В ФАС считают, что представленные в докладе данные свидетельствуют о положительных тенденциях развития конкурентной среды. Так, по состоянию на начало 2010 года общее количество предприятий и организаций выросло на 2,8 % по сравнению с 2009 годом и составило 4,91 млн единиц. Самый заметный рост числа хозяйствующих субъектов наблюдался в сферах управления эксплуатацией жилого фонда, операций с недвижимым имуществом и аренды, оптовой и розничной торговли, транспорта и связи. Впервые с 2008 года отмечено некоторое увеличение предприятий в сфере обрабатывающих производств. Вместе с тем отмечается снижение числа предприятий в сельском хозяйстве и строительстве.
Немаловажный с точки зрения развития конкуренции фактор — сокращение присутствия государства в экономике. Оно выражается в уменьшении доли хозяйствующих субъектов государственной и муниципальной форм собственности (с 405 тыс. в 2008 г. до 383 тыс. в 2010 г.). Одновременно увеличивается число частных предприятий. Как подчеркивается в докладе, свою роль в обеспечении благоприятной конкурентной среды сыграли региональные программы развития конкуренции, разработка которых в 2010 году была завершена во всех субъектах РФ.
Как неконкурентные в докладе оцениваются рынок услуг по предоставлению контейнеров и полувагонов для перевозок железнодорожным транспортом, пассажирские авиаперевозки, рынок электроэнергии, региональные рынки муки и других социально значимых продовольственных товаров. Например, на региональных рынках нередки случаи установления монопольно высоких цен на муку, что ведет к удорожанию хлеба. Значительный рост числа нарушений антимонопольного законодательства отмечен на розничном рынке электрической энергии. ФАС констатирует, что конкуренция здесь остается неразвитой и количество энергосбытовых компаний растет слабо.
Отмечена и тенденция к увеличению числа нарушений антимонопольного законодательства. Так, в 2010 году ведомством возбуждено на 18,3 % больше дел, чем годом ранее. Причем более половины всех нарушений совершают органы власти: принимают не соответствующие антимонопольному законодательству нормативные акты, предоставляют имущество без торгов, предусматривают государственные и муниципальные преференции с нарушением установленного порядка. Что касается нарушений хозяйствующих субъектов, то самыми распространенными здесь по-прежнему являются злоупотребления доминирующим положением на рынке и картельные соглашения.
ФАС предлагает реализовать ряд мер по развитию конкуренции, например обеспечить недискриминационный доступ компаний к объектам инфраструктуры электросвязи и почтовой связи, создать возможности ценовой конкуренции на рынке ОСАГО. Кроме того, предложены дополнительные меры в области регулирования естественных монополий. В частности, они касаются введения тарифов на длительный период и их увязки с качеством и эффективностью оказания услуг.
В докладе отмечены и наметившиеся проблемы в пригородном железнодорожном сообщении. Как результат использования различных тарифов для проезда по территории нескольких субъектов РФ — зачастую значительное и, по мнению ФАС, необоснованное повышение цены на проезд в электричках. Например, так называемый тарифный перелом, имевший место в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. ФАС предлагает вернуться к обсуждению вопроса о передаче регулирования тарифов на услуги пригородного железнодорожного транспорта на федеральный уровень. В ведомстве признают, что это может потребовать изменений в разграничении бюджетных полномочий между Федерацией и регионами.