Особенности северной жизни во многом определяют наши приоритеты, направленные на повышение качества жизни людей. Планируя будущее города, мы работаем в полном соответствии с федеральными и краевыми принципами социальной ответственности власти, при этом сохраняя свои уникальные направления социальной поддержки населения.
Особенностью бюджетной политики муниципального образования город Норильск является разработка и реализация долгосрочных муниципальных целевых программ (ДМЦП). В соответствии с Бюджетным кодексом, с целью внедрения программно-целевых методов формирования бюджета в 2009 году было принято решение об изменении статуса мероприятий социальной направленности и о преобразовании их в долгосрочные муниципальные целевые программы. Реализуемые в настоящее время целевые направления программ отражают приоритеты социальной политики Норильска, являются общественно значимыми и ориентированными на всемерную поддержку граждан и усиление мер по обеспечению их безопасности.
Норильские ДМЦП объединены в пять блоков — «Демография», «Молодежь и подрастающее поколение», «Забота и помощь», «Новый дом», «Наш город». В 2011 году к уже существующим 16 долгосрочным целевым муниципальным программам добавились три новые — «Развитие объектов социальной сферы, капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда», «Энергосбережение» и «Обеспечение пожарной безопасности муниципальных объектов».
Хочу отметить, что действующий реестр из 19 ДМЦП на 2011−2013 годы является наиболее оптимальным. Приоритетные целевые направления развития Норильска рассмотрены с учетом территориальной особенности города и ориентированы на достижение общественно значимых и количественно измеримых результатов, улучшение качества и доступности предоставляемых муниципальных услуг и работ и эффективное управление муниципальными финансами. Норильск — одна из немногих территорий страны, где муниципалитет взял на себя обязательства провести ремонт квартир ветеранов Великой Отечественной войны по их желанию. При этом отмечу, что в нашем городе все бывшие фронтовики обеспечены благоустроенным жильем. Только в Норильске муниципальный бюджет компенсирует родителям почти половину стоимости горячих обедов в городских школах. Норильские дети получают возможность укрепить свое здоровье в летних оздоровительных лагерях Красноярского края и других регионов России, при этом муниципальный бюджет оплачивает от 30 до 100 процентов стоимости путевок и перелетов к месту оздоровления и обратно. Кроме того, огромные средства в летнее оздоровление детей ежегодно вкладывает «Норильский никель». И это лишь малая часть того, что есть только в Норильске.
Несмотря на все еще непростую экономическую ситуацию в регионе и стране, мы сохранили все долгосрочные муниципальные целевые программы, выполняли и продолжаем выполнять в полном объеме все социальные обязательства перед населением. Мы нашли поддержку у губернатора и правительства края во всех важных для города начинаниях. В частности, край поддержал идею начала малоэтажного строительства в Норильске, благоустройства города, организации качественного летнего отдыха детей и подростков в условиях изменения схемы финансирования летней оздоровительной кампании и другие приоритетные направления работы муниципалитета.
Подчеркну, что главный принцип деятельности муниципалитета — абсолютная прозрачность каждого шага, каждого решения местной власти. Уже два года мы издаем «народный» сборник о бюджете Норильска. Открытая и подробная информация, представленная в этой книге, позволяет каждому норильчанину разобраться в бюджетных процессах, происходящих на территории, четко понимать, куда тратится каждый бюджетный рубль, помогает планировать будущее своей семьи в одном направлении с развитием города.
Норильск: новое качество управления финансами
Мы побеседовали с Ириной Васильевной ПЕРЕТЯТКО, заместителем главы администрации г. Норильска, об основных параметрах муниципального бюджета.— Норильск два года подряд становился одним из победителей Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». Это достойная оценка непростой работы муниципалитета...
— С 2009 года муниципалитету удалось выполнить ряд мероприятий в рамках реализации Программы реформирования муниципальных финансов. Главное — мы перешли к бюджетированию, ориентированному на результат. В первую очередь — это эффективное расходование бюджетных средств на реализацию плановых мероприятий, муниципальных целевых программ, постоянный анализ показателей результативности подведомственных учреждений. Используя программно-целевые методы бюджетного планирования, мы создаем эффективную модель управления социально-экономическим развитием города. В Норильске реализуются 19 долгосрочных целевых муниципальных программ и ведомственные программы по четырем основным отраслям — образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, культура и искусство.
— В чем особенности норильского бюджета — 2011?
— К 2011 году в экономике города проявились положительные тенденции, которые дали возможность перейти от антикризисной политики к политике восстановительного периода.
Именно поэтому впервые в истории Норильска было принято решение о формировании бюджета на трехлетний период. Подчеркну: параметры бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов полностью соответствуют основным направлениям и целям государственной и региональной бюджетной политики. В главном финансовом документе города сохранены основные приоритеты, в первую очередь меры и уровень социальной поддержки пенсионеров, инвалидов, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Принятие трехлетнего бюджета является доказательством стабильности территории, планомерного социально-экономического развития.
Кроме того, трехлетний бюджет предусматривает дальнейшее развитие основных отраслей бюджетной сферы, продолжение реализации всех долгосрочных целевых программ. Введение новых методов финансового управления, оптимизации сети путем совершенствования правового положения бюджетных учреждений, совершенствование среднесрочного бюджетирования будут способствовать дальнейшему повышению эффективности бюджетных расходов.
— Как в Норильске реализуются мероприятия по подготовке перехода к новой форме финансирования муниципальных учреждений?
— Федеральным законом определен срок перехода к новой форме финансирования до 1 января 2012 года. Но руководством Красноярского края было принято решение сократить переходный период и приступить к реализации закона уже с 1 июля 2011 года. В настоящее время в Норильске функционируют 139 бюджетных учреждений нового типа, 4 автономных и 6 казенных учреждений. С 1 июля текущего года был осуществлен переход от сметного финансирования к финансовому обеспечению деятельности бюджетных учреждений путем предоставления субсидий на оказание муниципальных услуг, для чего в муниципальный бюджет 2011 года были внесены соответствующие изменения.
Безусловно, любая реформа предполагает массу изменений, в том числе и специальную подготовку руководителей учреждений, которые привыкли к уже устоявшейся системе финансирования.
Менять стереотипы непросто. Тем не менее я уверена, что ход на опережение — решение абсолютно верное. В первую очередь наработанный опыт позволит нам определить все проблемные места.
Итоги переходного периода мы будем подводить в конце 2011 года. При формировании бюджета на
— Что является самым важным при переходе к новым формам финансирования?
— Повышение качества муниципальных услуг, оказываемых населению. Именно качество в конечном счете определяет эффективность деятельности учреждений, рациональность использования ими муниципальных бюджетных ресурсов.
Отмечу также, что перевод учреждений в новую форму производится поэтапно, без лишних стрессов. При этом руководители учреждений сами принимают решение, в какой форме им удобнее работать, чтобы эта работа была по-настоящему эффективной.