Версия для печати 5103 Материалы по теме
«Мы открыты для всех»

Орлов
Глава Республики Калмыкия Алексей Маратович ОРЛОВ рассказал о стратегических приоритетах экономического развития региона. Ведущей отраслью республики останется сельское хозяйство, которое будет развиваться с учетом самых современных технологий. В числе других приоритетов — топливно-энергетический комплекс и туризм.

— Алексей Маратович, какие цели и векторы развития региона вы выделили после наз­начения вас главой Республики Калмыкия?

— Пристального внимания заслуживали задачи укрепления агропромышленного комплекса республики, у которого большой потенциал, наведения порядка в сфере земельных взаимоотношений, то есть легализация договоров аренды, создание Земельного фонда республики. Среди приоритетных направлений деятельности я видел реформу образования, модернизацию здравоохранения. Отмечу, что Калмыкия обладает значительным потенциалом, большим экономическим и интеллектуальным резервом, для раскрытия которых необходимо создать условия. Один из основных рычагов развития экономики — повышение инвестиционной привлекательности региона.

Реализация этих целей обеспечила бы населению материальное благосостояние, создала бы условия для повышения уровня жизни через рост занятости и планомерное снижение нагрузки на личные бюджеты.

— Что мешает республике реализовать свой экономический потенциал?

— На низкую конкурентоспособность экономики региона, ее неразвитость и неэффективность, которые проявляются в недостаточном развитии переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, сегодня существенно влияют отсутствие пассажироперевозок железнодорожным и водным видами транспорта. Существуют и экологические проблемы, обусловленные значительной нагрузкой на пастбища, опустыниванием и деградацией земель.

— Вы находитесь в должности главы ровно год. Расскажите, чем сегодня живет Республика Калмыкия, какова стратегия развития региона.

— Для того чтобы определить пути обеспечения в среднесрочной перспективе повышения благосостояния населения региона, динамичного развития экономики, принята Концепция социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2015 года. Данная концепция разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года. Основные стратегические направления развития республики до 2015 года связаны с повышением ее инвестиционной привлекательности, развитием агропромышленного и земельно-имущественного комплексов, промышленности строительных материалов, добычей топливно-энергетических ресурсов, внедрением инновационных технологий, развитием альтернативных источников энергогенерации, туристско-рекреационных услуг, а также отраслей социальной сферы.

Концепция будет реализована в два этапа. На первом этапе — в 2011–2013 годы — мы запланировали формирование стартовых условий для ее реализации. Важнейшими направлениями данного этапа являются поддержка развития сельского хозяйства, поддержка участия субъектов малого и среднего предпринимательства в важных для социально-экономического развития районов проектах и новых разработках, а также создание благоприятных условий для ускоренного развития сельских территорий.

На втором этапе — в 2013–2015 го­­ды — предполагается оздоровление сельхозпредприятий, усиление роли малого бизнеса в разработке и производстве новых видов продукции, создание новых рабочих мест, совершенствование и модернизация услуг социальной сферы.

— Каковы приоритеты принятой концепции? Что станет базой для ее реализации?

— Основными приоритетными направлениями среднесрочной политики являются расширение и углубление интеграции в процесс экономического развития России, Южного Федерального округа и Прикаспийского региона, развитие инфраструктуры, инновационная модернизация топливно-энергетического комплекса, создание высокотехнологичного агропромышленного комплекса, а также использование главного резерва роста экономики республики — земельного ресурса.

Концепция будет базироваться на использовании конкретных преимуществ Калмыкии. Это накопленный значительный аграрный потенциал территории, обширные земельные ресурсы. По поголовью крупного рогатого скота мясного направления, овец и коз республика занимает первое место в России, устойчивую позитивную динамику имеет производство пищевых продуктов. Хочу отметить, что перспективы социально-экономического развития республики связаны не только с производством сельхозпродукции, но и созданием промышленных производств по ее переработке.

В предыдущие годы выгодное геоэкономическое положение республики не было в полной мере использовано для развития торговли со странами Каспийского бассейна. То же можно сказать о других преимуществах — наличии запасов углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых (песка, гравия, глины, ракушечника), благоприятных условий для использования солнечной энергии и ветроэнергетического потенциала.

— Каких результатов от реализации намеченных планов вы ожидаете?

