Не так давно мы смотрели на западные государства с нескрываемым интересом. Но темпы роста и развития наших городов в конце XX и в начале XXI в. заставляют уже не просто интересоваться, но и перенимать опыт западных коллег. Сегодня мы беседуем с мэром города Лооса, входящего в состав северного региона Франции, господином Даниэлем РОНДЕЛАЕРОМ.
– Господин мэр, как формируется бюджет вашего города?
– Наша система формирования бюджета в силу административного деления Франции имеет ряд особенностей. У нас существует четкое разделение сфер ответственности, это можно назвать компетенцией. Чтобы проанализировать бюджет Лооса, надо иметь в виду, что мы занимаемся решением далеко не всех жизненных проблем горожан. Из всех доходов и расходов, причитающихся жителям Лооса, на городской бюджет ложится лишь определенная часть. Есть много факторов, влияющих на формирование бюджета, которые относятся к нескольким коммунам.
Например, всеми вопросами защиты материнства занимается департамент, которым руководит генеральный совет. Именно он организует и оплачивает систематические обследования детей до четырех лет, регулирует ситуации, когда родители не выполняют свои обязанности по отношению к ребенку. По решению совета ребенка могут забрать из семьи, поместив в приемную семью или в учреждение по защите детства. Замечу, что во Франции к этому вопросу относятся очень серьезно.
Другой важный аспект межкоммунальных отношений – городская община. К числу ее забот относятся водоснабжение, ремонт дорог (также этим вопросом занимается департамент), ассенизация (сбор мусора, очистка сточных вод и пр.), переработка отбросов, сбор пищевых отходов для превращения их на специализированном предприятии в биогаз и т.д.
Что касается сферы образования, то город занимается обеспечением детских садов и начальной школы, а последующее образование относится к ведению департамента. В будущем в Лоосе планируется увеличить количество колледжей, однако департамент не выделяет на это средства, считая, что мы должны решить данный вопрос своими силами. Два лицея, которые есть в нашем городе, финансируются регионом.
Пособие инвалидам выплачивает департамент, он же занимается их трудоустройством и т.д. Деятельностью пожарной охраны также руководит департамент. Поэтому если та или иная область деятельности не входит в нашу компетенцию, мы в нее просто не вмешиваемся.
– Что знаменательного произошло в Лоосе в 2006 г.?
– Прежде чем отвечать на этот вопрос, я бы хотел рассказать об экономическом положении в нашем городе. Наиболее остро на данный момент у нас стоит вопрос безработицы. Большие изменения в экономической жизни города связаны с исчезновением промышленных предприятий – текстильных, химических, металлургических, – а значит, заметным сокращением рабочих мест и уменьшением денежных поступлений в казну за счет налогов. Например, завод ДМС, где на производстве текстильной нити трудились 6 тыс. человек, в прошлом году закрылся. Несколько раньше та же участь постигла предприятие «Дельбармаш», производившее синтетическую нить, в результате без работы остались 800 человек. Число сотрудников завода «Кюльман» снизилось с 1,5 тыс. до 200. И этот список можно продолжить.
Значительное снижение доходов бюджета сопровождалось увеличением социальных расходов, обусловленным ростом числа безработных (за 30 лет мы в общем потеряли около 10 тыс. рабочих мест), то есть людей, которым требовалась помощь государства. По этим двум причинам в Лоосе возникли бюджетные трудности. К счастью, в этой ситуации межкоммунальные отношения сыграли положительную роль. Решением проблемы занялась городская община. Совместно с 86 соседними общинами, которые входят в организацию Лилль Метрополь, был составлен бюджет, направленный на смягчение потерь доходов таких общин, как Лоос, причиной которых стало сокращение рабочих мест.
Но есть и успехи, которые способствуют укреплению экономического положения города. Так, в 2005–2007 гг. успешно развивается сфера здравоохранения. Появилась клиника «Сэашер», где проводятся научные исследования в медицинской и фармакологической областях, – она дала городу 1 450 рабочих мест. Созданы уникальные по ряду показателей предприятия, имеющие большие лаборатории. В Лоосе существует медицинский факультет, на котором обучается 5,6 тыс. студентов.
