Версия для печати 16114 Материалы по теме
Ростовская область: новый бюджет — новые подходы

федотова
Улучшение условий жизни населения Ростовской области, адресное решение социальных проблем, поддержка инновационного развития экономики, модернизация социальной и инженерной инфраструктуры, развитие экономического потенциала региона — вот главная идеология проекта бюджета Ростовской области на 2012 год и на плановый период 2013–2014 годов. О том, благодаря каким бюджетным механизмам и инструментам данная идеология будет воплощаться в жизнь, рассказывает Лилия Вадимовна ФЕДОТОВА, заместитель губернатора Ростовской области — министр финансов.

Основные параметры бюджета

Консолидированный бюджет Ростовской области на 2012 год по доходам планируется в объеме 141,4 млрд руб., по расходам — 143,4 млрд руб., что выше показателей текущего года по доходам на 27,1 млрд руб. (23,7 %), по расходам — на 21,2 млрд руб. (17,4 %). На 2013 и 2014 годы прогноз по доходам составляет 143,1 и 154,5 млрд руб. соответственно. Расходы консолидированного бюджета на 2013 год прогнозируются в сумме 149,8 млрд руб., на 2014 год — 161,6 млрд руб. Среднедушевой бюджетный доход по Ростовской области на 2012 год планируется в сумме 33,2 тыс. руб. (в текущем году — 30,7 тыс. руб.). В 2014 году он достигнет 36,5 тыс. руб.

Основные характеристики доходной части бюджета Ростовской области на предстоящую трехлетку сформированы с учетом изменений, внесенных в бюджетное и налоговое законодательство, мобилизации максимальных усилий по наращиванию собственного налогового потенциала. Собственные доходы областного бюджета в 2012 году прогнозируются в объеме 75,8 млрд руб., что на 14,1 млрд руб., или 22,8 %, выше уровня текущего года. В 2013 и 2014 годах поступления составят 86,6 и 97,5 млрд руб. соответственно. Рост налоговых и неналоговых доходов будет обеспечен за счет увеличения поступлений по всем основным источникам. Наибольший удельный вес в общем объеме налоговых доходов занимают налог на доходы физических лиц — 30,6 %, налог на прибыль организаций — 27,6 %, акцизы — 22 %, налог на имущество организаций — 14,4 %.

Объем безвозмездных поступлений областного бюджета на 2012–2014 годы запланирован в соответствии с перечнем и объемами межбюджетных трансфертов, предусмотренными проектом закона о федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, а также с учетом принятых решений Правительства РФ о распределении средств межбюджетных трансфертов между субъектами РФ. Объем средств межбюджетных трансфертов на 2012 год составит 21,5 млрд руб., что соответствует уровню первоначально принятого бюджета 2011 года. В 2013 и 2014 годах запланированы поступления в объеме 10,9 и 8,4 млрд руб. соответственно.

Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений с федеральным центром в планируемом периоде в соответствии с Основными направлениями бюджетной и налоговой политики РФ на 2012–2014 годы будет выстроена с учетом корректировки механизмов оказания финансовой помощи субъектам РФ и направлена на создание стимулов к формированию региональными бюджетами собственной устойчивой доходной базы. В этой связи проект областного бюджета на 2012–2014 годы сформирован в условиях дальнейшего снижения объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Она преду­смотрена на 2012 год в сумме 8,4 млрд руб. или со снижением от уровня текущего года на 16,1 %, на 2013 год — 3,6 млрд руб. и на 2014 год — 0,9 млрд руб.

Вместе с тем будет продолжена работа по получению целевых федеральных средств в максимально возможных объемах, в том числе на развитие социальной сферы, модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, реализацию инвестиционных проектов. Объем этих средств преду­смотрен на 2012 год в сумме 12,7 млрд руб. или с приростом по сравнению с первоначально утвержденным бюджетом текущего года на 24,9 %. Кроме того, в процессе исполнения федерального бюджета ожидается дополнительное предоставление региональному бюджету субсидий на поддержку сельского хозяйства, ряда социальных и инвестиционных субсидий.

Общий объем расходов областного бюджета на 2012 год определен в сумме 99,3 млрд руб., что на 10,9 млрд руб., или 12,3 %, выше показателей первоначально принятого бюджета 2011 года. Общий объем расходов на 2013 и 2014 годы составляет 104,3 и 113,0 млрд руб. соответственно.

Бюджет Ростовской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, как и в предыдущие годы, сохранит свою социальную направленность. Доля расходов на социальную сферу в расходах областного бюджета 2012 года составит 69,2 %, а общий объем расходов — 68,7 млрд руб. В 2013 и 2014 годах на данные цели запланировано 66,8 и 70,6 млрд руб. соответственно. На оказание мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в проекте областного бюджета на 2012 год преду­смотрено 18,5 млрд руб., что составляет 18,6 % к общему объему расходов областного бюджета. Это на 1,7 млрд руб., или на 9,9 %, выше показателей первоначально принятого бюджета 2011 года. В 2013 году объем данных расходов оценен в 19 млрд руб., в 2014 году — в 20,6 млрд руб.

