• В Минфине России 8 сентября прошел брифинг заместителя министра финансов А. Л. Саватюгина. Несмотря на то что в связи с приближающимися выборами осенняя сессия Госдумы будет короткой — менее трех месяцев, Минфин надеется на принятие ряда важных законопроектов в области страховой и банковской деятельности.
Во-первых, необходимо законодательно оформить новый вариант разделения полномочий между Минфином и Федеральной службой по финансовым рынкам (накануне правительство одобрило соответствующий законопроект). Впрочем, как пояснил А. Л. Саватюгин, полномочия ведомств уже определены постановлением Правительства РФ № 717, а поправки в законодательство связаны с необходимостью уточнить формулировки. Во-вторых, Госдуме предстоит обсудить поправки в Закон «О банках и банковской деятельности», повышающие с 2015 года планку минимального уставного капитала кредитных организаций до 300 млн руб. Наконец, на повестке дня стоит принятие Закона о центральном депозитарии, а также ряда законов, регулирующих страховую деятельность, включая поправки в Закон об ОСАГО.
Тема реформы ОСАГО вызвала у журналистов особый интерес. Как известно, рынок обязательного автострахования предлагается либерализовать. Сейчас здесь действует жесткое государственное регулирование и фиксированный тариф, на который накручиваются различные коэффициенты. По мнению замминистра, за семь лет работы этой системы страховщики накопили опыт, позволяющий ставить вопрос об использовании более гибких подходов к тарифной политике. Компании не имеют возможности конкурировать друг с другом по цене, им приходится изобретать методы неценовой конкуренции, отметил Саватюгин. Тем не менее о полной либерализации речь пока не идет. Скорее всего будет введен коридор минимальных и максимальных тарифов, причем, как пояснила замдиректора Департамента финансовой политики Минфина России В. Ю. Балакирева, существование такого коридора ставит под сомнение необходимость системы коэффициентов, от которых сейчас зависит итоговый тариф. В настоящее время поправки в Закон об ОСАГО готовятся ко второму чтению в Госдуме.
Заместитель министра также прокомментировал инициативу Центробанка, касающуюся борьбы с недобросовестными депозитариями. Анализ показал, что на балансах банков отражаются несуществующие ценные бумаги, под которые, однако, у них имеются выписки от депозитариев (это позволяет банкам завышать стоимость своих активов). В августе ЦБ РФ озвучил данные, согласно которым треть российских депозитариев предоставляют банкам услуги по учету несуществующих ценных бумаг. В качестве контрмеры Банк России предлагает ввести повышенные требования к резервам под ценные бумаги, учитываемые в депозитариях, не имеющих кредитных рейтингов. В Минфине считают, что сами по себе рейтинги проблемы не решат. «Такие рейтинги являются скорее свидетельством финансовой устойчивости депозитария, но не гарантируют того, что он не занимается мошенническими действиями», — отметил А. Л. Саватюгин. Министерство предлагает помимо кредитного рейтинга принимать во внимание проверки собственно депозитарной деятельности, проводимые ЦБ, ФСФР либо саморегулируемой организацией, членом которой является депозитарий.
Замминистра коснулся и Закона об обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов, принятого после целой серии технологических аварий и вступающего в силу с 1 января 2012 года. Ряд промышленных ассоциаций предлагал перенести данный срок, признает чиновник. Однако Минфин не планирует ничего менять, тем более что сделать это можно только с помощью принятия нового федерального закона. Аргументы представителей реального сектора неубедительны, объяснил А. Л. Саватюгин. «Проблема у обязательных видов страхования всегда одна и та же: страхователям придется платить, поэтому и тариф им всегда кажется завышенным», — сказал он, подчеркнув, что каких-либо иных методически обоснованных расчетов в Минфин представлено не было.