Версия для печати 6824 Материалы по теме
«Потенциал края возрастает»

шпорт
Губернатор Хабаровского края Вячеслав Иванович ШПОРТ возглавляет один из наиболее успешных регионов Сибири и Дальнего Востока. Основа экономики края — промышленность, в том числе оборонная. В стратегических планах — развитие современных производств, транспорта, масштабные проекты с участием российского и иностранного капитала.

— Вячеслав Иванович, каковы результаты социально-экономического развития Хабаровского края за прошедшие месяцы 2011 года? Какая ситуация складывается на обрабатывающих производствах и предприятиях оборонно-промышленного комплекса?

— Еще в 2010 году в крае удалось по большей части преодолеть последствия финансового кризиса, восстановить основные показатели экономического развития. В текущем году обеспечивается экономический рост, выполняются социальные программы. По итогам восьми месяцев объем промышленного производства увеличился более чем на 11 процентов к соответствующему периоду 2010 года, при этом наибольший прирост обеспечен обрабатывающим сектором (на 17 процентов) и транспортными услугами (на 8 процентов). Основные отрасли, которые наращивали производство, — авиа- и судостроение, лесопромышленный комплекс, неф­тепереработка, цветная металлургия, транспортно-логистическая обработка грузов.

Инвестиции в основной капитал тоже имеют хорошую динамику: по итогам восьми месяцев они выросли более чем на 9 процентов. Объемы кредитов, выданных физическим и юридическим лицам, за восемь месяцев возросли на 87 процентов. Активно восстанавливается рынок ипотечного кредитования. Объем выданных кредитов на покупку и строительство жилья вырос в 1,5 раза, процентные ставки снижаются. Полученные в экономике результаты, реализация мероприятий по содействию занятости обеспечили положительный эффект на рынке труда. Уровень официально зарегистрированной безработицы составил на начало октября 2011 года 2,4 процента и стал рекордно низким за последние десять лет. Безработица снизилась во всех без исключения муниципальных образованиях края. Реальная заработная плата за восемь месяцев текущего года выросла на 3 процента.

Наш край — промышленный, таким он будет и в дальнейшем. У нас нет выраженной сырьевой направленности, нет надежд на нефтяную трубу. Локомотивом развития промышленного производства выступает обрабатывающий сектор. А там, где основой производства является добыча сырья, мы ставим перед предприятиями задачу перейти к его переработке. Масштабная модернизация авиационного объединения ОАО «КнААПО» позволила приступить к реализации трех перспективных проектов, обеспечивающих предприятию ведущую роль в развитии российского авиастроения. Осваивается производство современных боевых авиакомплексов СУ-35С, продолжаются испытания истребителя пятого поколения. В текущем году филиал ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» поставил заказчикам три пассажирских самолета SSJ-100, к настоящему моменту предприятием обеспечен выход на объем производства по одному самолету в месяц.

Формирование высокотехнологичного машиностроительного комплекса края опирается также на развитие судостроения военного и гражданского назначения. В программах судостроительных предприятий — строительство современных корветов и морских буксиров для Военно-морского флота. В текущем году ОАО «Хабаровский судостроительный завод» спустило на воду и отправило на достройку в Большой Камень морской буксир для Минобороны России, заложен один из двух морских буксиров по заказу ЗАО «Роснефтефлот». Предприятием заключены договоры на строительство трех гражданских судов на воздушной подушке для краевых потребителей. ОАО «Амурский судостроительный завод» выполняет контракты по заказам Минтранса России и ООО «Газфлот». В 2011 году на судостроительных предприятиях края государственный оборонный заказ увеличился в 1,75 раза в сравнении с 2010 годом.

