Версия для печати 11302 Материалы по теме
От финансового контроля к аудиту эффективности

Ходов
В Московской области создан независимый контрольный орган — Контрольно-счетная палата региона. О том, чем было продиктовано это решение, а также об основных целях и задачах палаты рассказывает председатель Контрольно-счетной палаты Московской области и Александр Александрович ХОДОВ.

— Александр Александрович, практически 17 лет внешний финансовый контроль в Московской области осуществляла Контрольно-счетная палата Московской областной думы. В настоящее время создан организационно и функционально независимый контрольный орган. Скажите, чем продиктовано это решение и кто именно инициировал создание областной Контрольно-счетной палаты?

— Создание Контрольно-счетной палаты Московской области инициировали время, экономическая ситуация в стране и Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». А продиктовано это решение необходимостью установить единые принципы деятельности, статус и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов РФ.

Наша предшественница, Контрольно-счетная палата Московской областной думы, приступила к работе 29 июня 1994 года после принятия соответствующего положения. Это, кстати, был второй орган финансового контроля в стране. Первой была Контрольно-счетная палата Москвы, которая начала работу на полтора месяца раньше. По статусу Контрольно-счетная палата Московской областной думы была ее структурным подразделением и осуществляла контроль за использованием средств областного бюджета. Создание самостоятельной Контрольно-счетной палаты области — следующий шаг в развитии государственного финансового контроля. Достаточно сравнить основные задачи, которые были определены в том, первом, положении, и задачи, прописанные в Законе о Контрольно-счетной палате Московской области. Теперь они значительно расширены, конкретизированы, поскольку включают в себя все нюансы нашей специфической работы.

На первом месте, конечно, контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджета Московской области и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области. Далее следует контроль за соблюдением главными распорядителями бюджетных средств, распорядителями и получателями бюджетных средств условий выделения, получения и порядка использования средств бюджета Московской области. В числе основных задач — проведение экспертиз проектов бюджетов Московской области и территориального фонда ОМС и, разумеется, проведение внешних проверок годовых отчетов об исполнении названных бюджетов. Кроме того, мы призваны активно участвовать в работе по совершенствованию бюджетного процесса в Московской области.

— Как вы считаете, при осуществлении финансового контроля дает какие-либо преимущества статус юридического лица?

— Статус юридического лица, если коротко, дает нам юридическую, организационную и финансовую самостоятельность, что, несомненно, тоже существенно. Но речь надо вести не о преимуществах. Свобода действий и выводов при проведении контрольных мероприятий — это прежде всего огромная ответственность. Именно этим мы руководствуемся при подготовке заключений Контрольно-счетной палаты по исполнению бюджета, материалов проверок и т. д. Такая свобода, даже обязанность, предоставлена нам Законом Московской области «О Контрольно-счетной палате Московской области». Наша Контрольно-счетная палата является постоянно действующим государственным органом государственного финансового контроля, формируется Московской областной думой и ей подотчетна. Все это и есть наши преимущества.

— Какие первоочередные задачи сегодня стоят перед Контрольно-счетной палатой Московской области?

— Мы работаем в соответствии с утвержденным планом работы Контрольно-счетной палаты Московской области на 2011 год. Кроме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, обозначенных в плане, назову основные: подготовка заключения на исполнение бюджета Московской области за девять месяцев текущего года, экспертиза проекта бюджета на 2012 год, создание в соответствии с Федеральным законом № 6-ФЗ Ассоциации контрольно-счетных органов муниципальных образований Московской области и другие задачи.

— Ваши коллеги из региональных контрольно-счетных палат отмечают актуальность кадровой проблемы. Вы столкнулись с данной проблемой при организации деятельности Контрольно-счетной палаты Московской области? Будут ли работать в палате аудиторы из КСП Московской областной думы?

