Методическое обеспечение
Согласно Закону от 8 мая 2010 г. №
Распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. №
Вместе с тем этих рекомендаций явно недостаточно для организационного и методического обеспечения реформы на региональном и муниципальном уровнях. Например, при отсутствии единых методологических подходов к определению нормативных затрат, связанных с оказанием муниципальными учреждениями услуг в соответствии с муниципальным заданием, существует вероятность того, что эти учреждения фактически будут финансироваться по традиционному сметному принципу. Необходимый объем субсидий данным учреждениям будет определяться органами местного самоуправления фактически методом индексации и (или) расчета прямых затрат на предоставляемые ими муниципальные услуги.
В связи с этим Правительство РФ должно разработать методические рекомендации по определению критериев изменения типа муниципальных учреждений в приоритетных отраслях экономики и социальной сфере с учетом их особенностей и специфики (наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт и некоторые другие), установлению порядка формирования муниципальных заданий для муниципальных учреждений и контролю за их выполнением, определению нормативных затрат на оказание данными учреждениями муниципальных услуг и ряд других. Помимо этого на федеральном уровне следует предусмотреть возможность разработки методических рекомендаций для муниципальных образований по формированию стандартов муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями. Причем такого уровня детализации, который позволит органам местного самоуправления рассчитывать необходимые объемы бюджетных расходов на выполнение соответствующих стандартов.
Кадровый вопрос
Множество городских и сельских поселений не обладает достаточными для реализации реформы финансовыми и материально-техническими ресурсами. В то же время для эффективного решения вопроса о выборе типа учреждений, действующих в различных отраслях экономики и социальной сферы, требуется наличие квалифицированных специалистов, владеющих правовыми, экономическими и профессиональными знаниями в соответствующих сферах. Такими специалистами многие муниципалитеты также не обладают.
В связи с этим Правительству РФ следует осуществлять мониторинг реализации Закона №
Гарантии
Согласно п. 8 ст. 31 Закона №
Требования о сохранении субъектами РФ и муниципальными образованиями после 1 января 2011 года объемов финансирования за счет средств региональных и местных бюджетов бесплатных услуг, оказываемых государственными учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями, законодательно не установлены. В целях создания дополнительных гарантий для сохранения объемов бесплатных услуг (работ), предоставляемых государственными бюджетными учреждениями субъектов РФ и муниципальными бюджетными учреждениями после 1 января 2011 года, и в отношении финансового обеспечения этих учреждений в Законе №
Проблема выбора
Следует отметить, что согласно нормам Закона №
Баланс полномочий
Нормы Закона №
Отметим, что в большинстве муниципальных образований проведение организационно-технических мероприятий по созданию муниципальных организаций осуществляется, как правило, единственным органом местного самоуправления — местной администрацией. Получается, что правовое регулирование указанных вопросов должно осуществляться местной администрацией в отношении собственной деятельности, а представительные органы муниципальных образований исключаются из данного процесса. Такое разграничение компетенции нельзя признать полностью обоснованным, поскольку оно не позволяет обеспечить баланс полномочий указанных органов и необходимую прозрачность при принятии соответствующих решений. В связи с этим установление порядка создания, реорганизации, упразднения, изменения типов всех муниципальных учреждений, определение их перечня в муниципальных образованиях следует вернуть в сферу компетенции представительных органов муниципальных образований. А на местные администрации возложить только принятие индивидуальных правовых актов по данным вопросам и проведение соответствующих организационно-технических мероприятий.
Комплексное регулирование
В настоящее время основополагающие принципы, порядок и условия организации и деятельности, особенности правового статуса, само понятие каждого типа государственных и муниципальных учреждений определены в нормах различных законодательных актов Российской Федерации. К ним относятся Гражданский и Бюджетный кодексы РФ, федеральные законы «О некоммерческих организациях», «Об автономных учреждениях» и др. Одновременно реализация положений этих законодательных актов может вызвать значительные трудности, а также различные трактовки и споры относительно их толкования.
Поэтому в перспективе было бы целесообразно рассмотреть возможность комплексного регулирования указанных вопросов и установления основополагающих принципов, понятий, порядка и условий организации и деятельности всех типов государственных и муниципальных учреждений в одном законодательном акте. В других вышеперечисленных законодательных актах в таком случае возможно было бы предусматривать отсылочные нормы и нормы, определяющие особенности правового статуса отдельных типов государственных и муниципальных учреждений. Такая система регулирования позволит устранить повторы и противоречия в законодательстве по указанным вопросам и упростить применение соответствующих норм на практике.
О «дореформенных» АУ
Из норм Закона №
Нормами п. 14 ст. 31 Закона №
Следует также отметить, что 5 июля 2011 года Государственная дума приняла поправки к Закону «Об автономных учреждениях». АУ, созданные до дня вступления в силу Закона №
Вместе с тем в ряде муниципальных образований были созданы и эффективно функционируют автономные учреждения в иных сферах, например в сфере туристической деятельности, оказания ритуальных услуг. В связи с этим было бы целесообразно либо существенно расширить сферы, в которых федеральными законами будет допускаться создание автономных учреждений, либо сохранить автономные учреждения, созданные до дня вступления в силу Закона №
Перечни платных услуг
Нормами Закона №
В то же время федеральное законодательство, предусматривающее оказание государственными (муниципальными) учреждениями услуг на платной основе в различных сферах деятельности, содержит лишь общие указания на возможность их предоставления (Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (ст. 2), Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст. 19, 41, 45), Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (ст. 15) и др.). Конкретные перечни таких услуг не определены: исключением является только постановление Правительства РФ от 2 декабря 2009 г. № 984, которым утвержден перечень платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти отдельных государственных услуг. В связи с этим остается неопределенным вопрос о том, какие платные услуги должны включаться в государственное (муниципальное) задание в случаях, когда в федеральных законах предусмотрена возможность их оказания за плату: все возможные услуги в пределах этих случаев либо только конкретные платные услуги, возможность оказания которых в рамках государственного (муниципального) задания будет непосредственно предусмотрена нормативно-правовыми актами.
Регламентирование данного вопроса важно также в связи с тем, что при оказании платных услуг наряду с услугами, оказываемыми на бесплатной основе, в существующей системе учета достаточно сложно отделить расходы учреждений на оказание платных услуг от расходов на услуги, оказываемые за счет бюджетных средств. В этих условиях государственные и муниципальные учреждения будут оказывать платные услуги за счет фактического привлечения финансовых и материально-технических ресурсов, предназначенных для предоставления бесплатных услуг.
Полагаем, что следует законодательно определить порядок формирования и утверждения региональными и местными властями перечня платных услуг, которые соответствующие автономные и бюджетные учреждения вправе оказывать в пределах установленного государственного (муниципального) задания. Также необходимо закрепить обязанность органов власти всех уровней утверждать нормативно-правовым актом закрытый перечень платных услуг, которые могут быть включены в государственное (муниципальное) задание.
Услуга и функция
Из определений понятий бюджетных и автономных учреждений следует, что в отличие от казенного учреждения они не могут создаваться для исполнения государственных (муниципальных) функций. Но в законодательстве нет четких критериев, позволяющих отделить государственные и муниципальные функции от государственных и муниципальных услуг и работ. При этом федеральное законодательство (БК РФ и Закон от 27 июля 2010 г. №
Кроме того, федеральное законодательство не раскрывает понятия «государственные и муниципальные функции», хотя этот термин в Законе №