— Иннокентий Сергеевич, недавно была озвучена информация о том, что только 12 регионов приняли решения о создании региональных дорожных фондов. При этом к 1 января 2012 года все регионы должны эту работу закончить. В чем причина задержек?
— Сроки подготовки и рассмотрения законопроектов о создании дорожных фондов в субъектах РФ определяются графиками законопроектной деятельности их представительных органов, у которых лишь недавно началась осенняя сессия. При этом подготовка соответствующих законопроектов в условиях предусмотренного Бюджетным кодексом закрепления за регионами доходов от акцизов на топливо и транспортного налога, которые ранее зачастую расходовались на цели, не связанные с автомобильными дорогами, требует от них изменения подходов к планированию всех бюджетных расходов с учетом перераспределения затрат по направлениям.
В то же время в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. №
— По каким принципам будут распределяться субсидии из Федерального дорожного фонда?
— Учитывая, что Федеральный дорожный фонд является бюджетным фондом, выделение из него субсидий бюджетам субъектов РФ будет осуществляться в соответствии с законом о федеральном бюджете на соответствующий период. Вместе с тем принятые поправки к Налоговому и Бюджетному кодексам, касающиеся увеличения ставок акциза на автомобильное топливо и его распределения между Федеральным дорожным фондом и дорожными фондами субъектов РФ, предусматривают увеличение доходов региональных бюджетов, направляемых на дорожное хозяйство. В связи с этим постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2011 г. № 293 внесены изменения в методику распределения субсидий бюджетам субъектов РФ по федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России
При этом методикой установлены критерии для предоставления субсидий на софинансирование первой из указанных категорий объектов. Критерии определены исходя из задачи обеспечения круглогодичного проезда для максимальной численности сельского населения в рамках выделяемых бюджетных средств. Численность жителей, постоянно проживающих в соответствующем сельском населенном пункте, должна составлять 125 человек и более, а протяженность подъезда от населенного пункта до сети автомобильных дорог общего пользования не должна превышать 5 километров. Кроме того, в качестве критерия обозначено проведение на территории сельских населенных пунктов или в пределах их производственной зоны мероприятий, направленных на решение задач развития агропромышленного комплекса и сельских территорий.
— Планируется, что уже с 2012 года бюджетные кредиты будут предоставляться только на сбалансированность бюджетов, следовательно, такая форма, как бюджетные кредиты на развитие дорожного хозяйства, уйдет в прошлое. Насколько серьезно это ударит по регионам?
— Напомню, бюджетные кредиты субъектам РФ на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог были предусмотрены в федеральном бюджете на 2010 год в общем размере 50 миллиардов рублей и на 2011 год — в размере 36 миллиардов рублей. Кроме того, Госдума рекомендовала Правительству РФ в ходе исполнения бюджета в 2011 году рассмотреть возможность увеличения объема указанных бюджетных кредитов до уровня 2010 года, то есть до 50 миллиардов рублей. К настоящему времени в соответствии с этой рекомендацией дополнительно предоставлено 8 миллиардов рублей.
Вместе с тем в целях создания дорожных фондов субъектов РФ в Налоговом кодексе увеличены ставки акциза на автомобильное топливо, что, по данным Минфина России, приведет к увеличению объемов акцизов, поступающих в доходы региональных бюджетов, до 366,3 миллиарда рублей в 2013 году вместо 199 миллиардов рублей в 2011 году. Этот прирост поступлений существенно превышает объемы предоставлявшихся бюджетных кредитов. Кроме того, после замены бюджетных кредитов увеличением собственных доходов бюджетов субъектов РФ у них отпадает необходимость платы за пользование кредитами. Напомню, в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» она установлена в размере одной третьей ставки рефинансирования Центрального банка, действующей на день заключения соглашения о предоставлении кредита.
— Органам местного самоуправления дано право формировать местные дорожные фонды. По вашим прогнозам, многие ли им воспользуются?
— В статье 179.4 Бюджетного кодекса сказано, что решением представительного органа муниципального образования может быть предусмотрено создание муниципального дорожного фонда. Однако в связи с ограниченностью источников формирования местных бюджетов объемы финансирования дорожного хозяйства муниципальных образований в значительной степени зависят от трансфертов из региональных бюджетов. Поэтому количество муниципальных образований, создающих у себя дорожные фонды, будет зависеть от возможностей их бюджетов.
— В настоящее время федеральный бюджет софинансирует строительство сельских автомобильных дорог. Расскажите о том, как работает этот механизм. Каковы его перспективы на ближайшие годы?
— Как уже отмечалось, в рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» ФЦП «Развитие транспортной системы России» предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование строительства и реконструкцию объектов, направленных на прирост количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием. О критериях предоставления данных субсидий было сказано выше. Отмечу, что на 2011 год на эти цели предусмотрено выделение 5 миллиардов рублей. В приоритетном порядке рассматривается выделение субсидий на объекты, срок завершения которых по утвержденному проекту не превышает 12 месяцев и ввод которых обеспечивается в текущем году. При этом норматив предоставления субсидий принят в размере 10 миллионов рублей на один километр дороги.
В феврале Федеральное дорожное агентство утвердило сводный перечень объектов строительства и реконструкции сельских дорог на 2011 год. Одобрено и распределение субсидий на 2011 год. Федеральным дорожным агентством заключена большая часть соглашений с администрациями субъектов РФ на их предоставление. Всего в текущем году намечено ввести в эксплуатацию подъезды к 210 населенным пунктам общей протяженностью около 550 километров, а это 85 тысяч граждан России, которые получат доступ к автодорогам с твердым покрытием.
