В январе на заседании Правительства РФ был рассмотрен и принят проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации». Разработанные Министерством финансов РФ поправки предусматривают серьезные изменения в организации бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы страны. Весь комплекс изменений соответствует обозначенным в ежегодных бюджетных посланиях инициативам Президента РФ и в целом преследует цель повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами.
Принятие поправок Федеральным Собранием РФ станет значительным шагом вперед и поможет бюджетному процессу перейти на новый уровень, соответствовать современным требованиям и принципам эффективного финансового менеджмента. Но важно не только законодательно закрепить обозначенные Президентом РФ новации бюджетирования, но и грамотно реализовать их на практике.
Сегодня о новых принципах бюджетирования, возможностях применения современных систем автоматизации для решения поставленных бюджетной реформой задач мы разговариваем с президентом «Корпорации ПАРУС» Александром КАРПАЧЕВЫМ.
– Александр Васильевич, возглавляемая Вами корпорация имеет серьезный опыт работы с бюджетными организациями. Насколько своевременно, на Ваш взгляд, изменение Бюджетного кодекса для российской действительности?
– Необходимость изменения Бюджетного кодекса очевидна: документ разрабатывался в 1996–1997 гг., а со времени его вступления в силу (2000 г.) было принято около 25 законов, вносящих в Кодекс различные поправки. Во многих субъектах РФ приняты концепции и программы, направленные на реформирование бюджетного процесса. Но существующее законодательство часто не поддерживает современные принципы бюджетирования, реализуемые в процессе реформы. Принятие поправок будет способствовать успешной реализации таких программ и проведению бюджетной реформы в целом.
Одно из наиболее своевременных изменений – переход на среднесрочное финансовое планирование и трехлетний бюджет. Безусловно, это поможет сделать экономическую политику страны более предсказуемой за счет учета среднесрочных последствий бюджетных решений. Важно и то, что новая редакция Бюджетного кодекса предусматривает возможность финансирования бюджетных учреждений на основе государственных заданий. Для этого в документ вносятся изменения, устанавливающие четкую связь между бюджетными ассигнованиями и объемом, а также качеством государственных или муниципальных услуг. Повышается самостоятельность и ответственность госучреждений при распоряжении выделенными деньгами.
– Вы затронули конкретные новации, устанавливаемые законопроектом. А какова позиция «Корпорации ПАРУС» в отношении новых принципов бюджетирования?
– Наш подход государственным учреждениям хорошо известен: мы предлагаем решения, которые в условиях реформы (не только бюджетной, но и административной, муниципальной) соответствуют потребностям организации и в программном продукте, и в методической и нормативно-правовой поддержке, и в обучении. Практика реализации многочисленных проектов в государственной сфере показала, что комплексный подход наиболее эффективен.
Корпорация накопила опыт осуществления консалтинговых проектов в органах государственной власти, в том числе в рамках бюджетной реформы. В частности, в 2006 г. для Департамента финансов администрации Приморского края был разработан пакет документов, регламентирующих вопросы начисления неналоговых доходов в бюджет края и содержащих практические рекомендации по особенностям применения основных положений новой Инструкции по бюджетному учету для главных распорядителей, распорядителей и прямых получателей средств краевого бюджета. В ходе выполнения другого проекта едиными методическими материалами по применению положений нормативных правовых актов по бюджетному учету были обеспечены бюджетные учреждения Сахалинской области.
Методологи корпорации в тесном сотрудничестве со специалистами профильных министерств и финансовых органов разработали рекомендации по применению Инструкции по бюджетному учету в учреждениях здравоохранения, культуры и социальной защиты Москвы, представляющие несомненный интерес для получателей бюджетных средств соответствующих отраслей.
В учебном центре «Парус» прошли обучение по вопросам реформирования бюджетного процесса что имелось в виду? более 15 тыс. слушателей из 34 регионов страны. Кроме того, здесь подготовлен учебно-практический курс «Изменения и дополнения к Бюджетному кодексу РФ в части регулирования бюджетного процесса».
