Финансы№10 Октябрь 2011 — 15 ноября 2011

Приятные неожиданности консолидации информации о госзакупках

Версия для печати 4857 Материалы по теме
Приятные неожиданности консолидации информации о госзакупках

Нотов
Внедрение общероссийского сайта госзакупок обеспечивает открытость и прозрачность процедур размещения заказов и доступность информации о них. Но кроме непосредственного результата от проведенной работы по разработке и внедрению портала получены и другие эффекты. Борис Олегович НОТОВ, казначей отдела ведения федеральных реестров УФК по Оренбургской области

С 1 января 2011 года был введен в промышленную эксплуатацию еще один оплот современных цифровых технологий — общероссийский сайт госзакупок www.zakupki.gov.ru. Его миссия — внести ясность и прозрачность в сферу оказания услуг, выполнения работ, поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. Задача, безусловно, важная и даже краеугольная, учитывая 154-е место Российской Федерации в мировом рейтинге коррупции и стабильно отрицательную динамику этого показателя. Сегодня сайт запущен, проблемы, присущие любой впервые созданной информационной системе, постепенно изживаются. Выполнены требования Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ об обязательном предоставлении официальной информации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Заинтересованные поставщики, подрядчики, исполнители обеспечены всей необходимой информацией о деятельности государственных и муниципальных заказчиков, которая открыта и доступна широкой общественности. Однако единственный ли это эффект от внедрения новой системы?

Специализированные организации

Внедрение столь мощного информационного ресурса повлекло за собой формирование в масштабах страны рынка услуг специализированных организаций, ранее существовавшего только на бумаге, а на практике фатально ограниченного в развитии по причинам технического характера. Статья 6 Закона № 94-ФЗ определяет специализированную организацию как юридическое лицо, осуществляющее функции по размещению заказа для заказчика или уполномоченного органа на основании гражданско-правового договора. Это коммерческие услуги. А коммерческие услуги в условиях рыночной экономики должны ассоциироваться с наибольшей экономической эффективностью.

До создания сайта госзакупок рынок услуг специализированных организаций дробился на сегменты — федеральный сайт, региональные и муниципальные сайты. С внедрением единого сайта препятствия «феодальной раздробленности» нивелированы. Созданы ключевые условия развития данного сектора. Рост конкуренции и предложения в этом сегменте может оказать заметное позитивное влияние на эффективность работы организаций в сфере госзаказа не за счет экономии непосредственно на госзакупках, а за счет более эффективной организации работы по размещению заказа. Так, у одних бюджетных учреждений отпадет необходимость в содержании дополнительных сотрудников, другим не придется закупать новое оборудование и программное обеспечение, необходимое для работы с сайтом закупок, и т. д. При этом все они имеют непосредственное отношение к бюджетному финансированию и государственной/муниципальной собственности.

Рынок госзакупок достаточно объемен. На начало апреля 2011 года на общероссийском сайте было зарегистрировано более 185 тыс. уникальных пользователей. Таким образом, из неисчислимого количества услуг, предоставляемых на коммерческой основе на территории России, сформирован именно тот сегмент, который всецело направлен на экономию бюджетных расходов огромного количества организаций. Подобные перспективы не могут не радовать людей, небезразличных к эффективности государственного управления, однако, как и всегда, здесь есть нюансы. Предложение на рынке услуг специализированных организаций всегда будет продиктовано спросом, маркетинг в данном случае определяющим фактором не является. Спрос на услуги, где потребитель так или иначе подконтролен властным структурам, традиционно для государственного сектора нетороплив и безынициативен, а значит, нуждается в искусственном ускорении своей деятельности. Государство, создав единую консолидированную систему, стоит в шаге от еще большей экономии. Все, что нужно сделать, — стимулировать учреждения, обязанные размещать информацию на едином сайте, к ведению данной работы с привлечением специализированных организаций. В случае если эта возможность будет использована, создастся неплохой с точки зрения результативности механизм — бюджет экономит, бизнес зарабатывает, контрольные органы следят. Это первый косвенный эффект от внедрения единой системы.