— Судите сами. Мы приступили к работе 11 января этого года, когда численность сотрудников не превышала 30 процентов штатного расписания. А к середине мая мы приняли на работу уже более 90 процентов сотрудников. Сразу же скажу, что из Контрольно-счетной палаты Московской областной думы к нам перешли семь человек. В том числе и руководитель аппарата Иван Васильевич Грабовой, который был назначен к нам на должность аудитора. Их опыт, знания, методические наработки из сферы внешнего государственного финансового контроля способствовали более качественной отработке задач по планированию, подготовке и проведению контрольных мероприятий.

К подбору кадров мы старались подходить самым тщательным образом. Могу с уверенностью сказать, что кадровую, как вы говорите, проблему мы решили. Это позволило уже в самом начале нашей деятельности, в непростой и весьма напряженный период формирования и организационного становления контрольно-счетного органа, решить все задачи по подготовке палаты к полноценной работе. И все это, подчеркиваю, благодаря профессионализму, высокой ответственности и добросовестности сотрудников палаты, как говорят, первого призыва, которые, не считаясь с личным временем, трудились не покладая рук. Это В. В. Самсонов, В. В. Гришин, В. А. Морин, А. Б. Кочергина, В. М. Баранов, С. М. Беляков, В. В. Ларченков, Г. В. Паладий, Г. В. Надарейшвили, В. И. Прокофьев, А. Е. Рыбаков и др.

— Расскажите, пожалуйста, какие контрольные мероприятия уже проведены и в каких учреждениях. Каковы результаты данных проверок?

— Вы задали сразу два непростых вопроса, и если подробно отвечать на каждый, боюсь в журнале не хватит места. Ведь каждый отчет — это как минимум 30–40 страниц текста, но, как правило, бывает больше. Это только по результатам одной проверки. А мы таких проверок провели несколько. Так что отвечу коротко.

В соответствии с Законом Московской области «О бюджетном процессе в Московской области» в установленные планом сроки завершен анализ исполнения бюджета Московской области за 2010 год, а также внешняя проверка исполнения бюджета Московской области за 2010 год. Кроме того, подготовлены заключение на годовой отчет об исполнении бюджета Московской области за 2010 год и аналитическая записка «Об исполнении бюджета Мос­ковской области за первый квартал 2011 года». Подготовлено и рассмотрено заключение на годовой отчет об исполнении бюджета Московского областного фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год. Завершена работа по анализу исполнения бюджета Московской области за первое полугодие 2011 года. Последний документ особенно важен, так как, зная итоги исполнения бюджета первого полугодия, можно спрогнозировать результаты исполнения за второе полугодие.

При подготовке аналитической записки за прошедшее полугодие нами впервые была запрошена информация у главных администраторов бюджетных средств, в том числе по реализации долгосрочных целевых программ. Очень важно, что мы стали набирать информационный объем, и теперь наша аналитическая работа позволяет видеть динамику исполнения бюджета и использовать ее в работе. В конечном итоге это помогает как при подготовке аналитических записок, так и при проведении контрольных мероприятий. Кроме того, аналитическая записка за первое полугодие послужит отправной точкой для эффективной подготовки аналитических записок об исполнении бюджета за девять месяцев и по итогам 2011 года, окажет существенную помощь при проведении внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета за 2011 год. У нас появится возможность эффективно планировать контрольные мероприятия в министерствах и ведомствах в 2012 году. В настоящее время также проводится работа по подготовке к проведению экспертного заключения на проект бюджета Московской области на 2012 год.

На августовском заседании коллегии Контрольно-счетной палаты мы подвели итоги и проанализировали результаты контрольных мероприятий, проведенных в министерствах образования Московской области, социальной защиты населения, сельского хозяйства и продовольствия. В Министерстве образования, муниципальных образованиях и общеобразовательных учреждениях Московской области наши специалисты проверили законность и эффективность использования бюджетных средств, направленных в 2010 году на государственную поддержку учреждений общего образования. Проверку законности и эффективности расходования денежных средств, выделенных из бюджета области на реализацию долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Московской области на период 2009–2012 годов», мы проводили в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия.