Однако поскольку ответственность за экономическое развитие взяло на себя межкоммунальное сообщество 86 городов, денежные ресурсы не поступают напрямую в Лоос, а идут в межкоммунальное сообщество, которое и распределяет их между городами. Таким образом, позитивное или негативное развитие экономической ситуации в том или ином городе нивелируется силами сообщества: если в одном городе доходы бюджета уменьшаются в силу сокращения числа рабочих мест, они компенсируются сообществом, если же где-то появляются новые рабочие места, повышающие доходы бюджета, то эти доходы делят с городами, попавшими в трудную ситуацию.
– Как планируется бюджет?
– Бюджет включает в себя две части – инвестиционную и направленную на обеспечение жизнедеятельности города. Обязательная доля расходов составляет 9/10 бюджета. Приблизительно 47% бюджета складываются из доходов и расходов физических лиц, далее идут займы, погашения долга, средства, поступающие от профсоюзов, межкоммунальные расходы. Бюджет планируется на год: определяется объем расходов, учитываются средства, которые даст государство, поступление налогов, других платежей, например платы за питание детей в столовой, и т.д.
– На что тратятся сэкономленные бюджетные средства?
– У нас нет возможности экономить бюджетные средства. Обычно городу не хватает денег, и мы не в состоянии ничего отложить на «черный день». Мы планируем займы в зависимости от изменения объема расходов. В декабре наша экономия, как правило, равна нулю.
– Как Вы оцениваете результаты расходов и как их контролируете?
– В бюджете все расходы разнесены по статьям. Например, определенная сумма выделена на информатику. Скажем, в марте по этой статье заложено 100 тыс. евро, и часть средств уже истрачена. При составлении бюджета по данной статье различными службами производится анализ и определяются расходы до декабря включительно. Нам подают заявки на приобретение различных расходных материалов, например для принтеров и т.п., мы их суммируем и делаем вывод, что в следующем месяце по статье «информатика» останется 90 тыс. евро. Таким образом, все просчитано до конца года. Все расходы контролируются финансовой службой, которая следит за увеличением расходов и ростом доходов и дает заключение о правильности структуры бюджета. Надо отметить, что, если по статье предусмотрено 100 тыс. евро, то мэр не имеет права истратить в данной сфере ни одного лишнего евро.
– Есть ли у администрации обратная связь с гражданами по вопросу, на какие цели тратятся деньги?
– Да, конечно. На сайте ville-loos.fr приведена информация о расходовании бюджетных средств. Кроме того, сведения об итогах нашей деятельности публикуются в муниципальной газете. Каждый год жители города получают отчет об исполнении бюджета. Главный принцип, которого мы придерживаемся в работе, – абсолютная прозрачность бюджета. Люди должны понимать, на какие цели тратятся деньги.
– Какие экономические программы Вы собираетесь реализовывать и какие результаты планируете получить?
– Обращаю ваше внимание на то, что в мэрии нет денег. Мы лишь руководим программами, подписываем бумаги, а деньги находятся у налогового инспектора. По итогам прошедшего года мэр составляет программу. В ней говорится о том, что было обещано и что сделано, объясняются причины, по которым не удалось решить те или иные задачи, описываются мероприятия, намеченные на следующий год и касающиеся общественной безопасности, жилья, образования и т.д. Эта программа публикуется в муниципальной прессе.
– Могут ли бюджетные учреждения заниматься предпринимательской деятельностью?
– Нет, у нас свои функции, и мы должны выполнять именно их. Ведь, например, медицинское учреждение должно заниматься лечением людей, а не строительством домов или сдачей их в аренду. Мэр может устроить для школьников или престарелых граждан праздничный благотворительный обед, но организовать питание на коммерческой основе он не вправе: это строго запрещено.
– Расскажите, пожалуйста, о социальной поддержке населения. Какие льготы гражданам предоставляются за счет городского бюджета?
