Версия для печати 6016 Материалы по теме
Федеральный бюджет  как инструмент решения социальных проблем

Карелова
Главный финансовый документ страны — бюджет на 2012 год и плановый период 2013–2014 годов — можно считать бюджетом повышения качества жизни. Его основные приоритеты — социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал, стимулирование инновационного развития страны, повышение безопасности. Несмотря на то что предложенный проект бюджета исходит из умеренно оптимистичного прогноза развития экономики, предусмотрен рост расходов по всем основным социальным отраслям. Галина Николаевна КАРЕЛОВА, заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам

В следующем году расходы на образование по сравнению с 2011 годом вырастут на 7,8 %, на здравоохранение — на 9,4 %. Особенно заметно увеличение расходов на социальную политику — 24,3 %. По отдельным статьям рост еще выше. Соответственно объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных и иных социально значимых обязательств в 2012 году составит 642,9 млрд руб., что на 43,6 % больше объема 2011 года. При этом предусматривается ежегодное увеличение размеров социальных пособий и компенсаций исходя из прогнозного уровня инфляции. Предложенный вариант бюджета предусматривает увеличение объема ассигнований на пенсионное обеспечение в 2012 году на 35,5 % по сравнению с 2011 годом. Планируется, что размер трудовых пенсий вырастет более чем на 9 %, социальных — на 14 %, а пенсии военных пенсионеров — в 1,5 раза.

Отмечу, что многие цифры выше прогнозируемых, ранее представленных депутатам во время нулевого чтения. Они скорректированы в том числе с учетом тех предложений, которые были подготовлены фракцией «Единая Россия» по итогам праймериз. Основные предложения, касающиеся усиления адресности социальной поддержки, повышения качества и доступности социальных услуг, стимулирования политики развития регионов, нашли свое отражение в бюджете.

В частности, увеличены расходы на решение такой острой проблемы, как нехватка мест в детских садах. В прошлом году начали работать программы поддержки развития дошкольных учреждений в регионах, на реализацию которых в 2011 году из федерального бюджета был выделен 1 млрд руб. В ближайшие два года только в рамках Федеральной целевой программы развития образования регионы получат на эти цели 2 млрд руб. И еще 8 млрд на развитие детских дошкольных учреждений выделяется регионам в форме кредитов, при этом за них устанавливается специальная плата — на треть ниже ставки рефинансирования Центробанка на дату заключения соглашения о предоставлении кредита. По экспертным оценкам, все это поможет ввести в следующем году в стране около 20 тыс. новых мест в дошкольных учреждениях, а сами затраты принесут реальную отдачу.

И молодым, и пожилым

Рост расходов на охрану семьи и детства в новом бюджете значительно опережает увеличение расходов по многим другим статьям. Только в 2012 году на это предусматривается 172,1 млрд руб., что на 25,2 % выше расходов 2011 года. Предусмотрен последовательный рост материнского капитала — с 387 640 руб. в 2012 году его размер к 2014 году возрастет (с учетом роста на уровень инфляции) до 429 400 руб. Будут увеличены размеры всех пособий, в том числе до 12 400 руб. в 2012 году пособие при рождении ребенка. Выплаты по уходу за детьми предусмотрено проиндексировать с 1 января 2012 года на 6 %. Эта мера особенно важна для неработающих граждан, которых не затрагивает социальное страхование: предполагается, что численность этой категории получателей пособия по уходу за ребенком до полутора лет составит более 1,1 млн человек.

Много внимания уделено поддержке детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей. Рост расходов на их обучение предусмотрен для каждой ступени образования, включая высшее. А для детей-инвалидов выделяется 2,5 млрд руб. в 2012 году на дистанционное образование в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Задача интеграции инвалидов в общественную жизнь принципиальна. В этом — основное назначение расходов на социальную защиту инвалидов в новом бюджете. Поэтому наряду с традиционными статьями расходов на исполнение обязательств по ежемесячным выплатам, социальным стипендиям, обеспечению техническими средствами реабилитации в бюджете значительную часть занимают расходы, связанные с государственной программой «Доступная среда». К 2014 году затраты на нее по сравнению с 2012 годом должны вырасти более чем в четыре раза: с 2,3 млрд руб. в 2012 и 2013 годах до 10 млрд руб. в 2014 году.

Среди важнейших приоритетов бюджета — поддержка старшего поколения. Предусмотрен рост пенсий, а также увеличение прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. В 2012 году его размер составит 5564 руб. и достигнет к 2014 году 6782 руб. Свое место в бюджете нашла и поддержка инициативы партии «Единая Россия» по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, получающим пенсии по старости и по инвалидности. В 2012 году на софинансирование направленных на это социальных программ субъектов РФ предусмотрены бюджетные ассигнования, передаваемые бюджету Пенсионного фонда, в сумме не менее 1 млрд руб.

Сокращение социальных дифференциаций, преодоление разрыва в доступе к социальным услугам, в обеспеченности жильем, по уровню доходов — эти задачи в бюджете 2012–2014 годов также выходят на первый план. Социальные расходы направлены как на защиту интересов людей, нуждающихся в социальной поддержке, так и на решение социальных задач других групп населения, на рост и развитие среднего класса.

Более конкурентоспособной по отношению к оплате труда в других секторах должна стать оплата эффективного труда в сфере оказания государственных и муниципальных услуг. В частности, в рамках программ модернизации будет продолжен рост зарплат учителей и медицинских работников. Кроме того, в 2012–2014 годах будет ежегодно выделяться по 11,45 млрд руб. на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство, на поощрение лучших учителей — по 200 млн руб. Для сельских учителей в бюджете предусмотрены суммы на компенсацию оплаты за жилье, отопление и ряд других расходов.

9,7 млрд руб. отводится в 2012 году на финансовое обеспечение денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи. Субсидии на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи участковыми врачами-терапевтами, педиатрами, врачами общей практики (семейными врачами) и их медицинскими сестрами составят в 2012 году 21,6 млрд руб.

Шансы для регионов

Особого упоминания заслуживают статьи расходов, направленные на решение жилищных проблем. На это выделяется 179 млрд руб. 18 млрд из них пойдет на завершение программы обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны. На обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет расходоваться в 2012–2014 годах по 6,2 млрд руб. ежегодно. В рамках программы «Жилище», которая остается в числе основных государственных программ в бюджете, будет продолжена поддержка молодых и многодетных семей в улучшении жилищных условий, в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов, а также средств материнского капитала. Предполагается, что те ассигнования, которые предусмотрены на выплату материнского капитала для использования с целью улучшения жилищных условий, обеспечат потребности 340–350 тыс. человек в год.

Специальные условия ипотеки, повышающие ее доступность, должны быть созданы для школьных учителей. По предложению премьер-министра В. В. Путина проценты и первоначальный взнос по кредиту для них должны быть ниже. Ряд регионов берет на себя выплату первоначального взноса. Для реализации этой технологии в бюджете предусмотрены в 2012–2013 годах ежегодные субсидии в сумме 1,5 млрд руб. субъектам РФ на возмещение части затрат при предоставлении ипотечного кредита учителям общеобразовательных школ.

Выполнение этих задач в первую очередь будет зависеть от регионов. Поэтому особое внимание при рассмотрении бюджета депутаты уделяют разделам, касающимся межбюджетных отношений. В новом проекте они представлены весьма полно, а их конкретные показатели позволяют оценить, в какой мере и по каким основаниям субъекты РФ получат федеральную поддержку. Это имеет огромное значение для дотационных регионов, поскольку дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов дает возможность разработать конкретные меры для решения задач социально-экономического развития.

Также следует иметь в виду, что впервые бюджет сверстан и будет исполняться в условиях внедрения новых форм финансового обеспечения услуг, оказываемых федеральными государственными учреждениями. С 2012 года они начинают переходить на новые организационно-правовые формы работы, приобретая статус казенных, бюджетных или автономных. Соответственно регионы получат субсидии на выполнение целого ряда важнейших социальных задач. И в расходной части бюджета подробно прописаны бюджетные ассигнования на предоставление соответствующих субсидий. Кроме того, и это одна из новаций проекта бюджета, на 2012–2014 годы предусмотрены ежегодные межбюджетные трансферты в сумме 1 млрд руб. на поощрение органов исполнительной власти регионов, достигших лучших результатов в социально-экономическом развитии. Таким образом, бюджет должен привести в действие не только новый механизм, направленный на повышение отдачи государственных средств, но и новые стимулы для своего исполнения, а в конечном счете — для реализации политики, направленной на повышение качества жизни граждан.

Поделиться