Для оперативного консультирования по актуальным вопросам бюджетной и муниципальной реформ в корпорации организована «горячая линия». За два года ее работы несколько сотен клиентов из большинства российских регионов получили ответы на интересующие их вопросы, связанные с местным самоуправлением, методологией применения положений Инструкции по бюджетному учету. В связи с грядущими изменениями Бюджетного кодекса сотрудники «горячей линии» будут оказывать и консультационную поддержку (по телефону и электронной почте) по вопросам изменений нормативно-правовой базы.
– Адаптированы ли программные продукты корпорации для государственного сектора к изменениям Бюджетного кодекса?
– Мы провели большую работу по подготовке своих автоматизированных решений практически ко всем изменениям Бюджетного кодекса, поскольку начали заниматься этим с 2004 г., когда появилась Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004–2006 гг. (одобрена постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»).
В 2005 г. была создана автоматизированная система «Программно-целевое планирование», в состав которой включен реестр расходных обязательств, отвечающий требованиям разделения обязательств на действующие и принимаемые. Как известно, сегодня планирование расходов на основе такого разделения является одним из важнейших новшеств бюджетирования, обозначенных в законопроекте, а разработанная нами форма реестра соответствует предложенной Минфином России. В программном продукте реализована возможность среднесрочного финансового планирования, субъекты бюджетного планирования в состоянии готовить отчеты в виде докладов о результатах и основных направлениях своей деятельности. Сейчас данное решение внедряется в двух федеральных службах.
Законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс предполагает введение новых форм финансирования государственных и муниципальных услуг. Для реализации требований указанного положения мы вместе со специалистами Высшей школы экономики разработали макет программного продукта «Калькулятор стоимости оказания бюджетных услуг», позволяющего определить соответствующие расходы бюджета на основе административного регламента по выполнению государственной функций или оказанию бюджетной услуги. Это позволит на практике применить такие принципы финансирования, как нормативное финансирование и социальный заказ.
Не стоит забывать и о том, что в ходе реализации муниципальной реформы четвертый уровень бюджетной системы страны значительно увеличился: появилось более 20 тыс. новых муниципальных образований поселенческого уровня. Бюджеты сельских и городских поселений обрели самостоятельность, и теперь органы МСУ должны сами решать весь комплекс вопросов местного значения. При этом в поселениях крайне остро стоит проблема кадрового дефицита, поскольку привлечь высококвалифицированных специалистов к работе в администрации муниципального образования крайне сложно. Корпорация разработала несложный в использовании программный продукт «Парус – Бюджетный учет поселений», позволяющий автоматизировать процесс организации исполнения бюджета поселения и тем самым частично решить кадровую проблему.
Еще раз подчеркну, что от результатов бюджетной реформы зависит успех и других реформ – административной, муниципальной, – а значит, качество ее реализации должно быть очень высоким.
– С чего, на Ваш взгляд, необходимо начать реализацию нововведений Бюджетного кодекса, какие практические шаги сделать?
– Законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс делает легитимными все новые положения бюджетной реформы. Теперь нужно изучить эти положения, чтобы эффективно работать в соответствии с ними. При участии Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и Минфина России мы подготовили учебно-практический курс «Изменения и дополнения к Бюджетному кодексу РФ в части регулирования бюджетного процесса» для специалистов финансовых органов субъектов РФ, муниципальных образований и других работников государственных учреждений. Курс раскрывает основные принципы бюджетных правоотношений, вводимые законопроектом: применение новых методов бюджетного планирования, регулирование полномочий участников бюджетного процесса, определение специфики расходных обязательств разных видов. Обучение проводится в формате лекций, практических занятий, круглых столов, предусматривает контроль степени освоения материала; слушателям курса предоставляется компакт-диск с методическими материалами. Большая региональная сеть корпорации поможет донести знания, необходимые для работы по новому Бюджетному кодексу, до самых удаленных регионов нашей страны.