– Практически вся социальная помощь находится в компетенции департамента и им же финансируется. Это, например, пособие по безработице, другие виды пособий. Город устанавливает льготные тарифы на школьное питание. Например, ребенок, семья которого находится в трудном финансовом положении, платит за питание не 3, а 0,6 евро в день – это очень низкая цена, и она поддерживается благодаря усилиям общества, покрывающего дефицит средств.
– Какое место по основным показателям Лоос занимает в Северном регионе?
– Сложно сказать. Возьмем, например, налоги в относительных единицах. Первое место – 86, средний уровень – 43. Лоос находится где-то посередине.
Если же взять сферу строительства, здесь вообще нет определенных критериев, поскольку город жилье не строит. Этот вопрос находится вне компетенции местных властей, им занимаются либо частные предприниматели, либо общественные организации.
– Каково отличие бюджета на 2007 г. от предыдущих? Какие у Вас планы на будущее?
– Бюджет тот же самый. Невозможно за один год выполнить все намеченное, так как многое зависит от наличия средств, притока инвестиций. Бывает, что мы начинаем осуществлять программу, а финансирование прекращается, и пока мы ищем новые источники, заканчивается срок действия нашего мандата. Так что в 2007 г. бюджет даже несколько меньше, чем в предыдущие годы.
Чтобы что-то сделать, ну хотя бы построить спортивный зал, нужно минимум пять лет. В первый год принимается решение, обдумываются варианты, выбирается место для строительства. На второй год начинается работа с исполнителями, решаются вопросы, что это будет за спортивный зал, для занятий какими видами спорта он предназначен, как его построить, как оборудовать и т.д. Третий год посвящен поискам финансирования. Скажем, если зал строится для учеников колледжа, деньги даст департамент, если для лицеистов – региональные власти. Четвертый год – это встречи с архитектором, обсуждение конкретного проекта и его стоимости, подготовка проектной и технической документации. И лишь на пятый год начинается собственно строительство зала.
– В этом году в Лоосе состоятся перевыборы мэра. Вы будете выдвигать свою кандидатуру?
– Да, буду. Я мечтаю еще послужить своему городу. У нас много интересных планов, которые хотелось бы осуществить.
Справка «Бюджета»
Даниэль Ронделаер
В 1967 г. приехал в Лоос, где получил место учителя в школе им. Вольтера.
1970–2005 гг. – преподаватель технологии в колледже Дебейра.
С 1969 г. – член добровольной пожарной роты Лооса (в звании капрала, сержанта, старшего сержанта). В 1983 г. эту должность пришлось оставить как несовместимую с мандатом заместителя мэра.
С 1977 г. – муниципальный советник Лооса.
С 1983 г. – заместитель мэра Лооса по вопросам общественной безопасности и культуры, в 1989 г. переизбран на ту же должность.
1980–1992 гг. – президент Народного лоосского университета.
В 1992 г. избран мэром города, в 1995 г. и 2001 г. переизбран.
Кроме того, занимает следующие выборные должности: генеральный советник кантона Обурдин, вице-президент генерального совета (людские ресурсы – модернизация и деконцентрация служб), вице-президент спасательной и противопожарной службы департамента, советник городской общины Лилля, председатель локальной миссии Рэеппа, председатель административного совета Лоосского госпиталя, вице-президент административного совета госпитального центра Университетского района Лилля, председатель коммунального центра социального действия Лооса, президент-делегат GIF «Евроздоровье», председатель межкоммунального профсоюза Лоос-Обурдин по управлению бассейном.
1995–2002 гг. – делегат департамента от союза коммунальных центров социального действия. В этом качестве в 1998 г. получил звание кавалера национального ордена Почетного легиона.
– Господин мэр, как формируется бюджет вашего города?
