— Жанна Анатольевна, когда и как было принято решение о создании единой ведомственной системы управления основными средствами?
— Помимо подразделений центрального аппарата в структуру Росреестра входит 81 территориальный орган (управления Росреестра в субъектах РФ), 85 подведомственных бюджетных учреждений (кадастровые палаты) и 36 подведомственных ФГУПов. Объем имущества, используемого всей сетью учреждений — зданий, сооружений, автотранспорта и других объектов, исчисляется тысячами единиц. Эффективно управлять таким имущественным фондом невозможно без информационных технологий, поэтому в марте 2010 года был начат проект создания автоматизированной системы сбора и анализа данных о состоянии и движении основных средств учреждений Росреестра на основе отечественного программного продукта «Парус».
— Как возможности учета, консолидации и анализа данных, которые дают информационные технологии, позволяют решать конкретные задачи в области управления федеральным имуществом?
— В первую очередь централизация учета ОС и аналитические инструменты позволяют повысить качество планирования бюджетных расходов на содержание сети подведомственных учреждений. Значительную часть этих затрат составляют средства на капитальные и текущие ремонты имущества, и они требуют тщательного обоснования.
Сегодня в электронном виде мы имеем все необходимые данные как для планирования средств на ремонты, так и для анализа затрат — виды и стоимость работ, сроки проведения ремонта, характеристики самого объекта, включая форму собственности и вид права на имущество (оперативное управление, безвозмездное пользование, аренда и т. д.). Анализ информации о техническом состоянии и форме собственности ОС позволяет нам принимать оптимальные решения о выделении финансирования на аренду или ремонт, оперативно перенаправлять финансовые потоки. Кроме того, в единой базе данных хранится вся история ремонтов, сведения об освоении ранее выделенных средств, отсканированные копии документов (проектно-сметная документация, дефектные ведомости).
Благодаря использованию системы процесс согласования затрат с Минфином России стал значительно более удобным и оперативным. Раньше на получение необходимых данных в ходе планирования и согласования объема бюджетных средств на содержание имущества требовалось около недели: сотрудники центрального аппарата делали запрос в территориальные подразделения, собирали и обобщали информацию. После внедрения программного продукта на формирование сводных данных для Минфина в любых разрезах требуется не более часа. Любая информация по запросу предоставляется в Минфин в электронном виде.
Всесторонний анализ потребности в ремонте, аренде имущества, оснащении учреждений основными средствами положительно сказывается на точности финансового планирования, четкости аргументации при согласовании плана с Минфином России, а значит, на оперативности всего процесса планирования бюджетов на содержание и ремонт имущества. Полноценный учет обеспечивает наиболее эффективное распределение бюджетных ассигнований соответствующим бюджетополучателям Росреестра и дальнейший контроль за их расходованием.
— Исходя из чего проводится анализ потребности в оснащении учреждений основными средствами?
— Росреестр, как и другие федеральные ведомства, отвечает за выработку нормативов затрат как на содержание имущества, так и на оказание госуслуг в соответствии с утвержденными методическими рекомендациями Минфина России. Здесь нам на помощь также приходят информационные технологии, позволяя на основе полноценных и достоверных данных максимально обоснованно рассчитывать нормативы и корректировать их с учетом объемов оказываемых организациями Росреестра услуг. Кроме того, система позволяет нам четко контролировать соблюдение нормативов обеспеченности, что в целом выражается в сокращении затрат на содержание сети подведомственных учреждений.
Задача повышения качества предоставляемых государственных услуг сегодня крайне актуальна и связана с вопросами обеспечения оптимального уровня оснащенности приемных, создания необходимой инфраструктуры — это важно и для работы госслужащих, и для граждан, обращающихся в офисы Росреестра. Благодаря наличию в системе информации об оснащенности каждого учреждения (например, кондиционерами) мы можем контролировать, насколько места приема заявителей удовлетворяют действующим техническим требованиям и административным регламентам, и последующее планирование бюджетных расходов осуществлять уже с учетом этих данных.
Услуги, оказываемые нашим ведомством, являются одними из наиболее востребованных. Росреестр активно ведет работу по переходу к оказанию госуслуг в электронном виде, но это не снимает задачи повышения технической оснащенности приемных для качественного обслуживания заявителей. Отмечу, что предстоит еще многое сделать для обеспечения комфортных условий оказания госуслуг.
— Жанна Анатольевна, насколько процесс управления имуществом в Росреестре важен с точки зрения влияния на эффективность деятельности ведомства?
— Как я отметила, в распоряжении Росреестра находятся тысячи объектов федеральной собственности. От того, насколько корректно будет учтено это имущество, насколько грамотно и эффективно мы будем им распоряжаться, планировать расходы на его содержание, зависит и результативность основной функциональной деятельности Росреестра.
Работа с единой базой данных значительно облегчает контроль со стороны центрального аппарата ведомства за сохранностью и анализ эффективности использования ОС, находящихся в пользовании наших территориальных подразделений. В электронном ресурсе оперативно отражаются данные о внутренней (между учреждениями Росреестра) и внешней передаче имущества, о вновь принятых к учету или снятых с учета объектах, об изменении их характеристик, информация об аренде и налоговом учете. Кроме того, в связи с принятием Закона №
Данные о состоянии и движении (в том числе о передаче) основных средств территориальных подразделений Росреестра также необходимы для формирования бюджетной отчетности. Поэтому очень важно было обеспечить оперативность внесения информации в систему, это напрямую влияет на срок сдачи и качество сводной бюджетной отчетности, представляемой в Федеральное казначейство. Чтобы обеспечить четкую работу территориальных органов с информационным ресурсом, были разработаны специальные регламенты, обеспечивающие ведение поквартального учета движения ОС с возможностью отслеживать историю изменения их состояния.
Как видите, Росреестр использует разработанную систему как инструмент, позволяющий глубоко заниматься проблемами управления имуществом с учетом всей специфики деятельности органа государственной власти.