Версия для печати 5205 Материалы по теме
Теория и практика бюджетной политики

бюджет
В конце сентября в Петрозаводске состоялась традиционная, уже десятая, научно-практическая конференция, посвященная вопросам совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов. Участники мероприятия — более 100 сотрудников финансовых органов и депутатов представительных органов власти различного уровня, а также научных работников — обсудили проблемные аспекты межбюджетных отношений, бюджетного процесса, финансового контроля, реформы государственных и муниципальных учреждений.

Председатель Комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока В. Н. Пивненко вспомнила об известной «болезни» российской модели местного самоуправления — недостаточной обеспеченности муниципальных образований финансовыми ресурсами. Она отметила, что под руководством вице-премьера А. Г. Хлопонина действует рабочая группа по финансовым и налоговым вопросам и межбюджетным отношениям, рассматривающая предложения по так называемой децентрализации полномочий. По мнению депутата, результаты этой работы будет обсуждать уже Госдума VI созыва: в 2012 году вряд ли возможны какие-либо существенные изменения действующей системы распределения полномочий и налоговых доходов.

В. Н. Пивненко рассказала и об итогах последнего заседания трехсторонней комиссии по бюджетным проектировкам, в частности об основных параметрах бюджета на 2012 и 2013–2014 годы. Так, прогнозируется, что доходы регионов в следующем году с учетом межбюджетных трансфертов увеличатся на 6 %, а собственные доходы (налоговые и неналоговые) — на 10 %. Расходы также вырастут на 6 %, в частности инвестиционные — на 17 %. Проект федерального бюджета предусматривает перечисление в качестве трансфертов бюджетам субъектов РФ около 1,28 трлн руб. Например, на 7 % увеличатся субсидии на поддержку сельского хозяйства, более чем в два раза — на 40 млрд руб. — на образование. Денежное довольствие военнослужащих также вырастет более чем в два раза, благодаря чему субъекты получат дополнительный рост налоговых доходов. Объем бюджетных кредитов регионам планируется сократить со 150 млрд руб. в текущем году до 105 млрд в 2012 году, 8 млрд из них будут направлены на строительство детских дошкольных учреждений.

В. Н. Пивненко напомнила про «амбициозные заявления», сделанные руководством страны на последнем съезде правящей партии, и признала, что в ходе рассмотрения проекта федерального бюджета в Госдуме в него, возможно, будут внесены корректировки.

Для некоторых северных регионов актуальна тема удорожания мазута. Депутат отметила, что им решено предоставить дополнительные средства на закупку топлива: уже подготовлен соответствующий проект постановления Правительства РФ. Такая помощь оказывалась субъектам РФ и в 2010 году, однако тогда деньги регионам удалось получить лишь в конце декабря. «Нас заверили, что в этом году деньги будут перечислены вовремя», — сказала В. Н. Пивненко.

В поисках баланса

Заместитель министра финансов Республики Карелия И. И. Ахокас рассказала о задачах, стоящих перед финансовыми органами региона. В центре внимания — меры по увеличению доходной базы местных бюджетов. Власти серьезно рассчитывают на более эффективное использование муниципального имущества, в частности на проведение его инвентаризации и повышение ставок арендной платы. Еще одно направление — улучшение администрирования платежей, и здесь, как было заявлено, должны активизировать свою работу комиссии по мобилизации налоговых и неналоговых доходов. Замминистра также указала на необходимость организации эффективного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с Федеральной налоговой службой по расширению налоговой базы муниципальных образований и сокращению недоимки.

В республике был проведен анализ потенциала увеличения налоговых и неналоговых доходов муниципальных образований. Резерв этого увеличения был оценен примерно в 750 млн руб., что соответствует половине собственных доходов муниципальных образований Карелии. Наиболее серьезный потенциал имеют такие источники, как платежи за пользование земельными участками и аренда муниципального имущества, налог на доходы физлиц, плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Сегодня треть бюджета Карелии — примерно 7,5 млрд руб. — направляется муниципальным образованиям в виде трансфертов. Основная доля этой суммы (55 %) приходится на субвенции. Дотации, заметила И. И. Ахокас, занимают довольно незначительный удельный вес в трансфертах — около 16 %. Причем в 2012 году в связи с ожидаемыми серьезными изменениями в структуре бюджетов доля дотаций сократится еще сильнее.

группа
Эти изменения, к слову, ставят перед финансистами Карелии непростые задачи. По словам замминистра финансов республики, в результате передачи полномочий муниципальных образований в области здравоохранения на региональный уровень дополнительные расходы региона составят около 1,5 млрд руб. В текущем году предстоит завершить всю работу по передаче имущества, сверке финансовых обязательств муниципальных образований (в том числе просроченных).

Как известно, Минфин России подготовил законопроект, видоизменяющий систему нормативов отчислений от НДФЛ в пользу местных бюджетов. Однако эти поправки в Бюджетный кодекс в Госдуму пока не внесены. «У нас есть определенные проблемы с формированием бюджета, — подчеркнула замминистра. — Передачу расход­ных полномочий удается сбалансировать только частично. Возможно, нам придется применять отрицательные трансферты». Другая задача будущего года — совершенствование методики распределения субвенций на государственные гарантии в сфере общего образования. При передаче этих субвенций предлагается применить формулу, основанную на учете средней наполняемости классов.

Отдельным блоком стоят задачи, связанные с реализацией Закона № 83-ФЗ. На республиканском уровне принято решение завершить переходный этап уже 1 января 2012 года. Из 193 государственных учреждений, действующих в Республике Карелия, 87 будут функционировать в форме казенных, 15 — автономных, а остальные — в форме бюджетных учреждений нового типа. Замминистра не исключила, что решения о выборе типов учреждений будут скорректированы в сторону увеличения доли бюджетных учреждений и сокращения числа казенных.

Финансовый контроль госпрограмм

Говоря о состоянии системы государственного и муниципального финансового контроля в целом, аудитор Контрольно-счетной палаты Москвы В. В. Литвинцев подчеркнул, что одной из ее проблем остается устаревшее нормативно-правовое обеспечение. Например, должным образом не регламентированы вопросы ответственности за нарушение бюджетного законодательства, которая в настоящее время «сильно размыта». Единая система финансового контроля выстроена лишь в отношении внешнего контроля, а вопросы внутреннего финансового контроля федеральным законодательством не урегулированы.

В. В. Литвинцев напомнил, что на федеральном уровне порядок контроля за реализацией государственных программ и оценки их эффективности установлен постановлением Правительства РФ, в соответствии с которым эти функции возложены на Минэкономразвития России. Причем данный порядок не предусматривает осуществления предварительного контроля на стадии разработки госпрограммы. В Бюджетном кодексе упомянута экспертиза проектов долгосрочных целевых программ, которая отнесена к компетенции контрольно-счетных органов, однако определение государственных программ в данном законе отсутствует. Что касается регионального и местного уровней, то проведение финансово-экономических экспертиз проектов нормативно-правовых актов в части, касающейся госпрограмм субъекта РФ и муниципальных программ, предусмотрено Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

С 2012 года Москва планирует переход на программные принципы формирования бюджета. Уже утвержден перечень первоочередных государственных программ г. Москвы на среднесрочный период (2012–2016 гг.). По программному принципу будет распределяться до 80 % расходов бюджета, поэтому вопросы контроля за формированием и исполнением госпрограмм для столичных органов финансового контроля выходят на первый план. Действующим порядком разработки и реализации госпрограмм г. Москвы предусмотрено проведение предварительного контроля их проектов. Аудитор подробно рассказал, как будет проходить процедура проведения экспертизы проекта программы: действующим порядком она регламентирована весьма детально. Всего, по словам В. В. Литвинцева, в Москве планируется утвердить 17 государственных программ.

Субсидии на сбалансированность

Заместитель председателя Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области Д. Ю. Завьялов остановился на преимуществах новой «адаптивной» концепции межбюджетного регулирования, сформированной в Волгоградской области, которая ориентирована на сокращение финансово-бюджетных различий территорий.

В  Волгоградской области в конце 2010 года была принята долгосрочная целевая программа «Развитие межбюджетных отношений» до 2015 года. В качестве ее целей были обозначены обеспечение сбалансированного распределения финансовой помощи муниципальным образованиям, повышение эффективности предоставления межбюджетных трансфертов и повышение эффективности и результативности управления муниципальными финансами. Наличие первой проблемы было обусловлено неравномерным изменением объемов финансовой помощи муниципальным образованиям — увеличивая свой налоговый потенциал, они в результате лишались части дотации. Для решения проблемы в области был разработан такой инструмент, как субсидия на сбалансированность местных бюджетов. Данная субсидия предоставляется территориям, для которых расчетный объем дотаций в планируемом году по отношению к текущему году либо сокращался, либо увеличивался ниже среднего показателя — тем самым они получают возможность добрать средства, недополученные в рамках распределения дотаций, и сохраняют стимулы к увеличению собственного налогового потенциала.

Рекомендации

Итогом работы конференции стало принятие рекомендаций, адресованных Федеральному собранию и  Правительству Российской Федерации. В этом документе участники конференции констатируют, что на данном этапе главной целью бюджетной политики регионов должно стать повышение ее эффективности. При этом основными задачами являются формирование стимулов к сокращению «необязательных» расходов и увеличению налогооблагаемой базы бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований (в частности, неналоговых доходов), поиск более эффективных механизмов предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам регионов и муниципальных образований, а также повышение качества финансового менеджмента на всех уровнях управления государственными и муниципальными финансами.

Федеральным властям рекомендовано увеличить в федеральном бюджете на 2012 год и плановый период до 2014 года объем межбюджетных трансфертов при сохранении размера дотации для каждого отдельного региона на уровне не ниже предыдущего года. Их также призывают создать более эффективный механизм компенсации выпадающих доходов, возникающих при внесении на федеральном уровне изменений в бюджетное и налоговое законодательство в части налогов и сборов, зачисляемых в региональные и местные бюджеты. Среди прочего предлагается усовершенствовать механизм взаимодействия органов ФНС и органов местного самоуправления, усилить контроль за формированием стоимости тепловой и электрической энергии и установлением тарифов, а также продолжить снижение процентной ставки по ипотеке для работников бюджетной сферы.

Поделиться