– Наша система формирования бюджета в силу административного деления Франции имеет ряд особенностей. У нас существует четкое разделение сфер ответственности, это можно назвать компетенцией. Чтобы проанализировать бюджет Лооса, надо иметь в виду, что мы занимаемся решением далеко не всех жизненных проблем горожан. Из всех доходов и расходов, причитающихся жителям Лооса, на городской бюджет ложится лишь определенная часть. Есть много факторов, влияющих на формирование бюджета, которые относятся к нескольким коммунам.
Например, всеми вопросами защиты материнства занимается департамент, которым руководит генеральный совет. Именно он организует и оплачивает систематические обследования детей до четырех лет, регулирует ситуации, когда родители не выполняют свои обязанности по отношению к ребенку. По решению совета ребенка могут забрать из семьи, поместив в приемную семью или в учреждение по защите детства. Замечу, что во Франции к этому вопросу относятся очень серьезно.
Другой важный аспект межкоммунальных отношений – городская община. К числу ее забот относятся водоснабжение, ремонт дорог (также этим вопросом занимается департамент), ассенизация (сбор мусора, очистка сточных вод и пр.), переработка отбросов, сбор пищевых отходов для превращения их на специализированном предприятии в биогаз и т.д.
Что касается сферы образования, то город занимается обеспечением детских садов и начальной школы, а последующее образование относится к ведению департамента. В будущем в Лоосе планируется увеличить количество колледжей, однако департамент не выделяет на это средства, считая, что мы должны решить данный вопрос своими силами. Два лицея, которые есть в нашем городе, финансируются регионом.
Пособие инвалидам выплачивает департамент, он же занимается их трудоустройством и т.д. Деятельностью пожарной охраны также руководит департамент. Поэтому если та или иная область деятельности не входит в нашу компетенцию, мы в нее просто не вмешиваемся.
– Что знаменательного произошло в Лоосе в 2006 г.?
– Прежде чем отвечать на этот вопрос, я бы хотел рассказать об экономическом положении в нашем городе. Наиболее остро на данный момент у нас стоит вопрос безработицы. Большие изменения в экономической жизни города связаны с исчезновением промышленных предприятий – текстильных, химических, металлургических, – а значит, заметным сокращением рабочих мест и уменьшением денежных поступлений в казну за счет налогов. Например, завод ДМС, где на производстве текстильной нити трудились 6 тыс. человек, в прошлом году закрылся. Несколько раньше та же участь постигла предприятие «Дельбармаш», производившее синтетическую нить, в результате без работы остались 800 человек. Число сотрудников завода «Кюльман» снизилось с 1,5 тыс. до 200. И этот список можно продолжить.
Значительное снижение доходов бюджета сопровождалось увеличением социальных расходов, обусловленным ростом числа безработных (за 30 лет мы в общем потеряли около 10 тыс. рабочих мест), то есть людей, которым требовалась помощь государства. По этим двум причинам в Лоосе возникли бюджетные трудности. К счастью, в этой ситуации межкоммунальные отношения сыграли положительную роль. Решением проблемы занялась городская община. Совместно с 86 соседними общинами, которые входят в организацию Лилль Метрополь, был составлен бюджет, направленный на смягчение потерь доходов таких общин, как Лоос, причиной которых стало сокращение рабочих мест.
Но есть и успехи, которые способствуют укреплению экономического положения города. Так, в 2005–2007 гг. успешно развивается сфера здравоохранения. Появилась клиника «Сэашер», где проводятся научные исследования в медицинской и фармакологической областях, – она дала городу 1 450 рабочих мест. Созданы уникальные по ряду показателей предприятия, имеющие большие лаборатории. В Лоосе существует медицинский факультет, на котором обучается 5,6 тыс. студентов.
Однако поскольку ответственность за экономическое развитие взяло на себя межкоммунальное сообщество 86 городов, денежные ресурсы не поступают напрямую в Лоос, а идут в межкоммунальное сообщество, которое и распределяет их между городами. Таким образом, позитивное или негативное развитие экономической ситуации в том или ином городе нивелируется силами сообщества: если в одном городе доходы бюджета уменьшаются в силу сокращения числа рабочих мест, они компенсируются сообществом, если же где-то появляются новые рабочие места, повышающие доходы бюджета, то эти доходы делят с городами, попавшими в трудную ситуацию.