Формирование проекта областного бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов осуществлено в условиях внедрения новых форм финансового обеспечения услуг, оказываемых областными государственными учреждениями, то есть перехода от сметного финансирования к предоставлению учреждениям субсидий на выполнение государственных заданий на оказание государственных услуг (работ). В рамках реализации на территории Ростовской области Закона № 83-ФЗ с 1 января 2012 года 165 областных учреждений получат статус казенных, оставшееся 351 — бюджетных или автономных.

Расходы на финансовое обеспечение государственного задания и выполнение функций областными государственными учреждениями в 2012 году запланированы в объеме 16,3 млрд руб., что составляет 16,5 % к общему объему расходов областного бюджета. Из них на оплату труда с начислениями будет направлено 8,3 млрд руб. В 2013 году на эти цели предусмотрено 16,9 млрд руб. (на оплату труда с начислениями — 8,8 млрд руб.), в 2014 году — 17,4 млрд руб. (на оплату труда с начислениями — 8,8 млрд руб.).

Программный бюджет

Проект бюджета сформирован на основе программно-целевого метода бюджетного планирования. Предусмот­рены расходы на реализацию 34 областных программ в 2012 году с объемом финансирования 84,3 млрд руб., 30 программ в 2013 году и 28 программ в 2014 году, на реализацию которых предусмотрено 85,4 и 90,6 млрд руб. соответственно. В 2012 году в программах сосредоточено 85 % расходов областного бюджета. Из 34 программ в 2012 году 11 имеют социальную направленность. На их реализацию планируется направить 65,1 млрд руб., что составляет 77,3 % от всех ассигнований на реализацию областных программ. В основном это областные программы, направленные на развитие образования, здравоохранения, культуры и спорта, социальную поддержку и социальное обслуживание населения области.

В 2012 году будет продолжена реализация областной программы «Развитие сети автомобильных дорог общего пользования в Ростовской области на 2010–2014 годы». В соответствии с проектом бюджета финансирование данной программы предусмотрено за счет средств регионального дорожного фонда в объеме 8,7 млрд руб. в 2012 году, 12,6 млрд руб. — в 2013 году и 14,2 млрд руб. — в 2014 году.

В соответствии с проводимой на территории Ростовской области единой бюджетной политикой бюджеты муниципальных образований также формируются на основе программно-целевого метода. На реализацию муниципальных программ в 2012 году планируется направить средства местных бюджетов в сумме 30 млрд руб., с учетом областного софинансирования — 79,4 млрд руб.

Необходимо отметить, что в текущем году проведена оценка эффективности реализации действующих областных программ. Определена необходимость их дальнейшей реализации с учетом внесенных корректировок по прогнозируемым проблемам для достижения поставленных целей в решении вопросов социально-экономического развития Ростовской области. При формировании проекта бюджета в условиях ограниченности бюджетных средств была проведена работа по оптимизации расходов в рамках бюджета каждого из 42 главных распорядителей бюджетных средств. Был внесен ряд изменений в действующие программы. Изменения коснулись в том числе и срока действия программ. Так, действие областных долгосрочных целевых программ, направленных на развитие образования, здравоохранения, культуры и спорта, социальную поддержку и социальное обслуживание населения Ростовской области, модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, обеспечение жильем отдельных категорий граждан и стимулирование развития жилищного строительства, развитие сельского хозяйства, продлено до 2014 года, а некоторых и на больший срок. Также начиная с 2012 года будут действовать долгосрочные целевые программы, направленные на оптимизацию и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, профилактику экстремизма и терроризма, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область, инновационное развитие региона.

Особенности бюджета

Начиная с 2012 года бюджет Ростовской области ожидает дополнительная нагрузка в общей сумме 7,2 млрд руб. в связи с реализацией ряда принятых на федеральном уровне решений. Так, из-за перевода с 2012 года на федеральный уровень полиции общественной безопасности субъекту будут переданы дополнительные расходные полномочия в объеме 1,5 млрд руб. и перераспределены в пользу федерального бюджета отдельные доходные источники на сумму 3,1 млрд руб. В числе таких расходов содержание переданных от Федерации учреждений среднего профессионального образования, учреждений, осуществляющих дезинфекционную деятельность, выплата единовременного пособия при устройстве ребенка в семью, реализация мероприятий по содействию занятости населения, социальная поддержка реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий. В свою очередь в федеральный бюджет передаются государственная пошлина за регистрацию транспортных средств и доходы от уплаты части акцизов на алкогольную продукцию.

Кроме того, с будущего года образуется дорожный фонд Ростовской области. Его доходы сформированы из установленного Бюджетным кодексом перечня налогов и сборов, которые ранее направлялись на общее покрытие расходов и были частью общего расходного механизма бюджета. При этом расходы на дорожную деятельность вырастут по сравнению с 2011 годом на 3,2 млрд руб., или более чем наполовину. Одновременно на областной уровень передается финансирование полномочия по организации оказания медицинской помощи населению в объеме 2,3 млрд руб., ранее закрепленное за муниципальными образованиями. В результате озвученных процессов Ростовская область вошла в число тех субъектов РФ, для которых перераспределение расходных полномочий и доходных источников стало дополнительной нагрузкой. Следует отметить, что при формировании проекта бюджета данную проблему удалось частично решить за счет источников, находящихся в распоряжении бюджета Ростовской области. Вместе с тем возможная дополнительная финансовая помощь в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета могла бы также частично компенсировать сложившийся дисбаланс бюджета.

Также особенностью бюджета Ростовской области на 2012–2014 годы стало и то, что он сформирован и будет исполняться, как и в текущем году, в рамках Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. В регионе такая программа утверждена постановлением администрации Ростовской области от 22 ноября 2010 г. № 302. Ее реализация позволила полномасштабно внедрить программно-целевой метод бюджетного планирования как основу формирования трехлетнего бюджета, продолжить работу по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов, ориентированных на результат, в том числе за счет внедрения новых типов учреждений — казенных, бюджетных и автономных.

Финансовая поддержка местных бюджетов

Политика органов государственной власти Ростовской области в сфере межбюджетных отношений в предстоящем трехлетнем периоде будет направлена на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, поддержку инвестиционных, инновационных и инфраструктурных муниципальных проектов, повышение инициативы и ответственности при осуществлении бюджетного процесса в городах, районах и поселениях области. Для этого в областном бюджете предусматриваются межбюджетные трансферты местным бюджетам. Их общий объем на 2012 год предусмотрен в сумме 50,9 млрд руб., на 2013 год — 49,7 млрд руб., на 2014 год — 52,6 млрд руб.

В числе основных направлений финансовой помощи дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидии на реализацию инвестиционных и инфраструктурных муниципальных проектов, субвенции на обеспечение переданных органам местного самоуправления полномочий. Кроме того, предусматриваются дотации на поощрение инициатив органов местного самоуправления по достижению наилучших показателей деятельности, проведению эффективной бюджетной политики, развитию налогового потенциала, иные межбюджетные трансферты на поощрение победителей конкурса «Лучшее поселение Ростовской области», муниципальных образований, получивших наиболее высокую рейтинговую оценку по привлечению инвестиций, и ряд других направлений. В целях ликвидации дисбаланса местных бюджетов в областном бюджете планируются дотации на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, а также бюджетные кредиты на компенсацию временных кассовых разрывов.

Несмотря на проблемы по обеспечению сбалансированности областного бюджета, связанные с перераспределением доходных источников и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы, в 2012–2014 годах финансовая помощь местным бюджетам остается одним из приоритетных направлений расходов областного бюджета. Общий объем расходов на эти цели составит ежегодно около половины всех расходов областного бюджета.

Кроме того, в целях повышения финансовой обеспеченности и самостоятельности муниципальных образований предусматривается, хотя и в меньших объемах, передача в местные бюджеты дополнительных нормативов отчислений от пяти налогов, ранее подлежащих зачислению в областной бюджет. В их числе налог на прибыль организаций, единый сельскохозяйственный налог, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, транспортный налог и налог на имущество организаций. С 1 января 2012 года ранее установленные нормативы отчислений по налогу на имущество организаций уменьшатся с 30 до 17,5% по муниципальным районам и с 30 до 10 % по городским округам. Это обусловлено необходимостью компенсировать дополнительные расходы областного бюджета, связанные с передачей с 1 января 2012 года финансового обеспечения полномочия по организации оказания медицинской помощи населению, ранее закрепленного за муниципалитетами. С учетом финансовой помощи муниципальным образованиям и передачи им дополнительных нормативов планируется, что в предстоящем периоде более 2/3 консолидированного бюджета области будет осваиваться через местные бюджеты. Такая концентрация в местных бюджетах финансовых ресурсов будет способствовать социально-экономическому развитию территорий, повышению инициативы и ответственности в муниципальных образованиях области.

Долговая политика и дефицит бюджета

Долговая политика Ростовской области будет направлена на осуществление заимствований в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач, при минимизации рисков для исполнения областного бюджета и сохранении высокой степени долговой устойчивости. Дефицит бюджета на 2012 год проектируется в сумме 1,9 млрд руб. Вместе с тем запланировано привлечение кредитов на 2012 год в размере 3,5 млрд руб., что соответствует уровню первоначально принятых бюджетов 2010 и 2011 годов, для погашения ранее принятых долговых обязательств. На 2013 год сумма дефицита составит 6,8 млрд руб., на 2014 год — 7,1 млрд руб.

Несмотря на планируемые заимствования и увеличение долговой нагрузки с 7 млрд руб. по итогам 2010 года до 26,7 млрд руб. к концу 2014 года, государственный долг Ростовской области будет оставаться в пределах утвержденных Бюджетным кодексом нормативов на экономически безопасном уровне. Вместе с тем долговая нагрузка является дополнительным бременем и в последующие годы может тормозить принятие новых расходных обязательств бюджета.

Поделиться