Версия для печати 5664 Материалы по теме
Проблемы и перспективы регионов

Изотова Галина Сергеевна
Одной из площадок, на которых сегодня разворачивается общественная дискуссия о посткризисном развитии российских территорий, является НП «Институт содействия социальному, экономическому и общественно-политическому развитию регионов „Институт регионов“». Что мешает динамичному развитию субъектов Федерации и страны в целом? На этот вопрос в своей статье отвечает председатель Совета института, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по делам Федерации и региональной политике Галина Сергеевна ИЗОТОВА.

Кризис позади

Мы благополучно преодолели кризис, не допустив обвала экономики и обострения социальных проблем. Определены приоритеты в развитии страны, разработана Стратегия-2020, на очереди — ее актуализация. Достигнутая в течение последних лет стабильность в стране позволяет говорить о плановых подходах к процессам реструктуризации экономики и социальной сферы. Мы понимаем, что колоссальные усилия и ресурсы, которые предполагается целенаправленно использовать для развития регионов, должны быть сконцентрированы именно на «точках роста», чтобы обеспечить увеличение экономического потенциала территорий и решение социальных задач. Для улучшения ситуации в экономике и социальной сфере наших регионов надо сформировать систему, способную реализовать в России модель инновационного экономического и технологического развития. Все усилия пора направить на то, чтобы обеспечить переход от антикризисного режима функционирования экономики к решению модернизационных задач.

Что касается устойчивого развития российских регионов, то для него необходима надежная правовая база. Ее основа — Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации. Проект этой концепции, разработанный Минрегионом России, мы, депутаты Госдумы, поддержали, и сейчас он проходит согласительные процедуры. Есть и проект федерального закона «О государственном стратегическом планировании», разработанный с участием представителей федеральных министерств и депутатов Государственной думы. Планируется внести его на рассмотрение парламента осенью 2011 года. Этот документ, как и проект Концепции совершенствования региональной политики, тоже является определяющим. Оба они должны быть приняты в самое ближайшее время.

Развитие потенциала

Применение и совершенствование механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) является одним из приоритетов укрепления и развития экономического потенциала страны. Комплексные инвестиционные проекты (КИПы), базирующиеся на принципах ГЧП, способны не только сформировать вокруг себя зоны экономического роста, но и служить эффективным средством поддержки целых регионов. КИПы позволяют в совокупности решать проблемы не только отдельных территорий, но и макрорегионов, например таких, как Северо-Запад. Реализация этих проектов позволяет диверсифицировать структуру экономики, создавать новые рабочие места, снижать социальную напряженность в проблемных точках. Например, большой опыт в этой сфере имеет Вологодская область. Достаточно вспомнить проект индустриальных парков, создаваемых в регионе.

Инвестиционные проекты, разработанные и внесенные субъектами Федерации в Экспертный совет по региональной инвестиционной политике Минрегиона России, получив статус приоритетных, смогут рассчитывать на получение гарантий по Закону от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» с учетом готовящихся поправок к нему, а также на финансовую и административную поддержку государства в первоочередном порядке. Финансовая поддержка выражается в приоритетном доступе к Инвестфонду, федеральным целевым программам, кредитам Внешэкономбанка и других банков с участием государства, в предоставлении государственных гарантий.

Далее следует административная поддержка со стороны Минрегиона России. Ее составляющие: мониторинг реализации проектов; поддержка в прохождении различных видов государственной экспертизы; помощь в прохождении межотраслевых согласований, когда они касаются нескольких федеральных министерств и ведомств; поиск инвесторов через присвоение проектам статуса комплексных инвестиционных. Кроме того, Минрегион готов оказывать содействие в снижении административных барьеров, формировании благоприятных инфраструктурных условий для инвесторов и информационное содействие реализации проектов.

Как член Экспертного совета Минрегиона России хочу отметить, что уже проведена серьезная работа по формированию перечней приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых в федеральных округах, разработаны предложения о мерах по реализации отобранных проектов, включая механизмы предоставления федеральной поддержки указанным проектам, проводится мониторинг реализации проектов. Для работы по отбору и контролю за ходом реализации приоритетных инвестиционных проектов изменен функционал и состав Правительственной комиссии по инвестиционным проектам. Сформированы восемь подкомиссий — для каждого федерального округа. Не буду скрывать, что я получила приглашение работать в составе всех восьми подкомиссий.

Бюджеты и полномочия

Немаловажным фактором является формируемая на федеральном уровне система поддержки регионов, основанная на принципе поощрения, а не сокращения объемов поддержки тех субъектов Федерации, которые добились увеличения собственной доходной базы и роста инвестиционного потенциала. Эта задача отрабатывается с участием Комитета Государственной думы по делам Федерации и региональной политике в рамках работы Трехсторонней комиссии по совершенствованию межбюджетных отношений. Речь идет о распределении 10 млрд руб. в 2011 году между регионами, добившимися наибольших успехов в привлечении инвестиций и повышении эффективности управления. В связи с этим Правительству РФ поставлена задача подготовить предложения по изменению сложившейся пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней. В результате таких мер должна повыситься роль регионов и муниципалитетов в решении ключевых социально-экономических задач.

Необходимо подчеркнуть, что Комитет Государственной думы по делам Федерации и региональной политике совместно с представителями различных министерств ведет постоянную работу по мониторингу действующего законодательства и анализу реализации законов, касающихся вопросов разграничения полномочий. При этом мы отчетливо осознаем, что процесс разграничения, в том числе перераспределения полномочий, не может считаться завершенным. Он постоянно совершенствуется. Правоприменительная практика и сама жизнь выявляют все новые проблемы, которые необходимо решать. Примером такой работы является совместная с Правительством РФ деятельность по доработке внесенного в Государственную думу законопроекта «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который должен полностью изменить систему здравоохранения в стране, сформированную еще в 1994 году. Этот законопроект концептуально уточняет и систему распределения и исполнения полномочий в отрасли.

Решение всех обозначенных задач, активное применение имеющихся в стране инструментов развития — наиболее действенный путь повышения инвестиционной привлекательности регионов, эффективности управления процессами развития на любой территории.

Поделиться