Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. №
Дорожный фонд: источники и объемы финансирования
Во исполнение Закона №
- доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты (автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей);
- доходы от эксплуатации и использования имущества автомобильных дорог, находящихся в собственности Оренбургской области;
- государственная пошлина за выдачу органом исполнительной власти специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
- поступления в виде субсидий, субвенций из бюджетов бюджетной системы РФ на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области.
Внимательный читатель, безусловно, заметил, что в списке источников формирования дорожного фонда отсутствует транспортный налог. Возникает правомерный вопрос: почему мы не причислили к списку данный налог и не занизили ли тем самым объем дорожного фонда области на сумму транспортного налога? Ответ однозначен — нет. Согласно ст. 56 БК РФ транспортный налог подлежит зачислению в бюджет субъекта РФ по нормативу 100 %. При этом ст. 58 БК РФ предоставляет субъектам РФ право передавать отчисления от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов по установленным нормативам в доходы местных бюджетов. В Оренбургской области такое право было использовано, и региональным Законом «О межбюджетных отношениях в Оренбургской области» с 2010 года транспортный налог полностью передан к зачислению в доходы бюджетов муниципальных районов и городских округов. Таким образом, транспортный налог не является доходным источником областного бюджета и соответственно не может участвовать в формировании дорожного фонда Оренбургской области. Эта норма изложена в п. 4 ст. 1 Закона №
Следует отметить, что с созданием дорожного фонда расходы на дорожную отрасль в Оренбургской области значительно возрастают. Так, если в 2009 году на финансирование отрасли из областного бюджета было направлено 2,2 млрд руб., в 2010 году — 2,6 млрд руб., в 2011 году — 2,2 млрд руб., то на 2012 год размер дорожного фонда предполагается сформировать в сумме около 5,5 млрд руб. (более 7 % всех прогнозируемых расходов региона). Это данные только по собственным доходам без учета возможного поступления федеральных средств.
Объем областного дорожного фонда в размере 5,5 млрд руб. на сегодняшний день не является окончательным. Прогноз поступлений по доходным источникам просчитывался при формировании бюджета на 2011 год и плановый период
Плюсы и минусы
Надо сказать, что создание фонда для дорожной отрасли — положительный момент. Рост расходов на содержание дорог очевиден, о чем и свидетельствуют приведенные выше цифры. Протяженность дорог в Оренбургской области, составляющих областную собственность, — 12 808 км, в том числе с твердым покрытием — 12 347 км. Наличие хороших дорог решает многие проблемы, в том числе и проблему качественного образования детей. В нашей области еще очень много малокомплектных школ. Приобретение школьных автобусов, оборудованных по всем правилам безопасности дорожного движения, в совокупности с качественными дорогами будет существенным аргументом для родителей, отправляющих своих детей на учебу в более отдаленные, но современные и хорошо оснащенные школы с квалифицированным педагогическим коллективом.
Вместе с тем не следует забывать, что увеличение расходов на дорожную отрасль осуществляется за счет общей суммы доходов, зачисляемых в областной бюджет, и неизбежно повлечет отвлечение денежных средств от иных мероприятий, предусмотренных бюджетом. Не секрет, что тарифы на коммунальные услуги ежегодно увеличиваются, индексируются социальные выплаты населению, сама жизнь требует увеличения расходов и по другим направлениям. Все это приводит к росту общего объема расходов областного бюджета, а теперь придется компенсировать то, что будет направлено в дорожный фонд области и соответственно потребует изыскания дополнительных резервов для наполнения бюджета доходами. Такая работа велась, ведется и будет вестись всеми администраторами доходов областного бюджета и органами исполнительной власти.
Все сказанное выше относится к доходной части дорожного фонда Оренбургской области. Но есть еще и вторая его часть — расходная. Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда, работа над которым уже ведется, будет установлен постановлением правительства области.
Муниципальные дорожные фонды
Федеральное законодательство предусматривает право создания муниципального дорожного фонда решением представительного органа муниципалитета. Эта норма для муниципальных образований не является обязательной, то есть муниципальные дорожные фонды могут быть созданы, а могут и не создаваться. Все зависит в первую очередь от финансовых возможностей муниципального образования, поскольку Закон №