Кстати, рассмотрев на заседании коллегии результаты указанных проверок, мы посчитали необходимым обсудить итоги контрольных мероприятий на местах вместе с представителями министерств, муниципальных образований и учреждений, которые мы проверяли. Такое решение было принято, во-первых, для того, чтобы представить орган внешнего государственного финансового контроля Московской области в его новом статусе; во-вторых, рассказывая о задачах палаты, убедить тех, кто подвергся проверке, в том, что сущность нашей работы не только в поиске недостатков как таковых, но и в помощи, в том числе в выработке рекомендаций, которые должны помочь в устранении выявленных недостатков. И, разумеется, обязательно отразить то положительное, что есть в работе проверяемых организаций. Я не устаю повторять, обращаясь к тем, кого мы проверяем, что и наша, и их главная задача — работать на благо Московской области и ее жителей.

Несколько слов о результатах проверок. Конечно, наши специалисты выявили немало недостатков: неиспользованные остатки средств субсидий из федерального бюджета, недостаточное внимание со стороны руководства некоторых министерств к контролю за своевременностью и достоверностью представления отчетности об использовании субвенций, образование остатков средств федерального бюджета на счетах и их неэффективное использование, несвоевременное принятие мер по возврату средств федерального бюджета, потребность в которых отсутствовала. И совсем уж недопустимые нарушения, когда в отчетности отдельных муниципальных образований наши специалисты находили банальные арифметические ошибки, неточности и несоответствия данных фактически произведенным расходам. Какого-то криминала в числе выявленных нарушений не было. Более того, часть нарушений — а мы в палате вели едва ли не ежедневный мониторинг хода проверок — были устранены непосредственно в ходе контрольных мероприятий.

— Какие контрольные мероприятия проводятся сейчас и какие планируются на ближайшую перспективу?

— Буквально на днях мы завершили контрольное мероприятие по проверке законности и эффективности расходования денежных средств, выделенных из бюджета Московской области в 2009–2010 годах на реализацию региональной долгосрочной целевой программы «Электронное Подмосковье на период 2009–2012 годов». В настоящее время совместно со Счетной палатой РФ осуществляется проведение экспертно-аналитического мероприятия «Комплексный анализ эффективности системы предотвращения торфяных пожаров в Московской области», которое продлится до конца года. Кроме того, осуществляется проверка использования средств бюджета области и местных бюджетов муниципальных образований Московской области, направленных в 2008–2011 годах на жилищно-коммунальное хозяйство.

Среди других контрольных мероприятий, которые начались в сентябре, можно выделить следующие: проверка законности и эффективности расходования денежных средств, выделенных из бюджета области в 2009–2010 годах на реализацию долгосрочной целевой программы «Развитие Историко-архитектурного и художественного музея „Новый Иерусалим“ и вывод его с территории ставропигиального Воскресенского Новоиерусалимского монастыря в 2009–2012 годах»; проверка использования по назначению объектов недвижимого имущества, закрепленных за государственными органами Московской области, законности и эффективности использования средств бюджета области, выделенных на содержание и эксплуатацию этого имущества; проверка законности и эффективности расходования денежных средств, выделенных на реализацию долгосрочной целевой программы «Профилактика преступлений и иных правонарушений на территории Московской области на 2009–2010 годы»; проверка законности и эффективности расходования денежных средств, выделенных на реализацию долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2009–2012 годы.

— Новые векторы развития общественных финансов делают необходимым внедрение новых инструментов финансового контроля. Что нового будет взято на вооружение сотрудниками Контрольно-счетной палаты Московской области?