Правительство края последовательно проводит реструктуризацию лесопромышленного комплекса за счет укрупнения действующих операторов рынка, развития деревопереработки. Только за 2009–2011 годы в лесную отрасль привлечено около 21 миллиарда рублей инвестиций, из них инвестиции в деревопереработку составили почти 90 процентов. Завершены три приоритетных инвестиционных проекта по переработке леса. 3 октября ООО «Римбунан Хиджау МДФ» ввело в эксплуатацию первый на Дальнем Востоке современнейший завод по производству древесных плит МДФ, причем полностью на базе иностранных инвестиций. Удалось переломить ситуацию, когда из края вывозилась только необработанная древесина. Экспорт продукции деревопереработки вырос более чем на треть. Процент переработки круглого леса составит в 2011 году 35 процентов, в 2013 году — более 40 процентов. Реализуются крупные инвестиционные программы и на нефтеперерабатывающих заводах, они направлены на увеличение глубины переработки сырья и повышение качества продукции.

— Есть ли основные экономические точки роста, на которые правительство края намерено сделать ставку в стратегической перспективе?

— Освоение территории края связано с четырьмя точками роста, которые послужат локомотивом долгосрочного социально-экономического развития. Во-первых, это Хабаровская агломерация — наиболее развитый район, административный центр края. Здесь формируется единый транспортно-логистический узел, промышленный и деловой центр с развитой производственной сферой. Он получит дополнительный потенциал развития за счет создания хаба на базе аэропорта города Хабаровска и освоения приграничной территории на острове Большой Уссурийский. Между ОАО «Хабаровский аэропорт» и корпорацией «Международный аэропорт Инчхон» (Южная Корея) подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и покупке 10 процентов акций ОАО «Хабаровский аэропорт». Оно будет способствовать привлечению передового опыта и технологий в аэропортовый бизнес, углублению интеграции аэропорта и тихоокеанского экономического пространства. Мощным импульсом в развитии Хабаровской агломерации обещает стать реализация международного проекта освоения острова Большой Уссурийский. Он имеет статус уникального для мировой практики речного приграничного объекта. Естественная географическая обособленность острова, приграничный формат «один остров — две страны» позволяют рассматривать его в качестве контактной зоны со взаимосвязанной и взаимодополняющей туристско-рекреационной инфраструктурой, а также с технико-внедренческими площадками на прилегающем корневом берегу.

Во-вторых, это промышленная зона «Комсомольск — Амурск — Солнечный» (далее — зона «КАС»), где в настоящее время уже производится свыше 50 процентов промышленной продукции Хабаровского края. Она обладает хорошими инфраструктурными и логистическими характеристиками. Для размещения предприятий здесь имеется все необходимое: площадки, энергия, транспортные подходы, трудовые резервы, социальная инфраструктура. Реализуемые в зоне «КАС» проекты определяют качество структуры промышленного производства края, являются основной инновационной составляющей в развитии экономики. Это проекты развития гражданского и военного самолетостроения на ОАО «КнААПО», модернизации неф­теперерабатывающего завода, металлургического производства, организации производства целлюлозы, ровинга (непрерывной базальтовой нити), производств по переработке древесины (пиломатериалы, плитные материалы).

В-третьих, это Ванино-Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел (далее — ВСГТПУ) — активно развивающаяся зона Хабаровского края. Здесь концентрируются интересы крупных финансово-промышленных групп: ОАО «Мечел», ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания», ООО «Компания „Базовый элемент“», ЗАО «Управляющая компания Петропавловск», ООО «САХА (Якутская) транспортная компания». Они реализуют комплексные инвестиционные проекты, тяготеющие к зоне БАМа. Проекты носят выраженный межрегиональный характер, включают добычу полезных ископаемых, строительство горно-обогатительных, перерабатывающих комбинатов и перегрузочных экспортных терминалов в морских портах Ванино и Советская Гавань. С ВСГТПУ тесно увязывается работа по реализации транснационального проекта «Стратегическая программа развития Байкало-Амурской магистрали на перспективу до 2020 года». Особое значение приобретает создание в ВСГТПУ первой в России морской ПОЭЗ «Советская Гавань» на базе портово-логистического, судоремонтного, биоресурсного и промышленного производства.