– Как планируется бюджет?
– Бюджет включает в себя две части – инвестиционную и направленную на обеспечение жизнедеятельности города. Обязательная доля расходов составляет 9/10 бюджета. Приблизительно 47% бюджета складываются из доходов и расходов физических лиц, далее идут займы, погашения долга, средства, поступающие от профсоюзов, межкоммунальные расходы. Бюджет планируется на год: определяется объем расходов, учитываются средства, которые даст государство, поступление налогов, других платежей, например платы за питание детей в столовой, и т.д.
– На что тратятся сэкономленные бюджетные средства?
– У нас нет возможности экономить бюджетные средства. Обычно городу не хватает денег, и мы не в состоянии ничего отложить на «черный день». Мы планируем займы в зависимости от изменения объема расходов. В декабре наша экономия, как правило, равна нулю.
– Как Вы оцениваете результаты расходов и как их контролируете?
– В бюджете все расходы разнесены по статьям. Например, определенная сумма выделена на информатику. Скажем, в марте по этой статье заложено 100 тыс. евро, и часть средств уже истрачена. При составлении бюджета по данной статье различными службами производится анализ и определяются расходы до декабря включительно. Нам подают заявки на приобретение различных расходных материалов, например для принтеров и т.п., мы их суммируем и делаем вывод, что в следующем месяце по статье «информатика» останется 90 тыс. евро. Таким образом, все просчитано до конца года. Все расходы контролируются финансовой службой, которая следит за увеличением расходов и ростом доходов и дает заключение о правильности структуры бюджета. Надо отметить, что, если по статье предусмотрено 100 тыс. евро, то мэр не имеет права истратить в данной сфере ни одного лишнего евро.
– Есть ли у администрации обратная связь с гражданами по вопросу, на какие цели тратятся деньги?
– Да, конечно. На сайте ville-loos.fr приведена информация о расходовании бюджетных средств. Кроме того, сведения об итогах нашей деятельности публикуются в муниципальной газете. Каждый год жители города получают отчет об исполнении бюджета. Главный принцип, которого мы придерживаемся в работе, – абсолютная прозрачность бюджета. Люди должны понимать, на какие цели тратятся деньги.
– Какие экономические программы Вы собираетесь реализовывать и какие результаты планируете получить?
– Обращаю ваше внимание на то, что в мэрии нет денег. Мы лишь руководим программами, подписываем бумаги, а деньги находятся у налогового инспектора. По итогам прошедшего года мэр составляет программу. В ней говорится о том, что было обещано и что сделано, объясняются причины, по которым не удалось решить те или иные задачи, описываются мероприятия, намеченные на следующий год и касающиеся общественной безопасности, жилья, образования и т.д. Эта программа публикуется в муниципальной прессе.
– Могут ли бюджетные учреждения заниматься предпринимательской деятельностью?
– Нет, у нас свои функции, и мы должны выполнять именно их. Ведь, например, медицинское учреждение должно заниматься лечением людей, а не строительством домов или сдачей их в аренду. Мэр может устроить для школьников или престарелых граждан праздничный благотворительный обед, но организовать питание на коммерческой основе он не вправе: это строго запрещено.
– Расскажите, пожалуйста, о социальной поддержке населения. Какие льготы гражданам предоставляются за счет городского бюджета?
– Практически вся социальная помощь находится в компетенции департамента и им же финансируется. Это, например, пособие по безработице, другие виды пособий. Город устанавливает льготные тарифы на школьное питание. Например, ребенок, семья которого находится в трудном финансовом положении, платит за питание не 3, а 0,6 евро в день – это очень низкая цена, и она поддерживается благодаря усилиям общества, покрывающего дефицит средств.
– Какое место по основным показателям Лоос занимает в Северном регионе?