— В 2010 году Правительство России одобрило Программу по повышению эффективности бюджетных расходов до 2012 года, которая ставит перед системой государственного финансового контроля новые задачи. Речь идет об аудите эффективности использования бюджетных средств при переходе к программному бюджету как следующему этапу развития финансового контроля. Но реализовать в полной мере такую задачу способен только организационно и функционально независимый орган внешнего финансового контроля. Аудит эффективности — это не просто оценка эффективности расходования бюджетных средств, а сложный комплекс мер, требующий глубокого знания вопроса и позволяющий строго контролировать соответствие полученных результатов заявленным социально-экономическим целям, прослеживать взаимосвязь между решениями и действиями органов власти и результатами этих действий, определять узкие места и вырабатывать конкретные рекомендации по их устранению. Вот к этому мы и будем стремиться, осмысливая и внедряя в свою практику опыт коллег как из Счетной палаты РФ, так и из контрольно-счетных палат субъектов РФ.

— На ваш взгляд, какие недостатки присущи современному внешнему финансовому контролю?

— Мы изучаем этот вопрос и пока не торопимся с выводами. Ведь лучше всего говорить о совершенствовании какой-либо деятельности исходя из собственного опыта, не правда ли? Мы такой опыт пока только накапливаем, параллельно изучая опыт нашего отечественного лидера в сфере внешнего государственного финансового контроля — Счетной палаты РФ, а также наших коллег из других субъектов России. Очень рассчитываем на эффективную реализацию соглашений о взаимодействии и обмене информацией, которые мы уже подписали со Счетной палатой РФ, с Контрольно-счетной палатой Москвы, Управлением Федерального казначейства по Московской области. В этой же плоскости лежат и организованные в нашей Контрольно-счетной палате регулярные занятия с сотрудниками по направлениям деятельности инспекций. Так что прошу повторить этот вопрос где-нибудь через год, другой.

— Сегодня много говорится о необходимости сделать деятельность контрольно-счетных органов открытой. Вместе с тем зачастую результаты проверок замалчиваются. Как вы планируете информировать общественность о своей работе и результатах контрольных мероприятий?

— В соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Для Контрольно-счетной палаты Московской области положения федерального закона конкретизирует Закон Московской области от 4 февраля 2010 г. № 8/2010-ОЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти Московской области». В соответствии с их требованиями мы и планируем, как вы сказали, информировать общество о результатах деятельности Контрольно-счетной палаты Московской области. Я полагаю, что к моменту выхода в свет номера вашего журнала заработает официальный сайт Контрольно-счетной палаты Московской области, который и будет обеспечивать гласность нашей деятельности, реализовывать конституционные права граждан на получение информации о работе государственных органов и т. д. Сведения, представленные на сайте, будут полностью соответствовать Перечню информации, обязательной для размещения на официальных сайтах, утвержденному постановлением Правительства Московской области.

В своей деятельности мы намерены руководствоваться основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов, декларируемыми законом, главными из которых являются открытость, доступность и достоверность сведений о деятельности государственных органов и своевременность их предоставления.

Справка «Бюджета»

Родился 25 ноября 1941 г. в городе Орджоникидзе Северо-Осетинской АССР, в 1961 г. окончил военное училище им. С. М. Кирова в Орджоникидзе и в 1972 г. — Военную академию им. М. В. Фрунзе. Генерал-лейтенант в отставке.

С 1958 по 1992 г. проходил службу во внутренних войсках и органах внутренних дел МВД СССР в различных должностях.

С 1992 по 1994 г. — секретарь Совета безопасности Республики Северная Осетия.

С 1994 по 1996 г. — министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Правительства Республики Северная Осетия.

С 1996 по 1999 г. — заместитель начальника Главного штаба МВД России.

С 2001 по 2010 г. — советник губернатора Московской области, главный эксперт в секретариате губернатора Московской области.

11 января 2011 г. назначен председателем Контрольно-счетной палаты Московской области.

За период военной службы награжден орденом Красной Звезды и 21 медалью.

Поделиться