Принятие поправок Федеральным Собранием РФ станет значительным шагом вперед и поможет бюджетному процессу перейти на новый уровень, соответствовать современным требованиям и принципам эффективного финансового менеджмента. Но важно не только законодательно закрепить обозначенные Президентом РФ новации бюджетирования, но и грамотно реализовать их на практике.
Сегодня о новых принципах бюджетирования, возможностях применения современных систем автоматизации для решения поставленных бюджетной реформой задач мы разговариваем с президентом «Корпорации ПАРУС» Александром КАРПАЧЕВЫМ.
– Александр Васильевич, возглавляемая Вами корпорация имеет серьезный опыт работы с бюджетными организациями. Насколько своевременно, на Ваш взгляд, изменение Бюджетного кодекса для российской действительности?
– Необходимость изменения Бюджетного кодекса очевидна: документ разрабатывался в 1996–1997 гг., а со времени его вступления в силу (2000 г.) было принято около 25 законов, вносящих в Кодекс различные поправки. Во многих субъектах РФ приняты концепции и программы, направленные на реформирование бюджетного процесса. Но существующее законодательство часто не поддерживает современные принципы бюджетирования, реализуемые в процессе реформы. Принятие поправок будет способствовать успешной реализации таких программ и проведению бюджетной реформы в целом.
Одно из наиболее своевременных изменений – переход на среднесрочное финансовое планирование и трехлетний бюджет. Безусловно, это поможет сделать экономическую политику страны более предсказуемой за счет учета среднесрочных последствий бюджетных решений. Важно и то, что новая редакция Бюджетного кодекса предусматривает возможность финансирования бюджетных учреждений на основе государственных заданий. Для этого в документ вносятся изменения, устанавливающие четкую связь между бюджетными ассигнованиями и объемом, а также качеством государственных или муниципальных услуг. Повышается самостоятельность и ответственность госучреждений при распоряжении выделенными деньгами.
– Вы затронули конкретные новации, устанавливаемые законопроектом. А какова позиция «Корпорации ПАРУС» в отношении новых принципов бюджетирования?
– Наш подход государственным учреждениям хорошо известен: мы предлагаем решения, которые в условиях реформы (не только бюджетной, но и административной, муниципальной) соответствуют потребностям организации и в программном продукте, и в методической и нормативно-правовой поддержке, и в обучении. Практика реализации многочисленных проектов в государственной сфере показала, что комплексный подход наиболее эффективен.
Корпорация накопила опыт осуществления консалтинговых проектов в органах государственной власти, в том числе в рамках бюджетной реформы. В частности, в 2006 г. для Департамента финансов администрации Приморского края был разработан пакет документов, регламентирующих вопросы начисления неналоговых доходов в бюджет края и содержащих практические рекомендации по особенностям применения основных положений новой Инструкции по бюджетному учету для главных распорядителей, распорядителей и прямых получателей средств краевого бюджета. В ходе выполнения другого проекта едиными методическими материалами по применению положений нормативных правовых актов по бюджетному учету были обеспечены бюджетные учреждения Сахалинской области.
Методологи корпорации в тесном сотрудничестве со специалистами профильных министерств и финансовых органов разработали рекомендации по применению Инструкции по бюджетному учету в учреждениях здравоохранения, культуры и социальной защиты Москвы, представляющие несомненный интерес для получателей бюджетных средств соответствующих отраслей.
В учебном центре «Парус» прошли обучение по вопросам реформирования бюджетного процесса что имелось в виду? более 15 тыс. слушателей из 34 регионов страны. Кроме того, здесь подготовлен учебно-практический курс «Изменения и дополнения к Бюджетному кодексу РФ в части регулирования бюджетного процесса».
Для оперативного консультирования по актуальным вопросам бюджетной и муниципальной реформ в корпорации организована «горячая линия». За два года ее работы несколько сотен клиентов из большинства российских регионов получили ответы на интересующие их вопросы, связанные с местным самоуправлением, методологией применения положений Инструкции по бюджетному учету. В связи с грядущими изменениями Бюджетного кодекса сотрудники «горячей линии» будут оказывать и консультационную поддержку (по телефону и электронной почте) по вопросам изменений нормативно-правовой базы.
