Предложение отказаться от регулирования тарифов на общественный транспорт (за исключением пригородных железнодорожных перевозок) с переводом его в категорию возможного права для органов исполнительной власти субъектов РФ описано в подготовленном Минтрансом проекте поправок к постановлению правительства «О мерах по упорядочению госрегулирования цен (тарифов)» 1995 года. Согласно пояснительной записке к проекту, такие изменения связаны с накопившимся за прошедшие годы в сфере общественного транспорта «множеством проблем, которые имеют системный характер». В частности, речь идет о том, что городские и пригородные пассажирские перевозки являются социально значимыми, что предполагает софинансирование из бюджетов выпадающих затрат транспортных предприятий.
Проведенный Минтрансом анализ стоимости услуг пассажирского транспорта показал, что «увеличивающиеся в настоящее время социальные обязательства субъектов РФ еще больше усиливают дефицит средств региональных бюджетов в части компенсации затрат предприятиям пассажирского транспорта», а значит, «субъекты РФ и муниципалитеты не в состоянии обеспечить рентабельную работу пассажирского транспорта». В итоге за последние десять лет парк автобусов, трамваев и троллейбусов сократился на 40%, подсчитал Минтранс, свыше 60% парка эксплуатируется сверх установленных нормативов, а обновление парка составляет только 40% от нормативного уровня. Всего в России сейчас около 900 тыс. единиц пассажирского автотранспорта.
Как пояснил «Ъ» заместитель министра транспорта Николай Асаул, в начале следующего года Минтранс совместно с Минфином и Минэкономики разработает методику расчета тарифов для перевозок на общественном транспорте. "Сейчас складывается ситуация, когда субъекты или муниципалитеты, устанавливающие тарифы, зачастую в итоге отказываются субсидировать выпадающие затраты транспортных компаний, объясняя это тем, что компании, например, не обосновала свои расходы,— рассказал собеседник "Ъ".— Методика позволит унифицировать расчет тарифа по всей территории и будет учитывать интересы транспортных компаний«. По словам господина Асаула, к «конечному росту стоимости перевозки такое изменение не приведет, даже если речь идет о тех территориях, где тариф выводит перевозчика за уровень прибыльности». "Субъекты должны будут исходить в том числе и из платежеспособности населения и на основе этого рассчитывать необходимый уровень бюджетной компенсации«,— говорит он.
Отметим, что вчера же источники агентства «Интерфакс» сообщили о том, что в Госдуме застрял еще один законопроект, усиливающий нагрузку на перевозчиков,— проект ФЗ об обязательном страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами на всех видах транспорта. Ранее документ, принятый в первом чтении год назад, глава комитета по финансовому рынку Владислав Резник называл одним из приоритетных в работе комитета, ожидалось его принятие во втором и третьем чтении до конца сентября. Согласно проекту, вред здоровью пассажира оценен в 2 млн руб. страховой выплаты на человека. Как следует из финансового обоснования к проекту, на социально значимых видах транспорта (железнодорожный в пригородном сообщении, городской транспорт) страховая премия в расчете на одного пассажира составит от 1 до 30 копеек. "Госдума в этом составе в эту сессию рассмотреть законопроект уже не успеет. С учетом выборной кампании может сложиться так, что и к середине следующего года законопроект также не будет принят«,— сказал вчера собеседник агентства «Интерфакс». Господин Резник также подтвердил, что «в плане работы Госдумы на ноябрь этого года законопроект не стоит», к документу есть замечания главного правового управления президента.