Первый год реализации данных мероприятий показал, что не все субъекты РФ оказались готовы к решению задачи. По ряду объектов регионы не смогли вовремя обеспечить утверждение проектной документации на строительство подъездов, включенных в представленную ранее заявку. Поэтому подготовка к следующему году начата уже сейчас. Часть регионов сообщила о наличии утвержденной проектной документации на заявленные ими на 2012 год объекты. Учитывая важность задачи соединения сельских населенных пунктов подъездами с твердым покрытием, в ФЦП «Развитие транспортной системы России» предусмотрено выделение субсидий на 2012 год в объеме 6 миллиардов рублей, а на 2013 и 2014 годы — по 7 миллиардов рублей. В последующие годы субсидии планируется выделять в размере, равном уровню 2014 года и скорректированном пропорционально увеличению поступления акцизов в фонд.
— По официальным данным, сегодня лишь 39 процентов автодорог соответствуют нормативным требованиям. Учитывая, что только в 2014 году планируется выйти на стопроцентное финансирование ремонта и содержания дорог, можно ли в обозримом будущем рассчитывать на улучшение их качества?
— В соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. №
Расчеты показали, что в рамках исполнения федерального бюджета и при реализации мероприятий ФЦП «Развитие транспортной системы России» по реконструкции автомобильных дорог федерального значения доля участков таких дорог, соответствующих требованиям нормативных документов по транспортно-эксплуатационному состоянию, достигнет в 2017 году уровня более 80 процентов. Эта доля с учетом ежегодного естественного износа и необходимости своевременного ремонта дорог соответствует задаче приведения всей сети федеральных дорог в нормативное состояние по состоянию и прочности проезжей части и мостов, по ровности и шероховатости покрытия, другим характеристикам, влияющим на безопасность движения и эксплуатацию транспортных средств. Однако достижение этого уровня не приведет к ликвидации узких мест на дорогах, увеличению числа полос движения, созданию необходимого количества транспортных развязок, строительству других сооружений, с недостаточным количеством которых связаны «пробки» и перегруженность дорог движением. Ликвидация перегрузки автодорог зависит от объемов их строительства и реконструкции. Вместе с тем проектом федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов существенного увеличения финансирования этих видов работ не предусмотрено.
— Ожидается, что в 2012 году расходы федерального бюджета на дорожное строительство и ремонт вырастут и составят более 364 миллиардов рублей. Какую часть этих средств планируется потратить именно на новые дороги?
— При планировании направлений расходования этих средств Федерального дорожного фонда в 2012 году одним из важнейших приоритетов должно стать обеспечение функционирования федеральных автомобильных дорог и создание безопасных условий движения по ним. Реализация этих приоритетов в значительной мере определяется объемами выполнения работ по ремонту и содержанию дорог. Поэтому увеличение объемов финансирования в
Если называть цифры, то в 2012 году на строительство и реконструкцию автомобильных дорог федерального значения, которые находятся в ведении Росавтодора, намечено направить 134,4 миллиарда рублей. В рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» ФЦП «Развитие транспортной системы России» в 2012 году запланированы строительство и реконструкция 274 километров бесплатных автомобильных дорог федерального значения. В однополосном исчислении это составляет 1442 километра дорог.
— Какие проекты здесь можно назвать приоритетными?
— В 2012 году будет завершено строительство мостового перехода на остров Русский через пролив Босфор Восточный во Владивостоке с мостом длиной 1885 погонных метров. На строительстве объектов в рамках программы развития города Сочи как горно-климатического курорта, включая дублер Курортного проспекта и участки дороги М-27 Джубга — Сочи, будут введены в эксплуатацию сложнейшие участки общей протяженностью 14,1 километра с искусственными сооружениями общей длиной 7,7 километра, а также две транспортные развязки в разных уровнях.
В числе других важнейших объектов строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения в 2012 году будут:
- I и II очереди строительства участка от Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга до Магистральной автомобильной дороги (данный участок относится к автомобильной дороге от Санкт-Петербурга через Приозерск, Сортавалу до Петрозаводска);
- реконструкция участков автомобильной дороги М-29 «Кавказ» из Краснодара через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой на территории Республики Дагестан, Ставропольского и Краснодарского краев общей протяженностью 24 километра;
- реконструкция участков автомобильной дороги М-5 «Урал» от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска, в первую очередь на территории Московского транспортного узла;
- реконструкция участков автомобильной дороги М-7 «Волга» от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы на территории Республик Чувашия, Татарстан, Нижегородской области общей протяженностью 17 километров;
- строительство тоннеля на автомобильной дороге Алагир — Нижний Зарамаг до границы с Южной Осетией;
- реконструкция участков автомобильных дорог «Лена» и «Колыма» на территории Республики Саха (Якутия) общей протяженностью 35 километров;
- строительство участка федеральной автомобильной дороги М-54 «Енисей» протяженностью 21 километр с мостовым переходом через реку Эрзин в Республике Тыва.
Также следует отметить запланированные работы по замене 28 ремонтонепригодных мостов. 11 мостов общей длиной 1986 погонных метров будут введены в эксплуатацию в 2012 году.