25 апреля 2024 года
Версия для печати 3724 Материалы по теме
Шанс для инициативных

рулетка
В Орске прошла II научно-практическая конференция на тему «Реализация механизмов повышения эффективности бюджетных расходов». Промышленный центр Оренбургской области не случайно стал местом ее проведения: именно здесь были созданы одни из первых в стране автономные учреждения. О преобразованиях, связанных с реализацией Закона № 83-ФЗ, и обменялись мнениями 243 участника форума, представлявших более 50 регионов России.

«Услуга. Качество. Результат» — под таким лозунгом проходила работа конференции. Ее организаторами выступили правительство Оренбургской области и администрация города Орска при поддержке НП «Сообщество финансистов России» и Ассоциации муниципальных образований «Города Урала». Журнал «Бюджет» стал информационным партнером конференции.

Как было сказано в приветствии губернатора Оренбургской области Ю. А. Берга, повышение эффективности бюджетных расходов — приоритетное направление деятельности регионального правительства. Смысл задачи предельно ясен: деньги из бюджета должны использоваться только для достижения конкретных результатов. Средства должны идти не на содержание учреждений, а на финансирование услуг, которые они предоставляют. Необходимо раз и навсегда пресечь потребительское отношение к бюджетным деньгам, подчеркнул губернатор. Реализация механизмов повышения эффективности бюджетных расходов станет, по его словам, индикатором профессионализма руководителей.

На пути внедрения новых механизмов были сложности, сказал глава города Орска В. А. Франц, но дорогу осилит идущий. Орчане ищут и находят пути преодоления трудностей: проводят обучающие семинары для руководителей и бухгалтеров муниципальных учреждений, создали системы ведомственного контроля за процессом осуществления их деятельности, оценки качества услуг. В 2008 году Орск впервые принимал у себя Всероссийскую научно-практическую конференцию «Опыт синхронного реформирования системы муниципального управления». По отзывам участников, она способствовала обмену опытом, предоставила финансистам, прежде всего из муниципальных образований, возможность живого общения. В. А. Франц выразил надежду, что все присутствующие открыты для совместного поиска решения проблем и готовы к конструктивному диалогу.

Перед участниками конференции выступила начальник отдела методологии финансового обеспечения и оказания государственных услуг Департамента бюджетной политики и методологии Министерства финансов РФ И. Н. Колчина. Для Минфина России 2012 год будет годом бюджетных учреждений, образно заметила она и при этом подчеркнула, что нельзя сразу дать однозначный совет, по какому пути целесообразно развиваться тому или иному учреждению. Слишком велики различия между ними. В современных условиях, создаваемых Законом № 83-ФЗ, станет особенно важно, как выполнено задание, а не просто как потрачены деньги. Сотрудник Минфина сообщила, что теперь остатки средств на счетах, не израсходованные бюджетными учреждениями нового типа по состоянию на 31 декабря, могут быть использованы ими в следующем году. А если говорить в целом, то все изменения, вносимые в Закон № 83-ФЗ, по словам И. Н. Колчиной, продиктованы интересами самих бюджетных учреждений.

Опыта реализации Закона № 83-ФЗ на муниципальном уровне коснулась заместитель генерального директора ООО «Бюджетные и финансовые технологии» Н. В. Гвоздева. Она призвала руководителей бюджетных учреждений очень аккуратно отнестись к составлению перечней оказываемых услуг, не доходя при этом до абсурда. Ведь за все сделанное или несделанное потом придется отвечать. Показатель качества — это то, что мы хотим получить сверх задания, не надо путать его со стандартом, уточнила эксперт. Если нет возможности четко сформулировать такие показатели, лучше не делать этого вообще. Конечно, всем руководителям муниципальных образований хотелось бы сохранить за собой право текущего контроля за деятельностью бюджетных учреждений, но пора привыкать жить в изменившейся реальности. Требовать соблюдения плана финансово-хозяйственной деятельности «рубль в рубль» не совсем корректно, считает Н. В. Гвоздева. Судить о том, выполнено или не выполнено то или иное задание, следует по итогам года. Самые же эффективные контролеры — потребители услуг. Например, никто не проверит детский сад лучше, чем родители, и в этом смысле у публичного контроля хорошие перспективы.

Отдельной проблемой для бюджетных учреждений может стать их имущество — естественно, в ситуациях, когда на него обращено взыскание кредиторов. Избежать подобного развития событий можно, переведя все имущество учреждения в разряд особо ценного, но тогда по обязательствам должника будет отвечать учредитель, а именно муниципальные власти. Так что согласно экспертному заключению объявлять все без исключения имущество особо ценным все-таки неправильно. Хотя и здесь, разумеется, руководители должны принимать окончательные решения исходя из конкретной обстановки. Как раз конкретным вопросам и было посвящено выступление директора информационно-аналитического департамента Центра прикладной экономики О. И. Тимофеевой, изложившей свой подход к формированию государственных и муниципальных заданий в сфере образования.

