели в МУЗ поступило 8,3 млн руб. федеральных средств.
В МУЗ Рязани за оказание первичной помощи неработающим пенсионерам перечислены средства в сумме 17 млн руб., а за оказание первичной помощи работающим – 14,6 млн.
С 1 июля 2006 г. осуществлялись ежемесячные доплаты медработникам ССМП: врачам в размере 5 тыс. руб., фельдшерам – 3,5 тыс., медсестрам – 2,5 тыс. В целом выплаты составили 7,9 млн руб. Водителям ССМП установлены доплаты за счет средств городского бюджета.
В 2006 г. МУЗ Рязани за оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов РО ФСС РФ было оплачено 9 524 талона № 1, 2. На эти цели лечебно-профилактическим учреждениям перечислено 35,3 млн руб.
– Как решается проблема обеспечения рязанцев жильем?
– В 2006 г. в городе построено 272,8 тыс. кв. м жилья, что на 35% больше, чем в предыдущем. Почти 10 тыс. семей в прошедшем году улучшили свои жилищные условия. Сегодня на одного жителя города приходится 21,4 кв. м жилья.
С 2002 г. в Рязани реализуется муниципальная целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда». В рамках данной программы в 2004 г. за счет бюджетных средств построен 115-квартирный дом, в котором 96 квартир предоставлено семьям, проживавшим в аварийном и ветхом фонде. В настоящее время за счет бюджетных средств осуществляется строительство 100-квартирного жилого дома, выделены средства из городского бюджета на проектные работы для 80-квартирного жилого дома.
В соответствии с соглашениями, заключаемыми между администрацией города и застройщиками, застройщики передают администрации города до 20% от площади построенного жилья или осуществляют за свой счет снос и расселение граждан, проживающих в ветхом и аварийном фонде на сумму, составляющую до 20% от сметной стоимости проекта. Так, за период с 2004 по 2006 г. за счет внебюджетных средств было переселено 200 семей, затраты на расселение составили более 160 млн руб.
Для решения жилищной проблемы молодых семей реализуется муниципальная программа «Молодой семье – доступное жилье». В соответствии с данной программой молодым семьям предоставляются безвозмездные субсидии на приобретение жилья.
Проводится планомерная работа по исполнению государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, определенных федеральным законодательством. Так, в 2006 г. предоставлено сертификатов и договоров на покупку квартир на сумму более 48 млн руб.
В городе действует муниципальная целевая программа «Социальная ипотека на 2007–2015 гг.», направленная на оказание поддержки гражданам, проживающим в общежитиях, коммунальных квартирах и ветхом фонде, а также многодетным и неполным семьям, работникам бюджетной сферы. В рамках данной программы предоставляются ипотечные займы на покупку жилья под льготный процент (2,63% годовых). Успешное выполнение мероприятий программы позволит к 2015 г. обеспечить жильем 5,7 тыс. семей.
С 2007 г. реализуется целевая программа «Муниципальная ипотека на 2007–2010 гг.», основной механизм которой предусматривает оказание поддержки в улучшении жилищных условий работникам бюджетной сферы, муниципальных предприятий, многодетным и неполным семьям путем субсидирования 50% затрат на уплату процентов за пользование ипотечным банковским кредитом. Успешное выполнение мероприятий программы позволит к 2010 г. обеспечить жильем около 500 семей, проживающих в Рязани.
На февраль 2007 г. на очереди стояло 10 632 семьи. В очереди военнослужащих, уволенных в запас и избравших Рязань постоянным местом жительства, состоит 413 семей.
– Какова демографическая ситуация в Рязани? Какая социальная помощь оказывается многодетным семьям?
– В городе продолжается процесс сокращения численности населения. На 1 января 2007 г. население Рязани составило 512,2 тыс. человек, уменьшившись за год на 1,1 тыс. Число родившихся в 2006 г., по сравнению с 2005 г., увеличилось на 39 человек и составило 4 288. Число умерших в 1,7 раза превышает число родившихся (в 2005 г. – в 1,9 раза).
В Рязани по сравнению с 1999 г. количество многодетных семей уменьшилось вдвое. В 2006 г. в Рязани наметился некоторый рост количества многодетных семей.
С 1 января 2006 г. вступил в силу закон Рязанской области «О социальной поддержке многодетных семей в Рязанской области». Данный закон предусматривает следующие меры социальной поддержки: скидка в размере 30% на оплату коммунальных услуг; 100 руб. – компенсационные выплаты за содержание ребенка в дошкольном учреждении, 70 руб. – на приобретение льготного проездного билета на общественный транспорт, с 1 января 2007 г. – 500 руб. для приобретения школьных принадлежностей.
В соответствии с законом Рязанской области «О дополнительной поддержке граждан в связи с рождением ребенка» организована работа по назначению единовременного пособия семьям: при рождении третьего и последующего ребенка – в размере 5 тыс. руб., при рождении двух детей одновременно – 10 тыс., при рождении трех и более детей одновременно – 15 тыс.
С 1 января 2007 г. родителям выплачивается компенсация части родительской платы за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении: на первого ребенка – в размере 20%, на второго – 50%, на третьего и последующих детей – 70%.
В Рязани действует льготный проезд в муниципальном пассажирском транспорте для одного из родителей многодетной семьи. В бюджете города ежегодно предусматриваются средства для осуществления мер социальной поддержки малообеспеченных семей различных категорий, в том числе многодетных семей: оказание финансовой, вещевой помощи, предоставление благотворительного горячего питания, организация отдыха детей, проведение мероприятий, связанных с памятными датами.
– Какие крупные инвестиционные программы осуществляются в Рязани?
– В 2006 г. утвержден генеральный план Рязани. Планируется разработка правил застройки территорий, градостроительного зонирования территории. Ведутся работы по созданию цифровой карты города и информационной системы градостроительной деятельности.
Проводится работа по привлечению внешних инвестиций в строительство крупных жилых массивов. В настоящее время активно ведется жилищное строительство на территории пятого микрорайона Дашково-Песочни. Общая площадь застройки – 30 га с объемом инвестиций 4,5 млрд руб. За счет застройщиков предусмотрено строительство поликлиники, школы, детского сада. Сметная стоимость строительства объектов социального назначения и инженерной инфраструктуры составляет около 700 млн руб.
Одним из инвестиционных проектов является строительство современного завода по производству флоат-стекла (мощность – 700 тонн в день) и коутера (линии магнетронного напыления). Инициатор проекта – ООО «Гардиан Стекло Рязань». Полная стоимость проекта – 145–180 млн евро. Использование выпускаемой продукции: остекление окон, производство стеклопакетов и фасадов, в автомобильной и мебельной промышленности, дизайнерских проектах. Реализация этих инвестиционных проектов позволит создать около 300 рабочих мест.
Справка «Бюджета»
Федор Иванович ПРОВОТОРОВ, глава администрации города Рязани
Родился в 1965 г. в Рязанской области.
Окончил Рязанский государственный педагогический университет, затем Финансовую академию при Правительстве РФ.
С 1995 г. участвовал в становлении ряда крупных предприятий Рязанской области.
С 1999 г. занимается политической деятельностью. Один из основателей общественно-политического движения «Единство» в регионе, член партии «Единая Россия».
С 2006 г. – глава администрации города Рязани.
Журнал "Бюджет" №4 апрель 2007 г.