В-четвертых, это Верхнебуреинский промышленный узел. Он развивается на базе Ургальского месторождения каменного угля, и ключевым инвестором здесь выступает компания «СУЭК». Подготовлен план расширения угледобычи с нынешних 2,7 миллиона тонн до 7 миллионов в год. На месторождении должна появиться обогатительная фабрика, а в перспективе — теп­ловая электростанция, продукция которой может поставляться за рубеж.

— Для всего российского Дальнего Востока отток населения — актуальная проблема. А какова ситуация в Хабаровском крае?

— Эта проблема актуальна и для Хабаровского края. Значительную роль в процессах, связанных с сокращением численности населения, играют не только естественная убыль и старение, но и миграционные процессы. С 2008 по 2010 год миграционный отток составил 45,6 тысячи человек. В то же время среди территорий Дальнего Востока наш край является привлекательным для проживания. В миграционном обмене с территориями Дальневосточного федерального округа он стабильно имеет положительное сальдо (в 2010 году плюс 2,1 тысячи человек).

Из-за неблагоприятных демографических и миграционных процессов задача закрепления населения является ключевым приоритетом работы правительства края. Она требует повышения экономических показателей, роста доходов и заработной платы населения, доходной базы бюджета. Только растущая экономика позволяет выполнять комплексные мероприятия по развитию системы здравоохранения, повышению качества образования, обеспечению благоустроенным жильем, реализации комплексных мер социальной защиты населения. В крае принимаются конкретные меры, направленные на решение демографических и миграционных вопросов: реализуются краевые целевые программы «Демографическое развитие Хабаровского края на 2009–2015 годы», «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2009–2011 годы)», «Модернизация здравоохранения Хабаровского края на 2011–2012 годы», «Оказание содействия добровольному переселению в Хабаровский край соотечественников, проживающих за рубежом», «Жилище». Семьям, проживающим на территории Хабаровского края, при рождении второго и каждого последующего ребенка независимо от дохода семьи выплачивается единовременное пособие. Получателями этого пособия являются около 6 тысяч семей.

Согласно нашей новой программе «Жилище» (срок ее действия 2011–2015 годы) расширяется поддержка строительства жилья для молодых семей. До 2015 года планируется обеспечить жильем 3 тысячи молодых семей. С 2011 года в крае изменены подходы к привлечению соотечественников, проживающих за рубежом. Организации, претендующие на получение квот по привлечению иностранной рабочей силы, заключают соглашения, в которых обязуются предоставить рабочие места, создать условия проживания для россиян. В результате реализации комплекса мероприятий к 2013 году численность населения края хотя и сократится, но незначительно — только на 1,1 процента по сравнению с 2008 годом, что обусловлено общенациональными демографическими процессами («провал» 90-х годов).

— На территории края был реализован ряд мер, направленных на содействие занятости населения, в частности принята Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда. Какие результаты они принесли?

— Главная мера в борьбе с безработицей — экономический подъем. Кроме того, в крае задействованы ресурсы трех программных мероприятий: основная программа содействия занятости, Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда, специальный план мероприятий по развитию занятости в муниципальных районах. Программа дополнительных мер зарекомендовала себя очень неплохо. Выполнение ее мероприятий в 2009–2011 годах, несомненно, способствовало стабилизации ситуации на рынке труда края. За это время общий объем финансирования программы составил 717,8 миллиона рублей. В ней уже приняли участие более 44 тысяч человек. Наибольший эффект от программы заметен на таких направлениях, как опережающее профессиональное обучение, стажировки на действующих предприятиях, содействие самозанятости безработных граждан. Стажировка дает возможность выпускникам показать себя как будущих специалистов и позволяет работодателю выбрать для постоянной работы лучших из них. Стажировку за три года прошло более 7,5 тысячи человек, из них около 4 тысяч — выпускники образовательных учреждений, которые приобретали опыт под руководством опытных, квалифицированных наставников.