Живой пример

По завершении первого пленарного заседания группе участников конференции было предложено посетить одно из учебных заведений Орска — лицей № 1, который с 1 января 2009 года работает в статусе автономного учреждения. Он был создан путем объединения муниципального учебного комбината и общеобразовательной школы, причем последняя из-за хронического недобора учеников находилась на грани преобразования в неполную среднюю. Разумеется, гостеприимные хозяева готовились к приему гостей, но увиденное все равно произвело сильное впечатление.

Сегодня лицей № 1 — это превосходно оборудованные классы и мастерские, стал другим и внешний вид зданий. Детей уже не переводят отсюда в другие учебные заведения, классы укомплектованы полностью, более того, учеников из других микрорайонов города привозит на занятия собственный автобус. Нашли возможность купить, поясняет директор С. А. Узакбаев. Точно так же нашли возможность купить мебель, компьютеры, станки, сменить все старые дверные проемы на новые, установить современное ограждение вокруг главного корпуса. Организованы курсы кройки и шитья, вождения, парикмахеров... Обучают даже профессиональной работе с программой «1С:Бухгалтерия». Мальчиков и девочек целенаправленно готовят к взрослой жизни, при выпуске они вместе с аттестатом получают рабочую профессию. А в свободное от занятий время на курсы в лицее может записаться любой горожанин — на платной основе. Закон № 83-ФЗ действительно дал шанс предприимчивым, инициативным руководителям проявить себя и продвинуть свои учреждения в число лучших.

Автономное учреждение, конечно, не автономное плавание, педагогическому коллективу тоже было нелегко. Учиться, повышать квалификацию пришлось всем. Директор не скрывает: процесс подготовки кадров потребовал значительных затрат, на которые он пошел абсолютно осознанно. Это были инвестиции в будущее, которые себя полностью оправдали. Успех не заставил себя долго ждать: сейчас зарплата у преподавателей лицея выше, чем средняя по Орску. И родители не просто поверили С. А. Узакбаеву, а избрали его депутатом городского совета.

Занятия в лицее пока идут в одну смену, так что возможности для дальнейшего расширения есть. Желающие перевести сюда своих детей обязательно будут, а для учреждения это означает дополнительное финансирование.

Еще один положительный пример: в средней общеобразовательной школе № 24, тоже автономном учреждении, отказались от родительских сборов на ремонт и содержание здания. Закупленное оборудование и квалификация принятых работников позволяют делать мелкие ремонтные работы своими силами. Цель руководства — создание социокультурного комплекса, объединяющего в одном юридическом лице школу, детский сад, спортивные секции и кружки.

Не много ли свободы?

Далее участники конференции продолжили работу в четырех дискуссионных секциях. Сотруднику журнала «Бюджет» довелось присутствовать на заседании секции «Реализация механизмов повышения эффективности бюджетных расходов в аппарате управления и иных сферах». В числе вопросов, затронутых участниками обсуждения, был и такой: не слишком ли буквально стали понимать свою свободу некоторые руководители автономных учреждений? В самом деле, есть примеры явно завышенных закупочных цен, непомерных расходов на оплату труда первых лиц учреждений и т. п.

Администрация Орска поделилась своим опытом организации финансового контроля. Учреждения, получающие бюджетное финансирование, ежемесячно отчитываются перед ней о расходовании этих денег. В финансовом управлении администрации создана и функционирует контрольная группа, периодически осуществляющая выездные проверки. Она координирует свою работу с деятельностью ведомственных контрольных групп главных распорядителей бюджетных средств, заранее согласуя с ними планы и графики всех проверок. Начальник финуправления администрации города В. Н. Богданцев считает сложившуюся схему вполне эффективной.

рис 1
Опытом работы в условиях большей хозяйственной самостоятельности поделился директор муниципального бюджетного учреждения «Центр гражданской защиты г. Орска» И. В. Лебедянский. Под его руководством центр оказывает ряд платных услуг, что позволяет постепенно приобретать новую технику. А новые технические возможности позволяют, в свою очередь, зарабатывать дополнительные средства. Директор уверен и настойчиво убеждал своих коллег в том, что большое значение для учреждения имеет персональный состав наблюдательного совета, призванного стать надежным помощником, а вовсе не лишней помехой на пути к рынку (до недавнего времени это учреждение работало в статусе автономного, а затем в силу требований Закона № 83-ФЗ стало бюджетным).

