Версия для печати 4778 Материалы по теме
Закон № 83-ФЗ: вопросы реализации на территории Алтайского края

Вяткин
Своевременное исполнение Закона № 83-ФЗ зависит от слаженных действий всех заинтересованных участников процесса. О том, как организована эта работа в Алтайском крае, рассказывает Игорь Юрьевич ВЯТКИН, начальник отдела ведения федеральных реестров Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю.

Процесс реализации положений Закона № 83-ФЗ на территории Алтайского края осуществляется в рамках разработанной региональной нормативно-правовой базы. Совместная работа органов Федерального казначейства, органов исполнительной власти Алтайского края, органов местного самоуправления направлена на решение вопросов, возникающих при реализации Закона № 83-ФЗ. Данный процесс можно условно поделить на два этапа: подготовительный и переходный.

Подготовительный этап

Подготовительный этап включает в себя разработку нормативной правовой базы с учетом региональной конъюнктуры. Распоряжением губернатора Алтайского края А. Б. Карлина от 21 мая 2010 г. № 156-р утвержден план мероприятий по совершенствованию правового положения краевых государственных учреждений. Данный документ разработан в целях реализации распоряжения Правительства РФ от 5 марта 2010 г. № 296-р «Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В ноябре 2010 года вышел Закон Алтайского края «Об отдельных мерах по совершенствованию правового положения государственных учреждений Алтайского края в переходный период». Этим законом были установлены:

  • порядок финансового обеспечения деятельности краевых бюджетных учреждений в переходный период;
  • порядок зачисления в краевой бюджет доходов, полученных краевыми казенными учреждениями от платных услуг и иной приносящей доход деятельности;
  • порядок и направления использования краевыми бюджетными учреждениями доходов от платных услуг и иной приносящей доход деятельности.

В течение двух последних месяцев 2010 года органами исполнительной власти Алтайского края были приняты постановления, утвердившие перечень краевых казенных учреждений, а также порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации краевых государственных учреждений. Что касается 2011 года, то постановлением администрации Алтайского края были утверждены краевая программа по повышению эффективности бюджетных расходов в регионе на период до 2013 года и план мероприятий по ее реализации в 2011 году. Следует отметить, что основной целью данной программы является повышение эффективности государственного управления, ориентированного на потребности граждан, улучшение доступности и качества государственных услуг, реализация долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Алтайского края. Также в текущем году подписан приказ «Об утверждении Методических рекомендаций по расчету нормативных затрат на оказание краевыми государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества краевых государственных учреждений». Эти рекомендации были разработаны в целях оказания методической помощи органам исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении краевых бюджетных и автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в краевой собственности. Все нормативно-правовые акты, которые были приняты в минувшем и текущем годах, направлены:

  • на приведение уставов краевых государственных учреждений в соответствие с новыми требованиями;
  • определение порядка отнесения движимого имущества бюджетных учреждений к особо ценному;
  • установление порядка определения платы для физических и юридических лиц за оказываемые услуги;
  • определение перечня публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению бюджетными учреждениями;
  • определение расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества.

Переходный этап

Этот этап заключается в реализации подготовленной правовой базы. Постановлением администрации Алтайского края от 5 мая 2011 г. № 246 утверждено Положение об условиях, порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания в отношении краевых государственных учреждений. До 30 июня текущего года главным распорядителям средств краевого бюджета, в ведении которых находятся краевые казенные учреждения, и органам исполнительной власти, осуществляющим функции учредителя бюджетных и автономных учреждений, необходимо было утвердить и согласовать с Комитетом администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, Главным управлением экономики и инвестиций региона порядок определения нормативных затрат на оказание услуг (работ) и нормативных затрат на содержание имущества краевых учреждений. В соответствии с данным постановлением органам исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетных и автономных учреждений, необходимо до 21 августа 2011 года утвердить перечни услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в их ведении учреждениями. Таким образом, в переходный период краевые государственные бюджетные учреждения являются получателями бюджетных средств и финансовое обеспечение их деятельности осуществляется на основании бюджетной сметы. А с 1 января 2012 года финансовое обеспечение будет осуществляться путем предоставления субсидии на выполнение государственного задания. Данное постановление также устанавливает, что субсидия краевому бюджетному или автономному учреждению будет перечисляться на лицевой счет, открытый в органе Федерального казначейства. То есть на территории Алтайского края кассовое обслуживание бюджетных и автономных учреждений будет осуществляться в органах Федерального казначейства.

Одним из направлений поддержки реализации Закона № 83-ФЗ является информационная открытость. На сайтах органов исполнительной власти края и на официальном сайте УФК по Алтайскому краю размещается вся информация, касающаяся исполнения Закона № 83-ФЗ. Итак, количество участников бюджетного процесса, расположенных на территории Алтайского края на 1 января 2011 года, составило 5111, из них:

  • финансируемых из федерального бюджета — 489;
  • краевого бюджета — 652;
  • местного бюджета — 3970.

Количество учреждений, открывших лицевые счета в органах Федерального казначейства Алтайского края и начавших осуществлять полномочия в соответствии с Законом № 83-ФЗ в новых организационно-правовых формах, по состоянию на 1 июля 2011 года составило 84 (см. таблицу).

Таблица. Количество учреждений, открывших лицевые счета в органах Федерального казначейства Алтайского края

Бюджет


Казенные

Бюджетные

Автономные

федеральный

26

6

краевой

2

5

1

местный

43

1


Муниципальные задания

Необходимо заметить, что реализация Закона № 83-ФЗ во многом зависит от степени готовности органов власти и финансовых органов. Особенно ярко это подтверждается на муниципальном уровне. В нашем крае есть муниципальные образования (город Барнаул и городской округ ЗАТО Сибирский), где бюджетные и автономные учреждения (в новых организационно-правовых формах) уже с 1 января 2011 года осуществляют свою деятельность в соответствии с муниципальным заданием. Первыми новый механизм внедрили учреждения дошкольного и школьного образования, культуры и спорта, а также здравоохранения. Выбор был очевиден, поскольку именно эти отрасли обладают достаточной сетью подведомственных учреждений.

Работа таких учреждений показала, что, несмотря на имеющиеся наработки, еще остаются вопросы, связанные с необходимостью четкого и грамотного формирования государственных (муниципальных) заданий. Есть определенные сложности и в том, по каким показателям оценивать выполнение государственных (муниципальных) заданий, как увязать их результаты с последующим финансированием. Поэтому важная задача, стоящая перед органами исполнительной власти Алтайского края и органами местного самоуправления, — качественное формирование государственных (муниципальных) заданий и мониторинг их выполнения.

Поделиться