Востребованным направлением программы является содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. В 2009–2010 годах собственное дело организовали 1020 человек. В рамках данного мероприятия в 2011 году запланировано привлечь к занятию предпринимательской деятельностью еще 949 человек, хотя первоначальный план предусматривал менее 650 человек. В результате совместной работы правительства края и исполнительных органов муниципальных образований по состоянию на 1 сентября 2011 года в муниципальных районах создано 1887 дополнительных рабочих мест (контрольные показатели — 2378 рабочих мест), в том числе в рамках программы снижения напряженности на рынке труда из запланированных на 2011 год 534 рабочих мест создано 529.

— По инициативе краевых властей в Хабаровском крае создан Фонд поддержки малого предпринимательства. Какие задачи он решает?

— По состоянию на 1 июля 2011 года малый и средний бизнес в крае это:

  • около 52 тысяч субъектов предпринимательства;
  • около 207 тысяч занятых (28,7 про­цента от занятых в экономике в целом);
  • около 39 процентов общего экономического оборота края.

Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края, образованный в 1992 году, является некоммерческой организацией, созданной для реализации государственных федеральных, региональных и муниципальных программ поддержки малого и среднего бизнеса. Он оказывает финансовую, образовательную, информационную и консультационную поддержку как действующим предпринимателям, так и начинающим и потенциальным субъектам малого предпринимательства. С 2009 года фонд начал реализацию государственной программы «Начинающий предприниматель», принятой правительством Хабаровского края и администрацией города Хабаровска. В рамках четырех образовательных курсов обучалось 205 человек, 68 из них начали деятельность в качестве субъектов малого предпринимательства. В 2010 году уже на 15 образовательных курсах знания по основам предпринимательской деятельности получили 400 человек, 137 из них организовали собственный бизнес, а по данным на сентябрь 2011 года 365 человек стали участниками программы в этом году. В 2009 году фонд впервые выступил организатором выставок как инструмента продвижения малого предпринимательства.

2010 год стал для организации годом интенсивного роста и преобразований. Одним из основных приоритетов в деятельности фонда стало активное продвижение в муниципалитеты. Представительство фонда открыто в Комсомольске-на-Амуре, работает Фонд поддержки малого предпринимательства города Вяземского, налажена работа с администрацией Советской Гавани. На протяжении 2010 года фонд оказывал активную финансовую поддержку малому бизнесу. Кроме займов на развитие бизнеса по льготным ставкам субъекты малого предпринимательства получили возможность оформить поручительство фонда при получении кредитов в банках. Эффективность деятельности фонда признана и на общероссийском уровне. В 2010 году он стал обладателем премии Фонда Citi как лучшая микрофинансовая организация России.

— 13 сентября состоялось первое заседание рабочей группы по реализации Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР. Какие проекты планируется реализовать на территории Хабаровского края?

— В Программу сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР включено десять проектов регионального сотрудничества для реализации на территории Хабаровского края, а именно:

  1. освоение оловорудного месторождения «Соболиное»;
  2. строительство цементного завода на базе месторождений Ниланского известняка и Сокдюканского глинистого сырья;
  3. создание производства по выпуску пиломатериалов и комплектующих изделий для деревянного домостроения в поселке Сукпай;
  4. строительство предприятия по выпуску плит OSB в городе Комсомольске-на-Амуре;
  5. создание целлюлозно-бумажного комбината в городе Амурске;
  6. создание производства клееной фанеры и пиломатериалов в поселке Харпичан Солнечного района;
  7. создание производства плит МДФ в поселке Березовый;
  8. создание деревообрабатывающего производства с годовой мощностью 100 тысяч кубометров;
  9. строительство парогазовой установки мощностью 400–500 мВт на природном газе в городе Хабаровске;
  10. развитие российской части острова Большой Уссурийский.

При подготовке проектов мы исходили из принципа долгосрочного стратегического партнерства, основанного на внедрении современных технологий в переработку и обеспечение дальнейшего сбыта продукции. Проектом приграничного сотрудничества Хабаровского края с Китаем является также совместное освоение трансграничного острова Большой Уссурийский.

— Какова ситуация с инвестициями, в частности, из стран Азиатско-Тихоокеанского региона? Какие сферы сотрудничества наиболее предпочтительны для края?

— В сфере привлечения иностранных инвестиций Хабаровский край по итогам 2010 года занял третье место среди регионов Дальнего Востока, уступив Сахалинской области и Якутии. Всего по итогам прошедшего года в край привлечено 418,7 миллиона долларов иностранных инвестиций, что является максимальным значением с 1989 года. Наиболее привлекательными с точки зрения вложения иностранного капитала являются обрабатывающие отрасли, на долю которых пришлось более 75 процентов общего объема иностранных инвестиций, поступивших в край в 2010 году.

В географической структуре иностранных инвестиций наибольший удельный вес приходится на страны Европы. Доля стран АТР в общем объеме поступивших иностранных инвестиций на начало 2011 года составляет около 23 процентов. Страны-инвесторы — Малайзия (5,5 процента), США (5,4), Китай (3,7), Япония (2,7), Республика Корея (2,1), Канада (1,9), Сингапур (1,5). В последние годы инвестиционное сотрудничество со странами АТР имеет тенденцию к снижению и существенно уступает странам ЕС по объемам и качеству инвестиций.

По итогам 2010 года странами АТР в экономику края было инвестировано 38,3 миллиона долларов, или 9 процентов от общего объема иностранных инвестиций, поступивших в регион. По сравнению с 2009 годом инвестиционная активность стран АТР снизилась на 30 процентов. Основным азиатским инвестором является малазийский холдинг «Римбунан Хиджау», который реализует в крае проект строительства завода по выпуску плит МДФ в поселке Хор.

В соответствии с определенными правительством края приоритетами развития основными направлениями сотрудничества являются:

  • логистика и терминальная деятельность;
  • лесозаготовка и переработка древесины;
  • гражданское машиностроение;
  • девелоперский бизнес;
  • туризм;
  • переработка природного газа;
  • сельскохозяйственное производство;
  • пищевая индустрия;
  • фармацевтика;
  • проекты повышения энергоэффективности;
  • модернизация коммунальной инфраструктуры;
  • строительные материалы.

Особого внимания заслуживают комплексные проекты развития портовой особой экономической зоны «Советская Гавань», острова Большой Уссурийский, создание авиационного хаба в городе Хабаровске.

— На какой стадии находится проект портовой особой экономической зоны «Советская Гавань»?

— Начало проекту было положено постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1185 «О создании на территории Хабаровского края портовой особой экономической зоны». В его реализации принимают активное участие три стороны — Правительство РФ, правительство Хабаровского края и администрация Советско-Гаванского муниципального района. За период 2010–2011 годов проведена работа по разработке и утверждению документов, регламентирующих взаимодействие, полномочия и обязательства сторон. Завершены все предварительные мероприятия: спланированы площадки поэтапного развития ПОЭЗ, утверждены ее границы, проведена инвентаризация земельных участков и объектов недвижимости для передачи в управляющий орган. Правительством края совместно с администрацией Советско-Гаванского муниципального района ведется активная работа по привлечению инвесторов для осуществления деятельности в ПОЭЗ. Основным результатом деятельности органов государственной власти всех уровней явилась работа по утверждению Концепции создания и развития ПОЭЗ. Концепция предусматривает строительство терминалов по перевалке экспортных грузов, создание судоремонтных и перерабатывающих предприятий, организацию производства и переработки рыбной продукции.