Кстати, на данный момент в Орске работает 74 автономных учреждения, девять бюджетных и только одно казенное. По плану к 1 января 2012 года соотношение типов муниципальных учреждений должно быть 92:62:1.

Страхов нет

Пленарное заседание 1 октября началось с выступления заместителя директора АНО «Институт реформирования общественных финансов» А. В. Алтынцева. Государственные и муниципальные задания нередко носят формальный характер, порой их выполняли просто «для галочки», заметил он. Однако их составление заставило руководителей учреждений впервые задуматься над тем, сколько реально стоит та или иная услуга. К сожалению, и сейчас не все руководители ориентированы на повышение качества бюджетных услуг, которые должны соответствовать нормативно-правовой базе и удовлетворять нужды потребителей. Увы, до сих пор не существует единого для всей России перечня государственных и муниципальных услуг по разным отраслям. Отсюда — разные требования к качеству в разных регионах и муниципальных образованиях. Да и нормативно-правовая база не обновляется по 5–7 лет, отставая от требований времени.

Решение данной проблемы возможно только на федеральном уровне. Лишь при наличии единого перечня услуг возможна выработка единых требований к государственным и муниципальным учреждениям. Естественно, вся информация на эту тему должна находиться в свободном доступе в Интернете, подчеркнул А. В. Алтынцев. Тогда неизбежно повысится и личная ответственность директоров. Кроме того, у нас практически не говорят о бюджетных учреждениях, которые обслуживают деятельность органов власти, напомнил он участникам конференции. Это многочисленные подразделения административно-хозяйственных служб, автобазы, ведомственные архивы и т. п. Их руководителям, которые обычно являются крепкими хозяйственниками, но слабыми методистами, также необходимо оказать содействие при переходе к новым формам работы.

Первый заместитель главы города Орска В. Н. Козупица ознакомил участников мероприятия с муниципальной программой энергосбережения. По его словам, в рамках программы приходится решать не только инженерно-технические задачи, органы местного самоуправления сталкиваются и с нехваткой специалистов, и со слабой заинтересованностью руководителей муниципальных учреждений во внедрении энергосберегающих технологий. Без системы стимулирования руководящих кадров здесь никак не обойтись, подытожил первый вице-мэр.

Когда депутаты Госдумы обсуждали и принимали Закон № 83-ФЗ, в СМИ и обществе муссировалось много мифов, страхов и сомнений, напомнила сотрудник Минфина России И. Н. Колчина. Звучали утверждения о том, что якобы начнется распродажа государственной собственности, населению будут оказываться только платные услуги, а бесплатных не останется совсем... Мифы развеялись, а страхи не подтвердились. Закон по-прежнему защищает имущественные интересы государства и дает органам власти инструменты, позволяющие достичь заявленных целей, добиться эффективной работы учреждений. Раньше, по словам представителя Минфина России, многие директора даже не могли ответить на вопрос, какая услуга их учреждения финансируется из бюджета, а какая нет. Закон № 83-ФЗ позволяет навести порядок в этой сфере. Куда двигаться дальше? К повышению доступности и качества услуг. Государство дало возможность руководителям на местах принимать самостоятельные решения, осталось ею правильно воспользоваться.

То, что сегодня делается для реализации Закона № 83-ФЗ, дается непросто, так как бюджетных средств всегда недостаточно, констатировал директор Ассоциации муниципальных образований «Города Урала» А. М. Ярошевский. Есть мнение, что государство — неэффективный собственник, но и частник в России пока не очень эффективен. Поэтому научно-практическая конференция в Орске рассматривала очень актуальные проблемы, и ее опыт заслуживает широкого распространения, сделал вывод гость из Екатеринбурга.

Итоги конференции подвела министр финансов Оренбургской области Т. Г. Мошкова. Она поблагодарила всех участников за то, что они нашли время приехать в Орск. Первые автономные учреждения, по ее выражению, дались организаторам с кровью. Руководство и работники городского финуправления потратили много сил и нервов на то, чтобы запустить процесс. Тем не менее здесь всегда делились своим опытом с другими субъектами РФ. Инициаторами перемен были сами руководители учреждений, и они встретили понимание со стороны местной и региональной власти. В результате директора стали грамотными финансовыми менеджерами, их опыту и знаниям может позавидовать иной бизнесмен. Реформу, как сказала Т. Г. Мошкова, орчане начинали под девизом «Город, который умеет!». И с помощью региональных властей они многого добились. «Правительство Оренбургской области уделяет большое внимание муниципалитетам, — заявила министр финансов, — то, что мы умеем, мы делаем вместе».

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно