Финансовая необеспеченность местных бюджетов является общей проблемой муниципальных образований России. По данным Счетной палаты РФ, в настоящее время до 90 % доходов передаются из муниципалитетов в вышестоящие бюджеты, а оттуда в местные бюджеты поступает различного рода финансовая помощь. При этом основные ее получатели — административные центры субъектов РФ, что усиливает разрывы в уровне жизни и уровне развития между глубинкой и региональными столицами. Сохраняются механизмы «отрицательного трансферта», которые отнимают у муниципалитетов-доноров стимулы к развитию собственной налоговой базы.
В результате в подавляющем большинстве муниципалитетов в условиях кризиса и изъятия средств на региональный уровень существенно сокращаются доходы. Так, по данным Счетной палаты РФ, доходы муниципалитетов в расчете на душу населения постоянно сокращаются (в 2008 году — 17 тыс. руб., в 2009 году — 16,8 тыс. руб.). Если учитывать инфляцию, а также износ имущества и другие показатели, то эти цифры будут выглядеть еще более тревожно.
За период, прошедший с принятия Закона №
А воз и ныне там
Несмотря на постоянно дискутируемый вопрос о необходимости передачи муниципалитетам дополнительных источников собственных доходов, прежде всего налоговых, в последние годы база таких доходов неуклонно сокращалась (см. табл. 1), а вместо нее усиливалась финансовая помощь сверху. Причем усиливалась весьма относительно, потому что межбюджетные трансферты во многих регионах в
В связи с задержкой передачи на местный уровень отчислений от налогов, взимаемых с бизнеса, у органов МСУ не формируются стимулы для поддержки предпринимательской деятельности, развития производства и сферы услуг на своих территориях. Промедление с отказом от льгот на земельный налог для крупных хозяйствующих субъектов, отказ от развития базы налога на недвижимость физических лиц, от перевода его на рыночные рельсы ведут не только к деградации муниципального, но и в целом к деградации национального хозяйства страны.
Что дальше?
Вышеуказанные тенденции, по всей видимости, сохранятся и в ближайшее время. Причем уже в
В дальнейшем планируется введение налога на недвижимость, объединяющего налог на имущество физических лиц и земельный налог. Налог на недвижимость планируется сделать региональным, с перераспределением доходов в местные бюджеты. Таким образом, муниципалитеты лишаются значительной части собственных доходов и местных налогов и теряют мотивацию к увеличению соответствующей налоговой базы (земельные участки и недвижимость физических лиц), которую наиболее эффективно может развивать и учитывать именно местная власть.
Таблица 1. Распределение доходов между уровнями бюджетной системы, % от ВВП (по данным Фонда «Институт экономики города)
Годы |
Федеральный бюджет |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
Бюджеты субъектов РФ |
Местные бюджеты |
1997 |
13,8 |
17,5 |
10,4 |
10,9 |
1998 |
11,9 |
15,1 |
8,9 |
8,7 |
1999 |
12,9 |
13,9 |
8,3 |
6,8 |
2000 |
16,0 |
15,0 |
10,0 |
6,4 |
2001 |
17,5 |
14,2 |
10,1 |
6,5 |
2002 |
16,3 |
14,8 |
10,9 |
6,5 |
2003 |
19,5 |
14,3 |
10,7 |
6,3 |
2004 |
20,1 |
13,9 |
10,5 |
6,1 |
2005 |
23,7 |
13,9 |
11,3 |
5,5 |
2006 |
23,3 |
14,1 |
11,8 |
5,7 |
2007 |
23,4 |
14,7 |
12,2 |
5,9 |
2008 |
22,5 |
14,8 |
12,4 |
5,8 |
2009 |
18,8 |
15,1 |
12,8 |
6,2 |
2010 |
17,4 |
15,1 |
12,6 |
5,8 |
Неблагоприятная финансовая ситуация складывается и в муниципальных образованиях — промышленных центрах. Наиболее серьезные кризисные тенденции наблюдались в муниципалитетах с монопрофильной структурой экономики (так называемые моногорода). Среди факторов, препятствующих стабилизации местных финансов и муниципальной экономики, по мнению опрошенных представителей органов местного самоуправления, следует отметить следующие:
- отсутствие у муниципалитетов права устанавливать местные налоги и сборы (за исключением варьирования ставок земельного и налога на имущество физических лиц);
- недостаточная для устойчивого развития передача на местный уровень нормативов отчислений по региональным и федеральным налогам;
- сокращение в целом финансовых трансфертов из бюджетов вышестоящих уровней;
- падение промышленного производства и производства продукции сельского хозяйства, сокращение численности работников, депопуляция населения в малых и средних муниципалитетах.
Вместе с тем, как показывают результаты опросов, в большинстве муниципальных образований органы МСУ прогнозируют в 2011 году сохранение в целом стабильной ситуации с тенденцией к позитивным изменениям. Стабилизация муниципальной экономики в 2010 году и даже достижение в отдельных муниципалитетах докризисных показателей представляют, безусловно, положительное явление. Однако до перехода к устойчивому развитию большинства муниципальных образований пока далеко.