Наш степной район — типичный для российской сельской глубинки — никогда не был избалован ни благоприятными климатическими условиями, ни внимаем региональных властей. Поэтому в увеличении доходов и снижении расходов нам изначально приходилось ориентироваться на собственный потенциал. На предварительном этапе подготовки бюджета совместно с главами поселений и руководителями бюджетных учреждений мы постарались определить параметры поступающих доходов и минимально необходимые для устойчивой деятельности учреждений средства. Желаемая сумма расходов впечатлила, поскольку практически в 2,5 раза превысила расчетные возможности доходной базы. В дальнейшем, определив приоритетные направления развития района, участие в реализации целевых программ, возможности сокращения расходов, был сформирован наиболее оптимальный, на наш взгляд, вариант бюджета 2010 года. Он был согласован со всеми заинтересованными структурами. Успешному исполнению бюджета способствовали активная работа с налогоплательщиками и инвесторами ряда сельскохозяйственных предприятий, рациональное использование муниципального имущества, что позволило в 2010 году выполнить план сбора по собственным доходам на 101 % (динамика роста к 2009 году составила 126 %).
Кроме того, важнейшим инструментом в деле оздоровления бюджета стало значительное сокращение расходов в самой финансово затратной сфере — ЖКХ путем реализации намеченной программы модернизации отрасли с установкой современного энергосберегающего оборудования. Принятые меры позволили более чем на 15 % сократить расходы по электроэнергии и углю, тепловой энергии. Без сомнения, финансовые вложения в модернизацию объектов ЖКХ способны кардинально улучшить состояние дел в этой важнейшей отрасли, в том числе обеспечить значительную экономию затрат на потребленные энергоресурсы, высвободив финансовые средства для других не менее важных целей.
Сельское хозяйство
В сфере экономики основой упор делается на развитие в районе сельскохозяйственного производства, вовлечение в оборот 100 % имеющегося земельного клина, использование возможностей малого и среднего предпринимательства, расширение рекреационной деятельности. У нас разработана комплексная программа развития района, однако реализовать ее далеко не просто. Не внушают оптимизма низкие цены на производимую сельчанами сельхозпродукцию и явно недостаточный уровень социального развития села, низкая финансовая обеспеченность органов местного самоуправления для исполнения регламентированных Законом №
Инвестиции
Мы всегда считали и считаем, что наш район имеет вполне реальные возможности для привлечения инвестиций. Для этого существуют вполне конкретные предпосылки: имеющийся потенциал в аграрном секторе, эффективное использование существующей уникальной системы пресных, рыбопромысловых водоемов общей площадью более 300 кв. км, развитие рекреационной деятельности.
Многие сельскохозяйственные предприятия района уже в 2010 году привлекли для развития отрасли более 350 млн руб. инвестиций. Имеются конкретные предложения потенциальных инвесторов для организации деятельности находящегося в стадии банкротства сельскохозяйственного государственного предприятия ФГУП «Мирный», все более востребованными становятся ранее не используемые сельхозугодия, паевые земли. И это несмотря на то, что район находится в зоне рискованного земледелия Кулундинской степи.
Кроме сельского хозяйства прекрасным потенциалом для вложения инвестиций является Бурлинская водная система, состоящая из шести пресных озер. На их базе начато освоение рекреационных ресурсов. Сдерживающим фактором пока остается неудовлетворительное финансово-хозяйственное состояние главного пользователя водоемов — государственного предприятия ОАО «Бурлинский рыбхоз». Это фактически градообразующее предприятие, работники которого вылавливали и перерабатывали до
Социальная сфера
Население нашего района составляет всего 12 тыс. человек, но проживают они в 25 населенных пунктах, поэтому у нас очень объемная социальная сфера. Это 15 школ, 7 детских садов, 2 учреждения дополнительного образования, 15 фельдшерско-акушерских пунктов, 5 корпусов, занятых ЦРБ, 19 сельских домов культуры, 17 сельских библиотек, центральная библиотека, РДК, центр детского творчества, детская школа искусств, 3 киноустановки и т. д. Уровень обеспеченности населения услугами этих учреждений достаточно высок. Однако районный и сельские бюджеты несут колоссальную нагрузку по их эксплуатации в части обеспечения коммунальными услугами, большинство помещений и коммуникаций нуждается в капитальном ремонте. Это та проблема, справляться с которой муниципалитетам с каждым годом становится все сложнее. В какой то мере помогает наработанная практика социального партнерства с организациями и предпринимателями, которые оказывают реальную поддержку в укреплении материально-технической базы учреждений, но в глобальном масштабе это не решает стоящих перед нами задач.
Все субъекты социальной сферы для района очень важны, поэтому без внимания администрации и ее служб не остается никто. Больше всего средств направляется на финансирование сферы образования (более 60 %). Приоритеты в социальной сфере имеют вполне конкретные очертания: кадровое обеспечение, сохранение и укрепление материально-технической базы, повышение доступности и качества предоставляемых услуг.
Во-первых, мы стараемся, как уже было сказано ранее, укреплять и совершенствовать уровень социально-культурного обслуживая населения путем повышения ассортимента и качества оказываемых услуг. Проводим в течение года большое количество различных культурных и спортивных мероприятий. Стараемся задействовать молодежь. Хотя отдаленность района от краевого центра и других центров цивилизации, безусловно, препятствует нашему населению в полной мере принимать участие в различного рода культурных, спортивных, образовательных, развлекательных и других мероприятиях по причине значительных финансовых затрат. В этом случае принцип равнодоступности для нас не соблюдается.
Во-вторых, пытаемся сохранить и улучшить транспортное обслуживание населения и качество автомобильных дорог. Сегодня действует устойчивое железнодорожное и автобусное сообщение с краевым центром, другими городами РФ. Несколько увеличились объемы дорожного ремонта и строительства.
В-третьих, жители района получили доступ к мобильной телефонной связи, Интернету, хотя далеко в недостаточном объеме. И, наконец, принимаются меры по повышению качества оказания населению и учреждениям коммунальных услуг (в рамках действующей районной программы модернизации ЖКХ).
Справка «Бюджета»
Сергей Анатольевич ДАВЫДЕНКО, глава Бурлинского района Алтайского края
Родился 24 сентября 1957 г. на Алтае, в 1980 г. окончил Новосибирский сельскохозяйственный институт, затем работал в Госсельтехнадзоре Бурлинского райсельхозуправления.
С 1985 по 1987 г. — инструктор Бурлинского райкома КПСС, с 1987 по 1991 г. — секретарь парткома и заместитель директора по производству совхоза «Бурлинский».
В 1991 г. избран на должность главы администрации Партизанского сельсовета Бурлинского района.
В 1996 г. избран секретарем Бурлинского районного собрания депутатов и назначен руководителем аппарата представительного органа местного самоуправления муниципального образования Бурлинский район Алтайского края.
С 1999 по 2010 г. — заместитель, первый заместитель главы администрации Бурлинского района.
В марте 2010 г. на муниципальных выборах избран главой Бурлинского района.