Реформы — 02 сентября 2011

Борьба Минэкономразвития и ФАС за реформу госзакупок снова обостряется

Версия для печати 1693 Материалы по теме
Борьба Минэкономразвития и ФАС за реформу госзакупок снова обостряется

реформа
Минэкономразвития представило свое видение будущего госзакупок. Федеральная контрактная система (ФКС) позволит более рационально использовать бюджетные средства и перекроет многие коррупционные каналы, уверены в министерстве. В ФАС не согласны: версия закона от Минэкономразвития ущемляет конкуренцию и дает разгул жуликам и ворам.

«При разработке ФКС мы ставили несколько задач. Первая — решить острые проблемы, которые накопились в сфере госзакупок. Второе — дать новую правовую систему координат для развития системы госзаказа», — заявила вчера министр экономиче­ского развития Эльвира Набиуллина, представляя на суд общественности проект закона о ФКС. Поскольку в системе координат действующего 94-ФЗ (закон о госзакупках) решать все проблемы больше не удается, Минэкономразвития предлагает ввести сквозное регулирование всего цикла госзакупок — от планирования до оценки результатов исполнения контрактов.

Первый этап заключается во введении прогнозирования госнужд на пять лет — заказчики должны будут вести планы-графики закупок, чтобы властям было проще просчитать необходимые объемы бюджетных средств. «Середина» системы координат госзаказа — собственно размещение за­каза — дополняется механизмами управления контрактными рисками.

В связи с этим значительно расширяются перечень способов осуществления закупок (в качестве новаций предложены конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений), возможность введения предквалификации, отклонение заявок с демпинговой ценой (если цена контракта уменьшается на 25%), возможность изменения или одностороннего расторжения контракта, а также мониторинг его исполнения.

«Это новый документ не только по букве, но и по духу», — прокомментировал новацию замминистра экономического развития Алексей Лихачев. Расширение способов размещения заказа — это попытка каждой группе товаров и услуг предложить свой, удобный вариант, считает он. Поскольку вместе с введением новых механизмов вводится и персональная ответственность заказчика за каждую закупку, в министерстве надеются, что принятие закона поможет сократить коррупцию в разы и урегулировать все «черные дыры», которые были в 94-ФЗ.

«Задача — сделать каждый бюджетный рубль полновесным, чтобы в этом рубле было больше километров дорог, килограммов продовольствия и лекарств», — поясняет директор департамента развития ФКС Минэкономразвития Ольга Анчишкина. По ее словам, министерство постаралось перекрыть все лазейки для жуликов и воров. В Минэкономразвития не исключают, что документ будет принят в конце 2011 — начале 2012 года.

«Лазейки будут», — категорична юрист проекта «Роспил» Любовь Соболь. В законе не прописано, в каких случаях должна применяться любая из предложенных восьми процедур заказа. К тому же непонятно, какие санкции будут применяться по отношению к «проштрафившимся» заказчикам.

В ФАС считают, что вместе с обнародованием закона Минэкономразвития сбылись их самые негативные прогнозы и ожидания. Список претензий к документу Минэкономразвития у антимонопольного ведомства большой. Одна из основных — самостоятельный выбор заказчиком способов закупок. «Это приведет к существенному ограничению применения конкурентных процедур, в частности электронного аукциона», — рассказал РБК daily глава ФАС Игорь Артемьев.

«Таинственным образом исчезло определение твердой цены. Это значит, что в любой момент заказчики могут ее пересмотреть и пересмотреть, соответственно, весь контракт. В свое время Сергей Собянин и ФАС добивались, чтобы этого не было. Если заказчик в любой момент может поменять цену контракта, зачем тогда проводить все процедуры по отбору компании, предложившей лучшую цену? — перечисляет недостатки закона о ФКС г-н Артемьев. — Допускается предоставление любых квалификационных требований к участникам, произвольное отклонение заявок, произвольное изменение условий контрактов, а такие новые формы, как процедура с ограниченным участием, вообще ущемляют конкуренцию».

По словам г-на Артемьева, это далеко не весь список «болевых» точек законопроекта. «Мы получили документ сегодня утром, более детальный анализ проведем в течение нескольких дней. Не думаю, что в таком виде он будет принят», — говорит он. В середине сентября ФАС представит свою версию обновленного госзакупочного законодательства.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно