Вячеслав ЩЕГЛЕВАТЫХ, начальник Управления финансов Липецкой области
В Липецкой области насчитывается 331 муниципальное образование, в том числе 311 поселений (6 городских и 305 сельских). С 1 января 2006 г. все поселения области перешли на реализацию Федерального закона № 131-ФЗ, самостоятельно составляют и исполняют свои бюджеты и до 1 января 2007 г. утвердили свои бюджеты на 2007 г.
Есть ряд проблем, связанных со сборами местных налогов поселений. Так, в отношении налога на имущество физических лиц:
- отсутствует единая база данных по объектам недвижимости. В органах БТИ имеются сведения только по тем объектам, на которые оформлено право собственности либо есть технические паспорта. Для выявления потенциальных объектов налогообложения органам местного самоуправления необходимо проводить инвентаризацию, предусмотрев в бюджете средства на эти цели;
- отсутствует законодательно установленный срок обязательной регистрации прав собственности на имущество, что ведет к невозможности налогообложения объектов недвижимости. Соответственно требуется законодательно определить сроки обязательной регистрации либо предоставить органам местного самоуправления право самостоятельно оценивать это имущество и предоставлять сведения для исчисления налога в налоговые органы;
- примерно половина суммы начисленного налога не взыскивается в связи с предоставлением налоговых льгот на федеральном уровне. Учитывая, что данный налог имеет статус местного, целесообразно отменить подобные льготы либо предусмотреть компенсацию местным бюджетам за счет федеральных средств.
Что касается земельного налога:
- опыт работы муниципалитетов в 2006 г. показал, что данные земельного кадастра в ряде случаев не соответствуют действительности. В частности, изменились границы земельных участков, землепользователи, их адреса, право пользования. Это затягивает процесс формирования полной налоговой базы по земельному налогу. Необходимо предусмотреть информационное взаимодействие органов местного самоуправления с органами Роснедвижимости, а уточнять имеющиеся сведения по земельным участкам при непосредственном и активном участии органов Роснедвижимости;
- согласно действующему законодательству налогоплательщики – юридические лица и индивидуальные предприниматели уплачивают земельный налог самостоятельно, исходя из кадастровой стоимости земельных участков. Кадастровая стоимость земельных участков должна ежегодно доводиться до налогоплательщиков в порядке, определяемом органом местного самоуправления. Поскольку информацией о земельных участках в полной мере обладают органы Роснедвижимости, целесообразно установить федеральный порядок доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков;
- проблема полноты учета налогоплательщиков прежде всего касается земель сельскохозяйственного назначения. Отсутствие законодательно установленного срока обязательной регистрации прав собственности, а также дороговизна землеустроительных работ не стимулируют физических лиц – собственников земельных паев и сельхозпредприятий, осуществляющих свою деятельность на этих землях, к формированию земельного участка в границах используемых площадей. Следовательно, нужно законодательно установить срок обязательной регистрации прав собственности на земельные участки для физических лиц либо определить четкий механизм передачи физическим лицом земельной доли в аренду сельхозпредприятию;
- до сих пор нет федеральных рекомендаций по уплате арендных платежей за землю, поэтому в работе органов Роснедвижимости четко регламентирован порядок взаимодействия только с налоговыми органами. Обмен информацией с другими органами, в частности являющимися администраторами арендной платы за землю, не определен. Отсутствие сведений затрудняет ведение учета земельных участков, облагаемых арендной платой. Необходимо ускорить принятие соответствующих нормативных актов на федеральном уровне;
- анализ ситуации с учетом наиболее крупных налогоплательщиков показал, что исчисление и уплата земельного налога на основе кадастровой оценки земельных участков привели к снижению налоговой базы по отдельным категориям земель. Особенно остро данный вопрос встал в отношении предприятий, расположенных на землях под промышленными объектами. Начисления и поступления земельного налога от отдельных предприятий снизились в несколько раз. Указанная проблема будет существовать по меньшей мере вплоть до пересмотра результатов кадастровой опенки земель. В связи с этим кадастровую оценку земель необходимо приблизить к рыночной стоимости земельных участков или же ежегодно учитывать в кадастровой оценке инфляционные показатели.
В соответствии с действующим законодательством введение средств самообложения в поселениях с численностью жителей свыше 100 человек решается на местном референдуме. Поскольку в сельских поселениях треть населения составляют люди преклонного возраста, расходы на проведение референдума значительно превысят предполагаемые доходы от данного вида сбора. Следовательно, нужно упростить порядок введения средств самообложения, предусмотрев возможность утверждения разовых платежей конференцией или собранием граждан.
В целях реализации поселениями области расходных полномочий, закрепленных за ними Федеральным законом № 131-ФЗ, а также для сбалансированности бюджетов поселений помимо нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, закрепленных за местными бюджетами Бюджетным кодексом РФ, областным законодательством на постоянной основе установлен дополнительный норматив отчислений в бюджеты поселений в размере 30% от единого сельскохозяйственного налога. Кроме того, из областного бюджета в бюджеты поселений в 2006 г. перечислена дотация в сумме 776 млн руб., направленная на выравнивание финансовых возможностей поселений для осуществления своих полномочий по решению вопросов местного значения. Это позволило органам местного самоуправления обеспечить выполнение расходных полномочий, возложенных на них федеральным законодательством.