– Сложно сказать. Возьмем, например, налоги в относительных единицах. Первое место – 86, средний уровень – 43. Лоос находится где-то посередине.
Если же взять сферу строительства, здесь вообще нет определенных критериев, поскольку город жилье не строит. Этот вопрос находится вне компетенции местных властей, им занимаются либо частные предприниматели, либо общественные организации.
– Каково отличие бюджета на 2007 г. от предыдущих? Какие у Вас планы на будущее?
– Бюджет тот же самый. Невозможно за один год выполнить все намеченное, так как многое зависит от наличия средств, притока инвестиций. Бывает, что мы начинаем осуществлять программу, а финансирование прекращается, и пока мы ищем новые источники, заканчивается срок действия нашего мандата. Так что в 2007 г. бюджет даже несколько меньше, чем в предыдущие годы.
Чтобы что-то сделать, ну хотя бы построить спортивный зал, нужно минимум пять лет. В первый год принимается решение, обдумываются варианты, выбирается место для строительства. На второй год начинается работа с исполнителями, решаются вопросы, что это будет за спортивный зал, для занятий какими видами спорта он предназначен, как его построить, как оборудовать и т.д. Третий год посвящен поискам финансирования. Скажем, если зал строится для учеников колледжа, деньги даст департамент, если для лицеистов – региональные власти. Четвертый год – это встречи с архитектором, обсуждение конкретного проекта и его стоимости, подготовка проектной и технической документации. И лишь на пятый год начинается собственно строительство зала.
– В этом году в Лоосе состоятся перевыборы мэра. Вы будете выдвигать свою кандидатуру?
– Да, буду. Я мечтаю еще послужить своему городу. У нас много интересных планов, которые хотелось бы осуществить.
Немного истории
Раскопки, проводившиеся археологом Риго, доказали, что в местности, где сейчас расположен город Лоос, человек появился еще в доисторическую эпоху. Несмотря на то что города как такового еще не существовало, Лоос известен с 1147 г., когда по повелению Сен-Бернана – основателя аббатства Тьерри Альзасского, графа Фландерского, началось строительство аббатства. В 1214 г. на базе Лоосского прихода была создана коммуна.
В 1825 г. Фредерик Кульман организовал здесь первое промышленное предприятие по производству текстильной нити. Постепенно из скромной деревушки, жители которой в основном занимались сельским хозяйством, Лоос превратился в городскую коммуну с традиционной промышленностью. В 1978 г. Лоос стал побратимом с немецким городом Жесеке.
Долгое время город, как и весь северный регион, переживал экономический спад, обусловленный свертыванием больших производств, а следовательно, и сокращением рабочих мест. Однако Лоосу повезло: выигрышными оказались два фактора – близость Лилля и существование комплекса «Евроздоровье», в котором успешно развиваются производства, связанные со здравоохранением, научными исследованиями и обучением медицинского персонала.
Раскопки, проводившиеся археологом Риго, доказали, что в местности, где сейчас расположен город Лоос, человек появился еще в доисторическую эпоху. Несмотря на то что города как такового еще не существовало, Лоос известен с 1147 г., когда по повелению Сен-Бернана – основателя аббатства Тьерри Альзасского, графа Фландерского, началось строительство аббатства. В 1214 г. на базе Лоосского прихода была создана коммуна.
В 1825 г. Фредерик Кульман организовал здесь первое промышленное предприятие по производству текстильной нити. Постепенно из скромной деревушки, жители которой в основном занимались сельским хозяйством, Лоос превратился в городскую коммуну с традиционной промышленностью. В 1978 г. Лоос стал побратимом с немецким городом Жесеке.
Долгое время город, как и весь северный регион, переживал экономический спад, обусловленный свертыванием больших производств, а следовательно, и сокращением рабочих мест. Однако Лоосу повезло: выигрышными оказались два фактора – близость Лилля и существование комплекса «Евроздоровье», в котором успешно развиваются производства, связанные со здравоохранением, научными исследованиями и обучением медицинского персонала.