– Адаптированы ли программные продукты корпорации для государственного сектора к изменениям Бюджетного кодекса?
– Мы провели большую работу по подготовке своих автоматизированных решений практически ко всем изменениям Бюджетного кодекса, поскольку начали заниматься этим с 2004 г., когда появилась Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004–2006 гг. (одобрена постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»).
В 2005 г. была создана автоматизированная система «Программно-целевое планирование», в состав которой включен реестр расходных обязательств, отвечающий требованиям разделения обязательств на действующие и принимаемые. Как известно, сегодня планирование расходов на основе такого разделения является одним из важнейших новшеств бюджетирования, обозначенных в законопроекте, а разработанная нами форма реестра соответствует предложенной Минфином России. В программном продукте реализована возможность среднесрочного финансового планирования, субъекты бюджетного планирования в состоянии готовить отчеты в виде докладов о результатах и основных направлениях своей деятельности. Сейчас данное решение внедряется в двух федеральных службах.
Законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс предполагает введение новых форм финансирования государственных и муниципальных услуг. Для реализации требований указанного положения мы вместе со специалистами Высшей школы экономики разработали макет программного продукта «Калькулятор стоимости оказания бюджетных услуг», позволяющего определить соответствующие расходы бюджета на основе административного регламента по выполнению государственной функций или оказанию бюджетной услуги. Это позволит на практике применить такие принципы финансирования, как нормативное финансирование и социальный заказ.
Не стоит забывать и о том, что в ходе реализации муниципальной реформы четвертый уровень бюджетной системы страны значительно увеличился: появилось более 20 тыс. новых муниципальных образований поселенческого уровня. Бюджеты сельских и городских поселений обрели самостоятельность, и теперь органы МСУ должны сами решать весь комплекс вопросов местного значения. При этом в поселениях крайне остро стоит проблема кадрового дефицита, поскольку привлечь высококвалифицированных специалистов к работе в администрации муниципального образования крайне сложно. Корпорация разработала несложный в использовании программный продукт «Парус – Бюджетный учет поселений», позволяющий автоматизировать процесс организации исполнения бюджета поселения и тем самым частично решить кадровую проблему.
Еще раз подчеркну, что от результатов бюджетной реформы зависит успех и других реформ – административной, муниципальной, – а значит, качество ее реализации должно быть очень высоким.
– С чего, на Ваш взгляд, необходимо начать реализацию нововведений Бюджетного кодекса, какие практические шаги сделать?
– Законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс делает легитимными все новые положения бюджетной реформы. Теперь нужно изучить эти положения, чтобы эффективно работать в соответствии с ними. При участии Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и Минфина России мы подготовили учебно-практический курс «Изменения и дополнения к Бюджетному кодексу РФ в части регулирования бюджетного процесса» для специалистов финансовых органов субъектов РФ, муниципальных образований и других работников государственных учреждений. Курс раскрывает основные принципы бюджетных правоотношений, вводимые законопроектом: применение новых методов бюджетного планирования, регулирование полномочий участников бюджетного процесса, определение специфики расходных обязательств разных видов. Обучение проводится в формате лекций, практических занятий, круглых столов, предусматривает контроль степени освоения материала; слушателям курса предоставляется компакт-диск с методическими материалами. Большая региональная сеть корпорации поможет донести знания, необходимые для работы по новому Бюджетному кодексу, до самых удаленных регионов нашей страны.
«Корпорация ПАРУС» в секторе государственных учрежденийОпыт работы: 16 лет.
Продукты и услуги:
• разработка программных продуктов для финансовых органов, главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств;
• разработка методологических материалов по управлению финансами;
• обучение сотрудников финансовых и бухгалтерских служб.
Клиенты: свыше 12 тыс. государственных организаций по всей России.
Журнал "Бюджет" №4 апрель 2007 г.