Сводный перечень заказчиков — глобальный ресурс

Другой косвенный эффект имеет непосредственное отношение к комплексу работ, предварявших внедрение сайта в эксплуатацию. Структура сайта покоится на «ките» — Сводном перечне заказчиков (СПЗ). Данный справочник был сформирован силами органов Федерального казначейства РФ и включает в себя информацию обо всех организациях, попадающих под действие Закона № 94-ФЗ в части обязательного размещения официальной информации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Нормативными и регламентными документами, утверждающими порядок работы по регистрации пользователей на сайте, установлены достаточно жесткие требования по проверке документов и информации, которые предоставляет учреждение и которые подлежат последующей выгрузке на сайт из справочника СПЗ, включая юридическую экспертизу пакета документов.

На практике проверка документов проходила в более строгом режиме, чем установлено. Избыточная относительно буквы регламента тщательность обработки пакета документов была обусловлена отчасти техническими причинами, отчасти нежеланием подходить к делу формально: пропускать заведомо ошибочные данные и нагружать учреждения избыточной работой по исправлению ошибок, допущенных ими. При этом в пакете подтверждающих документов содержатся заверенные копии практически всех основных документов юридического лица, а также карточка образцов подписей. В процессе обработки документов использовались многие справочники и информационные системы, соответственно параллельно проводились их проверка и обновление.

К каким же последствиям привел подобный подход? Позитивное влияние работ по созданию СПЗ распространилось дальше, чем можно было предположить вначале. Так, органами Федерального казначейства были обновлены справочники КЛАДР, ОКАТО, ряд других классификаторов, полностью актуализирован (проверен, исправлен и значительно расширен) перечень участников бюджетного процесса субъектов РФ и муниципальных образований, перепроверен справочник лицевых счетов, а также установлено его полное соответствие смежным справочникам, исправлены некоторые неточности в справочнике кодов глав. Организациями, наделенными полномочиями в сфере размещения заказов, были устранены многочисленные ошибки в учредительных и других подтверждающих документах, различных свидетельствах. Значительное количество документов потребовало актуализации. То есть можно сказать, что был наведен образцовый порядок в документах организаций и в ряде важных справочников на уровне территориальных органов Федерального казначейства.

Помимо порядка как такового, являющегося вполне самодостаточным позитивным результатом, стоит акцентировать внимание на непосредственном итоге проведенной работы — СПЗ. Это гармоничный справочник, который позволяет видеть все неочевидные связи, логические и иерархические цепи, особенности структурирования информации. Для Оренбургской области СПЗ — это порядка 2600 уникальных записей. В каждой записи проверены каждая буква и знак, каждая строка и цифра подтверждена, вся информация достоверна и актуальна, и она постоянно обновляется. На базе такого справочника в масштабах страны возможно создание любых информационных систем. Он отражает всю ключевую информацию.

Создание таких информационных систем, актуальных баз данных — необходимость, диктуемая современными условиями. Они являются основой любого управляющего механизма, они универсальны. Система электронного правительства в России будет опираться на актуальные и достоверные базы данных. В частности, СПЗ может быть использован при создании нового информационного ресурса в Сети для размещения общероссийского реестра организаций, реестра имущества, реестра услуг и функций, ввод в эксплуатацию которого планируется на 1 января 2012 года.

В любой работе конкретный результат критически зависит от внешних условий. Сводный перечень заказчиков — пример работы, которая формирует среду для возможных решений в любой сфере, имеющей отношение к бюджетным организациям. И те неожиданные результаты, которые сопутствовали комплексу работ по вводу в эксплуатацию сайта закупок, проведенных территориальными органами Федерального казначейства, ориентированы на перспективы развития страны.

Поделиться