Здание мэрии
Новое здание мэрии было открыто в 1884 г. по проекту архитектора Луи Мари Кордонье, в его фундамент замурована стеклянная капсула с протоколом голосования за постройку новой мэрии. Жители северной Франции до сих пор приезжают в Лоос, чтобы полюбоваться на это произведение искусства, находящееся сейчас под охраной ЮНЕСКО. Мэрия построена во фламандском стиле, типичном для северного региона. Со временем здание было частично перестроено, но его величественный фасад остался неизменным.
Административное деление Франции
Административно Франция разделена на регионы, департаменты, округа, кантоны и коммуны.
Коммуна – самая маленькая административная единица. Она находится под управлением мэра и муниципального совета, избираемого сроком на шесть лет.
Кантон объединяет несколько коммун, а несколько кантонов составляют округ.
Основной территориальной единицей страны является департамент, включающий в себя несколько округов. Во главе департамента стоит генеральный совет.
И наконец, несколько департаментов составляют регион, основной властью в котором обладает региональный совет, призванный содействовать экономическому, социальному, научному и культурному развитию региона.
Во Франции 22 региона, 96 департаментов (не считая пяти департаментов заморских территорий), 36 тыс. коммун.
Новое здание мэрии было открыто в 1884 г. по проекту архитектора Луи Мари Кордонье, в его фундамент замурована стеклянная капсула с протоколом голосования за постройку новой мэрии. Жители северной Франции до сих пор приезжают в Лоос, чтобы полюбоваться на это произведение искусства, находящееся сейчас под охраной ЮНЕСКО. Мэрия построена во фламандском стиле, типичном для северного региона. Со временем здание было частично перестроено, но его величественный фасад остался неизменным.
Административное деление Франции
Административно Франция разделена на регионы, департаменты, округа, кантоны и коммуны.
Коммуна – самая маленькая административная единица. Она находится под управлением мэра и муниципального совета, избираемого сроком на шесть лет.
Кантон объединяет несколько коммун, а несколько кантонов составляют округ.
Основной территориальной единицей страны является департамент, включающий в себя несколько округов. Во главе департамента стоит генеральный совет.
И наконец, несколько департаментов составляют регион, основной властью в котором обладает региональный совет, призванный содействовать экономическому, социальному, научному и культурному развитию региона.
Во Франции 22 региона, 96 департаментов (не считая пяти департаментов заморских территорий), 36 тыс. коммун.
Справка «Бюджета»
Даниэль Ронделаер
В 1967 г. приехал в Лоос, где получил место учителя в школе им. Вольтера.
1970–2005 гг. – преподаватель технологии в колледже Дебейра.
С 1969 г. – член добровольной пожарной роты Лооса (в звании капрала, сержанта, старшего сержанта). В 1983 г. эту должность пришлось оставить как несовместимую с мандатом заместителя мэра.
С 1977 г. – муниципальный советник Лооса.
С 1983 г. – заместитель мэра Лооса по вопросам общественной безопасности и культуры, в 1989 г. переизбран на ту же должность.
1980–1992 гг. – президент Народного лоосского университета.
В 1992 г. избран мэром города, в 1995 г. и 2001 г. переизбран.
Кроме того, занимает следующие выборные должности: генеральный советник кантона Обурдин, вице-президент генерального совета (людские ресурсы – модернизация и деконцентрация служб), вице-президент спасательной и противопожарной службы департамента, советник городской общины Лилля, председатель локальной миссии Рэеппа, председатель административного совета Лоосского госпиталя, вице-президент административного совета госпитального центра Университетского района Лилля, председатель коммунального центра социального действия Лооса, президент-делегат GIF «Евроздоровье», председатель межкоммунального профсоюза Лоос-Обурдин по управлению бассейном.
1995–2002 гг. – делегат департамента от союза коммунальных центров социального действия. В этом качестве в 1998 г. получил звание кавалера национального ордена Почетного легиона.
Материал подготовила Екатерина ЛЕБЕДЕВА
Журнал "Бюджет" №4 апрель 2007 г.