В Липецкой области насчитывается 331 муниципальное образование, в том числе 311 поселений (6 городских и 305 сельских). С 1 января 2006 г. все поселения области перешли на реализацию Федерального закона № 131-ФЗ, самостоятельно составляют и исполняют свои бюджеты и до 1 января 2007 г. утвердили свои бюджеты на 2007 г.
Есть ряд проблем, связанных со сборами местных налогов поселений. Так, в отношении налога на имущество физических лиц:
- отсутствует единая база данных по объектам недвижимости. В органах БТИ имеются сведения только по тем объектам, на которые оформлено право собственности либо есть технические паспорта. Для выявления потенциальных объектов налогообложения органам местного самоуправления необходимо проводить инвентаризацию, предусмотрев в бюджете средства на эти цели;
- отсутствует законодательно установленный срок обязательной регистрации прав собственности на имущество, что ведет к невозможности налогообложения объектов недвижимости. Соответственно требуется законодательно определить сроки обязательной регистрации либо предоставить органам местного самоуправления право самостоятельно оценивать это имущество и предоставлять сведения для исчисления налога в налоговые органы;
- примерно половина суммы начисленного налога не взыскивается в связи с предоставлением налоговых льгот на федеральном уровне. Учитывая, что данный налог имеет статус местного, целесообразно отменить подобные льготы либо предусмотреть компенсацию местным бюджетам за счет федеральных средств.
Что касается земельного налога:
- опыт работы муниципалитетов в 2006 г. показал, что данные земельного кадастра в ряде случаев не соответствуют действительности. В частности, изменились границы земельных участков, землепользователи, их адреса, право пользования. Это затягивает процесс формирования полной налоговой базы по земельному налогу. Необходимо предусмотреть информационное взаимодействие органов местного самоуправления с органами Роснедвижимости, а уточнять имеющиеся сведения по земельным участкам при непосредственном и активном участии органов Роснедвижимости;
- согласно действующему законодательству налогоплательщики – юридические лица и индивидуальные предприниматели уплачивают земельный налог самостоятельно, исходя из кадастровой стоимости земельных участков. Кадастровая стоимость земельных участков должна ежегодно доводиться до налогоплательщиков в порядке, определяемом органом местного самоуправления. Поскольку информацией о земельных участках в полной мере обладают органы Роснедвижимости, целесообразно установить федеральный порядок доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков;
- проблема полноты учета налогоплательщиков прежде всего касается земель сельскохозяйственного назначения. Отсутствие законодательно установленного срока обязательной регистрации прав собственности, а также дороговизна землеустроительных работ не стимулируют физических лиц – собственников земельных паев и сельхозпредприятий, осуществляющих свою деятельность на этих землях, к формированию земельного участка в границах используемых площадей. Следовательно, нужно законодательно установить срок обязательной регистрации прав собственности на земельные участки для физических лиц либо определить четкий механизм передачи физическим лицом земельной доли в аренду сельхозпредприятию;
- до сих пор нет федеральных рекомендаций по уплате арендных платежей за землю, поэтому в работе органов Роснедвижимости четко регламентирован порядок взаимодействия только с налоговыми органами. Обмен информацией с другими органами, в частности являющимися администраторами арендной платы за землю, не определен. Отсутствие сведений затрудняет ведение учета земельных участков, облагаемых арендной платой. Необходимо ускорить принятие соответствующих нормативных актов на федеральном уровне;
- анализ ситуации с учетом наиболее крупных налогоплательщиков показал, что исчисление и уплата земельного налога на основе кадастровой оценки земельных участков привели к снижению налоговой базы по отдельным категориям земель. Особенно остро данный вопрос встал в отношении предприятий, расположенных на землях под промышленными объектами. Начисления и поступления земельного налога от отдельных предприятий снизились в несколько раз. Указанная проблема будет существовать по меньшей мере вплоть до пересмотра результатов кадастровой опенки земель. В связи с этим кадастровую оценку земель необходимо приблизить к рыночной стоимости земельных участков или же ежегодно учитывать в кадастровой оценке инфляционные показатели.
В соответствии с действующим законодательством введение средств самообложения в поселениях с численностью жителей свыше 100 человек решается на местном референдуме. Поскольку в сельских поселениях треть населения составляют люди преклонного возраста, расходы на проведение референдума значительно превысят предполагаемые доходы от данного вида сбора. Следовательно, нужно упростить порядок введения средств самообложения, предусмотрев возможность утверждения разовых платежей конференцией или собранием граждан.
В целях реализации поселениями области расходных полномочий, закрепленных за ними Федеральным законом № 131-ФЗ, а также для сбалансированности бюджетов поселений помимо нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, закрепленных за местными бюджетами Бюджетным кодексом РФ, областным законодательством на постоянной основе установлен дополнительный норматив отчислений в бюджеты поселений в размере 30% от единого сельскохозяйственного налога. Кроме того, из областного бюджета в бюджеты поселений в 2006 г. перечислена дотация в сумме 776 млн руб., направленная на выравнивание финансовых возможностей поселений для осуществления своих полномочий по решению вопросов местного значения. Это позволило органам местного самоуправления обеспечить выполнение расходных полномочий, возложенных на них федеральным законодательством.
Журнал "Бюджет" №4 апрель 2007 г.