— Самая главная стратегическая задача концепции — повысить качество жизни населения, обеспечить устойчивый рост экономики Калмыкии. Если же говорить о конкретных показателях, то это прежде всего полная, стопроцентная газификация всех территорий республики. Другой крупномасштабный проект — завершение работы по строительству Ики-Бурульского водопровода с водозабором из Северо-Левокумского месторождения подземных вод. Его реализация позволит нам обеспечить питьевой водой почти половину населения республики. Завершение строительства головных береговых сооружений и трубопроводной системы транспорта нефти и газа с месторождений Северного Каспия внесет ощутимый вклад в опережающую зону развития нефтегазоперерабатывающей промышленности.

— Какие направления развития экономики Республики Калмыкия на ближайшую перспективу вы могли бы выделить особо?

— Ведущим по-прежнему останется агропромышленный комплекс. Но уже с учетом применения в нем современных, передовых технологий. Так, дальнейшие перспективы сельскохозяйственного производства и переработки его сырья мы связываем с развитием микробиологии, новых агротехнологий, генной инженерии, биотехнологий, новых форм организации агропромышленного производства.

Основное внимание в сельском хозяйстве будет уделяться предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности. Мы должны создавать новые площадки и реконструировать уже имеющиеся с тем, чтобы на выходе получать конкурентоспособную продукцию. Нам необходимо продумать систему организации собственной кормовой базы, поработать над мерами по стимулированию овощеводства, бахчеводства, овцеводства и молочного животноводства, рыболовства и рыбоводства. Мы планируем создать агропромышленный холдинг, объединив растениеводческие и животноводческие хозяйства, капитализировав эту структуру, для того чтобы в перспективе предлагать потенциальным инвесторам участие в этой корпорации. А начнем с создания агротехнопарка на базе одного из районов республики. Это будет своего рода экспериментальная площадка, демонстрирующая весь производственный цикл от организации откорма скота до переработки и реализации продукции животноводства. Речь идет о приоритетном инвестиционном проекте «Строительство откормочного комплекса молодняка крупного рогатого скота» на 5000 голов. Общая стоимость проекта составляет 650 миллионов рублей собственных средств ООО «Мясо Калмыкии».

В то же время необходимо, чтобы аграрная политика определялась высокой степенью ответственности общества по отношению к земле, а не только возможностью ее эксплуатации. Поэтому в краткосрочной перспективе следует обеспечить выполнение владельцами и пользователями участков комплексных мероприятий по экологизации землепользования, направленных на сохранение и восстановление черноземов, других природных ресурсов. В ближайшее время завершится инвентаризация земельных ресурсов, которая помимо правового регулирования важна для анализа и принятия решений. Вся будущая политика в этом направлении будет ориентироваться на адаптивное, ресурсосберегающее и в конечном итоге устойчивое землепользование. В Калмыкии, обладающей значительными ресурсами, их использование необходимо направить на привлечение инвестиций в экономику, социально-экономическое развитие муниципалитетов и пополнение доходной части бюджета республики.

— Какие перспективы у недропользования?

— Топливно-энергетический комплекс для нас — следующая по значимости отрасль. Здесь самое главное — привлечение инвестиций. Реализация проектов в нефтегазовом секторе компаниями ОАО «ЛУКОЙЛ», ООО «Шелл НефтеГаз Девелопмент (III)», Каспийского трубопроводного консорциума будет способствовать развитию нефтегазовой отрасли республики. Результатом привлечения инвестиций в этот сектор станет увеличение объемов переработки, хранения и транспортировки нефтегазовых ресурсов Калмыкии. Перспективно также развитие ветро­энергетики через строительство ветроэлектростанций.

Кроме того, мы намерены активно осваивать и другие природные ресурсы. Республика, обладая значительным потенциалом кварцевых песков, способна обеспечить сырьем для производства стекла и керамики не только себя, но и соседние регионы.

Отмечу, что развитие транспортной инфраструктуры также является приоритетной сферой. Оно связано с формированием железнодорожных, вод­ных коридоров, содействием в продвижении крупного инвестиционного проекта «Строительство канала „Евразия“» (Манычский судоходный канал) на территории республики и интеграцией нашего комплекса с международными коридорами.

— Вы затронули тему инвестиционной привлекательности Калмыкии. Как известно, инвесторов пугают административные барьеры и интересуют льготы...

