25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4397 Материалы по теме
кривоносов
Сергей КРИВОНОСОВ, глава администрации города Палласовки Палласовского района Волгоградской области

 Город Палласовка (городское поселение) расположен в северо-восточной части Волгоградской области, на границе с Казахстаном, в 300 км от областного центра. Город занимает территорию 3 519,1 га, население – 16,5 тыс. человек.
Не так давно районный центр Палласовку чаще называли станцией, так как история возникновения города напрямую связана со строительством Астраханской линии железной дороги. Свое имя станция получила от академика Санкт-Петербургской академии наук, знаменитого путешественника и натуралиста Петра Симона Палласа, изучавшего в XVIII в. Поволжский край. Выводы великого ученого о перспективе использования природных ресурсов Заволжья звучат как приговор: земля столь засолена и бесплодна, что непригодна ни для хлеборобства, ни для выпаса скота.
Однако жизнь опровергла мрачные предположения академика. В безлюдной полупустыне построен современный город, на привокзальной площади которого возвышается памятник П. С. Палласу. Современная Палласовка – крупный для степного Заволжья центр сельскохозяйственного производства. Основными градообразующими предприятиями являются подразделения Приволжской железной дороги, перекачивающая газокомпрессорная станция, предприятия переработки сельскохозяйственной продукции. В Палласовке есть пять средних школ, пять детских садов, колледж, ПУ-56, больничный комплекс, два дома культуры, две библиотеки, музей, кинотеатр.
Город Палласовка имеет 398,4 тыс. кв. м жилого фонда, из которых 153,0 тыс. составляют многоэтажные застройки, а 245,4 тыс. занимает частный сектор. Здесь функционирует шесть промышленных предприятий, три предприятия связи и транспорта, три строительных и дорожных компании, 96 предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, зарегистрирован 901 предприниматель.
За 2006 г. бюджет городского поселения исполнен по доходам на 94,1%, по расходам на 92,3%. Сбор собственных средств доходной части бюджета недовыполнен из-за отсутствия налогооблагаемой базы по малособираемым налогам, таким как налог на имущество физических лиц и часть земельного налога, плательщиками которого являются физические лица. Данные налоги до 2006 г. практически не собирались, при анализе плательщиками оказались только 30% собственников. Задача по созданию налогооблагаемой базы за короткие сроки легла на плечи поселений.
Есть и другая проблема, которая заключается в том, что бюджеты формируются по уровням, сверху вниз, и бюджет поселения является конечным. В результате размер выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселения целиком зависит от того, что останется в субъекте Федерации, а не от необходимого минимума бюджетных обязательств поселения по каждому полномочию ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ.
В условиях, когда большинству поселений требуется финансовая помощь ввиду недостаточности собственной доходной базы, главы поселений вынуждены нарушать закон № 131-ФЗ, поскольку не способны исполнять большинство возложенных на них полномочий. Так, из 31 полномочия в 2006 г. в бюджетах поселений было учтено финансирование шести-семи, причем в объеме минимальных обязательств. В дальнейшем ситуация может развиваться двумя путями:
1.    Если не изменить ситуацию с формированием бюджетов поселений вплоть до полного обеспечения финансирования всех полномочий, Федеральный закон № 131-ФЗ перестанет действовать, а часть поселений, уже имеющих задолженности разных уровней, перестанут существовать. Этого допустить нельзя, иначе ситуация станет абсурдной.
2.    На сегодняшний день вся база поселений фактически зависит от плательщиков – физических лиц (НДФЛ, налог на имущество физических лиц, большая часть земельного налога). Предприятия и организации из этого практически исключены. Чтобы поселения были заинтересованы в развитии производства, необходимо вернуть часть налогов, таких как налог на прибыль, на имущество предприятий, на вмененный доход по предпринимателям, то есть дать поселениям право развивать собственную налогооблагаемую базу.
Только при этих условиях бюджеты поселений смогут постепенно выравниваться, перестать зависеть от бюджетов муниципальных районов и субъектов Федерации, а значит, появится возможность в полной мере исполнять полномочия органов местного самоуправления, возложенные на поселения законодательством.

Журнал "Бюджет" №4 апрель 2007 г.
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно