Юрий Борисович КРАСНИЦКИЙ, заместитель начальника Управления ФСТ России,
Михаил Валериевич ПЕТУХОВ, начальник отдела ФСТ России,
Александр Константинович БУРЕНКОВ, ведущий консультант ФСТ России
С 1 января 2012 года проведением технического осмотра начнут заниматься частные компании, получившие аккредитацию у Российского союза автостраховщиков (РСА). Федеральный закон от 1 июля 2011 г. №
С 2012 года заключить договор страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) можно будет после прохождения техосмотра, с 2014 года сам талон больше не понадобится водителю — инспекторы ГИБДД будут проверять только наличие полиса ОСАГО.
Согласно Закону №
Вместо действующего в настоящее время размера платы за проведение государственного технического осмотра, рассчитанного и установленного в соответствии с приказом Минтранса, Минфина и МВД России от 3 августа 2001 г. № 708/61н/126, Закон №
Роль субъектов РФ в организации проведения ТО
Законом №
Предельный размер платы за ТО
Каким образом будет устанавливаться этот предельный размер? В статье 8 Закона №
Каков порядок взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных организаций в лице РСА при расчете и установлении предельного размера платы за проведение технического осмотра? Как видно из схемы (см. рис. 1), результатом совместных действий Минтранса, Минпромторга, Минэкономразвития России и РСА будет постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил технического осмотра транспортных средств». В свою очередь ФСТ России готовит приказ «Об утверждении методики предельного размера платы за проведение технического осмотра», а субъекты РФ в соответствии с методикой ФСТ России устанавливают предельный размер платы за ТО. Причем законодатель определил, что этот вид экономической деятельности подлежит государственному регулированию, в том числе и посредством установления предельного размера платы определенного уровня. Разработка и утверждение методики возложены на ФСТ России.
Как известно, основой для установления любой цены (тарифа) должна служить технологическая карта производства товаров, работ или услуг. В нашем случае технологической картой являются Правила проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденные Правительством РФ. При расчете предельного размера платы за ТО этот документ дает норматив продолжительности проведения ТО для конкретных категорий транспортных средств, а также время на идентификацию транспортного средства, оформление и выдачу талона технического осмотра.
Специфика функционирования любого сегмента рынка производства товаров, работ и услуг определяет особенности формирования тарифов и выбор методов их расчета. При государственном формировании тарифа или, как в нашем случае, предельного размера платы за ТО необходимо учитывать:
- баланс интересов участников данного сегмента рынка;
- себестоимость выполняемой работы;
- соотношение спроса и предложения;
- уровень конкуренции;
- границы платежеспособности потребителя.
Все многообразие существующих в теории и на практике способов установления тарифов в нашем случае можно свести к трем, а именно:
1) затратный;
2) доходный;
3) сравнительный.
При формировании методики ФСТ России остановила свой выбор на затратном способе, считая его наиболее приемлемым по следующим основаниям:
- наиболее простой и часто используемый коммерческими структурами;
- позволяет определить оптимальный уровень платы за техосмотр, то есть учесть баланс интересов участников рынка;
- основан на определении себестоимости как суммы всех прямых и косвенных затрат в расчете на единицу продукции, работ и услуг, а потому наиболее полно учитывает цену оказанных услуг по техническому осмотру. В данном случае единицей измерения принято считать время в минутах.
Методика разработана на основании следующих принципов. Регулирование предельного размера платы за ТО, как и любого другого регулируемого тарифа, должно осуществляться на основе раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, то есть организации необходимо отделить финансовые результаты по проведению технического осмотра от других видов деятельности. Метод, при помощи которого будет происходить это разделение, организация определяет самостоятельно в приказе об учетной политике.
При расчете предельного размера платы за проведение технического осмотра не допускается повторный учет одних и тех же расходов по различным видам деятельности. В настоящее время операторы ТО будут иметь возможность наряду с проведением непосредственно технического осмотра выполнять другие виды работ, связанные с обслуживанием, ремонтом и даже продажей сопутствующих товаров. Поэтому требуется ведение раздельного учета, так как необходимо отделить все расходы и соответственно получаемую прибыль от проведения технического осмотра (регулируемого государством вида экономической деятельности) от расходов и прибыли, образующихся в результате ведения других видов деятельности. Кроме того, в субъектах РФ, на территории которых установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, предельный размер платы за проведение технического осмотра для операторов ТО рассчитывается с учетом указанных коэффициентов.
Расчет предельного размера платы за проведение технического осмотра принимается на период, равный календарному году. Экономически себестоимость работ по ТО рассматривается регулирующим органом как минимально допустимая граница предельного размера платы за ТО. Ниже — только убыток...
На официальном сайте ФСТ России в разделе «Технический осмотр транспортных средств» размещен проект методики, в котором изложены основные принципы формирования предельного размера, а также даны формулы расчета предельного размера платы за ТО. ФСТ России предложила исчислять предельный размер платы за ТО по формуле:
где ПТО — предельный размер платы за ТО;
СТО —часовая ставка работы оператора ТО (руб./ч);
Тн —норматив продолжительности работ в минутах, определен в Правилах проведения ТО;
t — время на идентификацию транспортного средства, оформление и выдачу талона ТО в минутах, определено в Правилах проведения ТО.
Ставка работы оператора ТО рассчитывается как частное от деления годовой плановой валовой выручки на планируемый годовой фонд рабочего времени технических экспертов ТО:
где ВВГ — годовая валовая выручка оператора ТО;
ФГ — планируемый годовой фонд рабочего времени технических экспертов ТО, рассчитанный как произведение количества технических экспертов ТО на норму рабочего времени, определяемую на год в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 13 августа 2009 № 588н «Об утверждении Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю».
Валовая выручка рассчитывается как сумма прямых (Рп) и косвенных (Рк) расходов, которые принимаются в соответствии с Налоговым кодексом, а также прибыли (П), необходимой для финансирования расходов, связанных с текущими затратами и развитием данного вида деятельности:
Как видим, расчет довольно прост и не требует каких-либо особенных знаний в сфере экономики и финансов.
Таким образом, по методике, утвержденной ФСТ России, орган государственной власти субъекта РФ в сфере регулирования цен и тарифов рассчитывает предельный размер платы за ТО, а высший орган субъекта РФ своим постановлением его устанавливает, так же как и предельный размер расходов на оформление дубликата талона ТО. В дальнейшем орган государственной власти субъекта РФ в сфере регулирования цен и тарифов осуществляет контроль за соблюдением оператором ТО установленных предельных размеров платы за ТО.
В статье лишь схематично обозначены новшества в проведении ТО. Понятно, что много организационных, юридических и экономических вопросов возникает при переходе от привычных процедур к новым. Более подробно механизм действия Закона №