Функциональное зонирование территории в рамках проекта отвечает международным стандартам. Строительство терминалов планируется начать в южной части залива Советская Гавань на мысе Мария. После организации железнодорожного сообщения до поселка Лососина будут привлечены инвесторы для строительства терминалов на мысе Муравьева (северная часть залива). Прогнозируется увеличение к 2025 году грузооборота до 35 миллионов тонн в год, рост объемов судоремонтных работ до 205–450 условных ремонтов в год и спроса на снаряжение и бункеровку судов. Перспективный объем переработки биоресурсов — до 45 тысяч тонн. Помимо развития территории ПОЭЗ концепция предполагает развитие прилегающей территории, на которой будет создан пояс комфортной и качественной жизни с местами туристического и активного отдыха, современного гостиничного обслуживания и общественного питания, оказания медицинских услуг.

В настоящее время мы приступили к практической части формирования портовой особой экономической зоны «Советская Гавань». Управляющей компанией ОАО «Особые экономические зоны» проводится разработка проекта планировки и плана обустройства портовой зоны, на базе которых будет сформирован перечень планируемых к строительству объектов обеспечивающей инфраструктуры. На эти цели государство в 2011–2013 годах запланировало выделить более 3,7 миллиарда рублей. Заинтересованность в осуществлении деятельности проявили несколько крупных инвесторов, которые ведут подготовку документов для подачи в Минэкономразвития России заявок на получение статуса резидента ПОЭЗ.

— Как вы оцениваете эффективность федеральной поддержки регионов Дальнего Востока? Достаточны ли сегодня объемы этой поддержки?

— В настоящее время в крае задействованы все современные виды поддержки регионального развития, применяемые в Российской Федерации. Развиваются комплексные и инфраструктурные проекты по линии Инвестиционного фонда РФ, проекты с участием ГК «Внешэкономбанк», ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», реализуется механизм особых экономических зон (создается ПОЭЗ «Советская Гавань»). Задействованы ресурсы компаний с государственным участием: ОАО «Транснефть», ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Роснефть». Из 54 федеральных целевых программ в Хабаровском крае реализуются 17. Ключевое значение среди ФЦП отводится федеральной целевой программе территориального назначения «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», однако ее финансирование существенно сокращено против программных назначений. Снижение финансирования программы из федерального бюджета приведет к невыполнению программных мероприятий и утвержденных целевых индикаторов (показателей).

Экономический потенциал региона возрастает. Тем не менее отмечаются и существенные проблемы. Заметно усиливается транзитная специализация экономики края, сокращаются расходы и недофинансируются проекты транспортной и энергетической инфраструктуры, поселения по-прежнему не имеют достаточных сравнительных преимуществ перед городом, сокращается численность населения. Основным координирующим инструментом решения этих проблем должна стать разрабатываемая государственная программа социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Учитывая весь спектр проблем современного развития Востока России, активная поддержка государства, в том числе создание особых условий ведения экономической деятельности по сравнению с западными регионами, будет иметь определяющее значение для обеспечения реализации инновационного сценария социально-экономического развития Хабаровского края.

Справка «Бюджета»

Родился 16 июня 1954 г. в Комсомольске-на-Амуре. Окончил Комсомольский-на-Амуре политехнический институт по специальности «инженер-механик самолетостроения». Прошел путь от мастера до главного инженера — технического директора авиационного производственного объединения им. Ю. А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре. В 2003 г. получил второе высшее образование по специальности «юриспруденция».

В 1999–2007 гг. — депутат Государственной думы Федерального собрания РФ III и IV созывов, заместитель председателя Комитета ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, председатель межфракционного депутатского объединения «Авиация и Космос».

В 2008–2009 гг. — директор дирекции по производству и техническому развитию авиационной холдинговой компании «Сухой».

С 2 марта 2009 г. — заместитель председателя правительства Хабаровского края — министр промышленности, транспорта и связи.

В мае 2009 г. вступил в должность губернатора Хабаровского края.

Награжден орденом Дружбы, юбилейной медалью «300 лет Российскому флоту», отличник качества авиационной промышленности СССР, почетный авиастроитель Российской Федерации. Автор десяти изобретений, закрепленных патентами. Доктор технических наук, профессор Академии военных наук.

Поделиться