— Инвесторов ведь интересует не только сиюминутная прибыль, а прежде всего ее получение в долгосрочной перспективе. Им нужна стабильность экономики, устойчивость законодательной базы, преемственность и предсказуемость власти. Немаловажную роль в создании положительного инвестиционного имиджа играет формирование в республике благоприятного правового поля, в частности местных законов, предоставляющих определенные льготы инвесторам в рамках, предусмотренных федеральным законодательством.

Речь может идти о механизмах государственно-частного партнерства для приоритетных инвестпроектов. В рамках такого сотрудничества за счет государственных капвложений через целевые программы мы будем обеспечивать строительство инженерной и коммунальной инфраструктуры на тех земельных участках, где будут строиться новые объекты.

— Частно-государственное партнерство, безусловно, очень действенный рычаг. Но сейчас многие проекты тормозятся из-за сложностей с выделением земельных участков.

— Для решения этой проблемы мы будем работать над вопросами формирования рынка земли, кредитования, купли-продажи участков. Мы намерены оптимизировать процесс разграничения госсобственности на землю, в том числе путем формирования земельного фонда республики. Его площадь будет доведена до 1,5 миллиона гектаров.

Могу привести пример по инвестиционному проекту «Строительство производственного комплекса с замкнутым циклом производства мяса бройлеров в Республике Калмыкия». Проект реализуется в форме государственно-частного партнерства. Его цель — производство мяса птицы с объемом продаж в год птицепродукции до 11 530 тонн с перспективой развития до 20 000 тонн птицепродукции в убойной массе. За кратчайший срок оформлен земельный участок под строительство птицефабрики, заключен договор по проведению земляных и бетонных работ. На данный момент открыта первая очередь строительства.

Мы продолжим развивать диалог бизнеса с властью. На основе положительного опыта создания самоуправляемых структур, отстаивающих интересы предпринимателей, в Калмыкии появятся Союз скотопромышленников, Союз переработчиков сельхозпродукции и другие отраслевые организации. Совместно с уже существующими они продолжат формирование необходимой для предпринимателей информационной инфраструктуры. Реализация всех этих направлений должна снизить административные барьеры для привлечения инвестиций в экономику республики.

— Развитие малого бизнеса традиционно рассматривается как один из способов борьбы с безработицей. Какие-то другие меры по поддержке занятости населения принимаются в Калмыкии?

— На создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в регионе в текущем году направлена реализация республиканской целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009—2011годы».

Кроме того, особое место в государственной политике занятости населения республики занимает региональная антикризисная программа по снижению напряженности на рынке труда. Реализация мероприятий по этой программе позволила не допустить существенного ухудшения качества жизни населения республики. По итогам первого полугодия текущего года численность зарегистрированных безработных составила 5 тысяч человек, что на 10 процентов ниже уровня соответствующего периода 2010 года. Также снизился коэффициент напряженности на рынке труда. Количество граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, не занятых трудовой деятельностью, приходящихся на одну заявленную вакансию, составило 7 человек, что на 41,7 процента ниже аналогичного показателя 2010 года. Кроме того, в настоящее время на территории республики реализуется ряд инвестиционных проектов с привлечением внебюджетных источников с целью создания новых рабочих мест.

— Что предусматривает концепция в отношении таких сфер, как образование и здравоохранение?

— В Калмыкии система здравоохранения, к сожалению, на сегодняшний день не так многофункциональна и не так эффективна, как хотелось бы. Поэтому одним из приоритетов государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи. Определены ключевые и значимые проекты по реконструкции, ремонту и строительству объектов здравоохранения. Утверждена Программа модернизации здравоохранения Республики Калмыкия на 2010–2012 годы.

Здесь могу привести яркий пример партнерства государства и бизнеса. Речь идет об инвестиционной компании «Северо-Кавказский Нефрологический центр», которая реализует в республике проект по строительству современного, оснащенного новейшим медоборудованием диализного центра, позволяющего обеспечить высочайшее качество лечения.

Что касается образования, то все общеобразовательные учреждения региона своевременно начали работу в новом учебном году. С 1 сентября текущего года в республике размеры окладов учителей повышены на 30 процентов. В Калмыкии, как и в других регионах России, работает новый большой проект по поддержке школ. Проект направлен на обеспечение мер по модернизации образования.

