— Денис Викторович, на нынешнем этапе развития страны, где роль информационных технологий объективно возрастает, муниципальный сайт волей-неволей занимает ключевое место в системе коммуникаций между властью, бизнесом и обществом. Почему же тогда многие муниципальные сайты находятся не в лучшем состоянии? А у небольших муниципальных образований зачастую вообще отсутствуют?
— Если взглянуть на историю человечества, то легко заметить: любые новшества и технологические прорывы осваивались в полной мере далеко не сразу и не всеми. Необходимо время, нужны соответствующая квалификация и опыт, требуются усилия, чтобы успешно встроить новые возможности в привычную реальность.
Может, именно поэтому многие муниципальные образования в плане создания и развития своих сайтов пока занимают выжидательную позицию. Понимая, что официальный интернет-ресурс любого органа власти — серьезное средство презентации территории, делать плохой сайт нецелесообразно. А самостоятельно, силами самого муниципалитета создать представительный и функциональный сайт — то средств не хватает, то специалистов.
— И где же выход из столь незавидного положения?
— Создавая в ноябре 2008 года некоммерческое партнерство «Электронный муниципалитет», мы исходили из истины, проверенной на Руси веками: сообща любое серьезное дело удается и лучше, и легче, и быстрее. В вопросах освоения информационных технологий значение коллективных усилий и обмена опытом трудно переоценить. Тем более что сама основа информационных технологий — это прежде всего средство объединения людей, организаций и регионов.
Кроме того, отрасль информатизации и коммуникаций по определению сфера довольно четких и даже жестких стандартов. Система максимально эффективна, когда она построена по единым принципам, удобна в использовании и понятна даже новичкам.
— Задача НП «Электронный муниципалитет» — содействовать формированию подобных стандартов информатизации местной власти?
— Одна из задач. При всей важности стандартов и успешных тиражных решений на первом месте все-таки политическая воля. Осознание приоритетных задач и необходимости конкретных шагов по совершенствованию данного направления на практике. Опыт «Электронного муниципалитета» доказывает: тема эта очень актуальна и интересна для большинства органов местной власти. Сегодня уже нет нужды кого-либо убеждать в необходимости создания единого информационного пространства на территории Российской Федерации, в важности использования информационно-коммуникационных технологий при осуществлении целого набора ключевых функций муниципальной власти. Весь вопрос — в практических решениях, во внедрении тех или иных программных продуктов, в их адаптации под потребности и специфику конкретных заказчиков.
— И что в этом направлении предлагает «Электронный муниципалитет»?
— Координируя работу органов местного самоуправления в области информатизации и развития электронных коммуникаций, некоммерческое партнерство является не только площадкой для обсуждения данной тематики руководителями муниципальных образований, но и связующим звеном с профессионально-технологической сферой, с авторами и экспертами конкретных ИT-проектов и решений для муниципалитетов.
Одно из наиболее массовых и проверенных на практике ИT-решений — Единая система муниципальных сайтов (ЕСМС), созданная компанией интернет-технологий «РусАйТиСи». Сильным преимуществом этого проекта является то, что наряду с качественной программной начинкой он отличается и глубокой проработкой юридических аспектов, особенно значимых, когда дело касается функционирования органов власти, где право и закон — основа основ. На сегодня уже более 100 муниципалитетов различных территорий России используют этот продукт в своей деятельности, осваивая все его возможности, и предлагают новые сервисы для разработчиков. Некоторые муниципалитеты, например Аургазинский район Башкирии (www.aurgazinsky.ru), дошли уже до освоения таких продвинутых модулей системы, как видеоконференция для совещаний или on-line трансляций. В дальнейших планах — внедрение ГИС инвестора. На этой платформе могут открыть свои самостоятельные интернет-представительства и подразделения муниципальных органов власти. С полными возможностями и характеристиками можно ознакомиться на сайте http://esms.munrus.ru.
— ЕСМС подразумевает наличие аутсорсинга, когда конкретное муниципальное образование поручает создать и обслуживать свой сайт внешней независимой структуре?
— В данном случае аутсорсинг, естественно, присутствует — это определяется самой идеей единой системы. Однако ЕСМС, как и некоммерческое партнерство «Электронный муниципалитет», трудно считать структурой, отдельной от муниципалитетов. Разумеется, по форме и «Электронный муниципалитет», и информационное агентство «Муниципальная Россия», под эгидой которого развивается ЕСМС, — внешние независимые структуры. Но они созданы и работают непосредственно с руководителями информационных подразделений администраций многих российских городов: Екатеринбурга и Красноярска, Томска и Сургута, Костромы и Петрозаводска, Магнитогорска и Нижнекамска...
Объединяя усилия в рамках НП «Электронный муниципалитет», представители местных органов власти из разных регионов России обмениваются практическим опытом, то есть как лучше и эффективнее развивать информационные технологии, чтобы они в полной мере отвечали насущным и ежедневным потребностям территорий и муниципалитетов. Единая система разработана не только с учетом требований соответствующего законодательства, о чем я уже говорил, но и под реальные задачи органов местного самоуправления. При ее разработке было тщательно проанализировано и взято на вооружение все лучшее, позитивное и удачное, что на практике реализовано наиболее прогрессивными в плане информатизации муниципалитетами страны.
Так что это не просто аутсорсинг — это проверенный, очень качественный и профессиональный инструмент, который благодаря масштабности ЕСМС доступен практически любому муниципальному образованию России.
— Что конкретно получает муниципалитет, присоединившись к ЕСМС?
— Внушительный комплекс услуг не только по созданию полноценного сайта в короткий срок — буквально за два дня, но и по его дальнейшему обслуживанию. Благодаря тому что продукт хорошо продуман и тщательно спроектирован, он является легко тиражируемым массовым решением. А это в свою очередь позволяет поддерживать очень доступный уровень годовой абонентской платы — 30 тысяч рублей. Если разделить данную сумму на 12 месяцев, то получаем расходы почти в два раза меньше минимального уровня оплаты труда. Другими словами, по экономичности данному решению даже теоретически нет альтернативы. За эти деньги невозможно найти специалиста не то что высокой, но и крайне низкой квалификации — закон не позволяет платить столь мизерную зарплату.
В случае же с ЕСМС муниципалитет получает не просто высококвалифицированную услугу. Он получает результат качественной работы целой группы настоящих профессионалов, поскольку участие в системе — это и хостинг, и техническое сопровождение, и обеспечение разграниченного доступа специалистов муниципалитета к редактированию информации на сайте, и создание резервных копий информации, и обеспечение информационной безопасности. А главное — параллельное размещение информации с муниципального сайта (контакты и новости, инвестиционные проекты и рассказ о достопримечательностях и туристических объектах) на федеральном портале «Муниципальная Россия». Совместно с продвижением сайта в глобальной Сети это позволяет резко расширить круг читателей и получателей информации, тем самым увеличивая эффективность данного средства коммуникации на порядок.
— Где можно ознакомиться с типовыми и другими решениями в сфере муниципальной информатизации?
—