— Продолжая тему образования, рассчитываете ли вы на участие молодежи в претворении намеченных стратегических планов? И немаловажный вопрос: есть ли у молодой семьи в республике возможность получить жилье?

— Принципиально важное направление деятельности руководства республики — создание целостной системы поиска и сопровождения талантливой молодежи, ее участия в образовательных, экономических, политических и социальных процессах региона. Мы очень рассчитываем на реальную работу уже созданных структур, таких как Молодежный парламент республики, Совет молодых ученых, Союз молодых литераторов, различные молодежные объединения и организации. У нас действует республиканская целевая программа «Молодежь Калмыкии (2007–2011 годы)».

Через возрождение массовых видов спорта, культивирование здорового образа жизни, постоянное повышение уровня политической социализации мы воспитаем у молодежи правдивость, уважение к различным культурам, веротерпимость, моральную устойчивость, чувство долга, ответственность за себя и за страну. Мы будем предоставлять молодежи возможность реализовать себя. В этом направлении неплохо работает Программа формирования и подготовки резерва управленческих кадров Республики Калмыкия на 2009–2011 годы.

В регионе также успешно работает республиканская программа «Молодой семье — доступное жилье». Кстати, в следующем году примерно на 18–22 процентов будет увеличено ее финансирование. Молодые специалисты, работающие в сельской местности, могут участвовать и в другой программе, предполагающей предоставление жилья, — «Устойчивое развитие сельских территорий».

— Вы затронули тему развития туристско-рекреационных услуг. Какая работа ведется в этом направлении?

— У Калмыкии не только богатое прошлое, но и большое будущее. Формирование ее имиджа как представителя восточно-азиатской культуры — единственной в Европе придаст импульс развитию отрасли въездного и внутреннего туризма в республике. Мы запланировали формирование пространственных кластеров курортно-туристской инфраструктуры, где будут собраны многочисленные привлекательные для туристов объекты. Назову некоторые планируемые к реализации инвестпроекты в сфере туризма:

  • туристический оздоровительный комплекс в с. Березовское Яшалтинского района Республики Калмыкия (на берегу озера Большое Яшалтинское);
  • туристический комплекс «Магой» в Лаганском районе Республики Калмыкия (морское побережье Каспия);
  • Центр туризма и отдыха «Иджил» в Юстинском районе (на берегу р. Волги).

— Чем республика может привлечь туристов?

— Калмыкия — единственный регион с буддистским вероисповеданием, уникальный анклав евразийских традиций, один из самобытных культурных центров России. Формирование привлекательного имиджа региона, как это обозначено в концепции, будет расширять туристско-рекреационные ресурсы и способствовать развитию туризма. Мы рассчитываем, что после реализации заложенных в концепции мероприятий турпоток возрастет до 230 тысяч человек в год.

Мы открыты для всех. Буддийское мировоззрение и веротерпимость, неприемлемость крайностей, путь золотой середины помогают нам жить в мире и дружбе, сохранять межнациональную и межконфессиональную стабильность. Так что приезжайте к нам в Калмыкию — уверен, вы не пожалеете об этом. Потому что мы любим гостей, чтим традиции наших предков, культуру, историю и уверенно смотрим в завтрашний день. Все, кто посетит Калмыкию, наверняка постараются еще раз вернуться сюда, чтобы увидеть степные красоты и ощутить гостеприимство наших людей. Будем рады всем гостям.

Справка «Бюджета»

Родился 9 октября 1961 г.

Окончил Московский государственный институт международных отношений МИД СССР.

В 1991–1994 гг. — генеральный директор, заместитель директора советско-югославского предприятия «Сов-Юг».

В 1994–1995 гг. — заместитель генерального директора АОЗТ «Поиск».

В 1995 г. работал генеральным директором совместного российско-итальянского АОЗТ «МАГ».

В 1995–2003 гг. — постоянный представитель Республики Калмыкия при Президенте Российской Федерации — заместитель председателя правительства республики.

В 2003–2010 гг. — первый заместитель Председателя Правительства Калмыкии — постоянный представитель Республики Калмыкия при Президенте Российской Федерации.

В октябре 2010 г. вступил в должность главы Республики Калмыкия.

Поделиться