Версия для печати 6004 Материалы по теме
Создание Пилотного центра  по защите информации — дальновидное решение

Сазонов
Единственному в Казначействе России отделу «Пилотный центр по защите информации», созданному при УФК по Волгоградской области, исполнилось 15 лет. Об истории создания этого отдела и его деятельности рассказывает Сергей Петрович САЗОНОВ, руководитель УФК

История системы защиты информации Федерального казначейства начинается с выхода в декабре 1992 года Указа Президента РФ № 1556 «О Федеральном казначействе» и создания в составе Министерства финансов РФ Главного управления Федерального казначейства и его территориальных органов. Первоначально в Главном управлении Федерального казначейства был назначен ответственный работник, отвечающий за обеспечение безопасности информации. Однако в связи с ростом объема обрабатываемой информации, составляющей государственную тайну, в Федеральном казначействе создается отдел, а позднее Управление режима секретности и безопасности информации.

В территориальных управлениях Федерального казначейства по субъектам РФ формирование системы защиты информации также начиналось с назначения ответственного работника, а позднее образовались отделы режима секретности и безопасности информации. В 2000 году, когда осуществлялся перевод на казначейскую модель исполнения бюджета ведомств, обеспечивающих оборону и безопасность страны, в Федеральном казначействе уже функционировала система защиты информации, способная обеспечивать безопасность обрабатываемой информации.

Создание Пилотного центра

Результаты плановых проверок деятельности территориальных управлений Федерального казначейства в области защиты информации показали, что катастрофически не хватает подготовленных специалистов, способных оптимально организовать и выполнять работы по защите информации. В связи с этим согласно распоряжению Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ от 17 июля 1996 г. № 41 было принято решение о создании на базе УФК по Волгоградской области Пилотного центра по защите информации. Его основная цель — повышение профессиональных и организационных навыков, необходимых для организации самостоятельной работы в территориальных управлениях Федерального казначейства, распространение передового опыта и минимизация затрат на повышение квалификации специалистов территориальных органов Федерального казначейства в области защиты информации. Пилотный центр приступил к практической работе в 1997 году. Таким образом, Федеральное казначейство создало структурное подразделение, которое занимается обеспечением режима секретности и безопасности информации в своей повседневной практической работе, а также обучением соответствующих специалистов.

Следующим шагом в данном направлении стало создание в 1998 году Межрегионального центра защиты информации УФК по Волгоградской области. Создание Пилотного центра по защите информации и Межрегионального центра защиты информации на базе УФК по Волгоградской области обусловлено тем, что здесь с момента образования и до настоящего времени уделяется большое значение деятельности по защите информации. В связи с этим были подобраны сотрудники соответствующей квалификации и с практическим опытом работы, что позволило УФК по Волгоградской области озвучить проблему обеспечения безопасности информации перед Федеральным казначейством и предложить самые оптимальные пути ее решения, стать методическим центром в вопросах защиты информации. Позднее были созданы еще два межрегиональных центра защиты информации на базе управлений Федерального казначейства по Кемеровской области и Хабаровскому краю. Основная цель их создания — повышение качества работ по аттестации государственных информационных систем территориальных органов Федерального казначейства и контролю за состоянием защиты информации аттестованных государственных информационных систем территориальных органов Федерального казначейства, а также минимизация затрат на эксплуатацию государственных информационных систем территориальных органов казначейства в соответствии с требованиями безопасности информации.

Итоги работы

За 15 лет работы Пилотного центра было издано более десяти учебных пособий по защите информации, обучено 3278 руководителей и специалистов из всех территориальных органов Федерального казначейства. Обучение проходило по семи программам: «Секретное делопроизводство», «Комплексная защита информации ограниченного доступа, составляющей государственную тайну», «Мобилизационная подготовка и гражданская оборона территориальных органов Федерального казначейства», «Администратор безопасности информации в локальных вычислительных сетях», «Организация режима секретности в территориальных органах Федерального казначейства», «Техническая защита информации ограниченного доступа, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну», «Специалисты шифровальных органов».

Для осуществления своей деятельности Пилотный центр получил лицензию на ведение образовательной деятельности по программам, согласованным с Федеральной службой безопасности и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю. Обучение работников Федерального казначейства проводится с учетом специфики деятельности Казначейства России. Программы обучения корректируются с учетом изменения нормативно-законодательной базы в области защиты информации. На занятиях слушатели знакомятся с законодательными, нормативными и методическими документами, регулирующими вопросы защиты информации, современными способами и методами защиты информации, сертифицированными средствами защиты информации.

Для каждого слушателя оборудовано автоматизированное рабочее место, на котором он выполняет практические задания, знакомится с программно-аппаратными средствами защиты информации. На занятиях преподаватели используют большое количество демонстрационных материалов, применяется и такая форма работы, как обмен опытом.

Экономия средств бюджета на обучение и повышение квалификации государственных гражданских служащих территориальных органов Федерального казначейства за счет образовательной деятельности Пилотного центра только за период 2008–2010 годов превысила 15 млн руб. Таким образом, следует подчеркнуть, что руководство Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ еще в 1996 году приняло дальновидное решение, отказавшись от неэффективного аутсорсинга и выбрав вариант эффективного расходования бюджетных средств с целью повышения профессиональных и организационных навыков, необходимых для организации самостоятельной работы в территориальных управлениях Федерального казначейства, распространения передового опыта и минимизации затрат на повышение квалификации специалистов территориальных органов Федерального казначейства в области защиты информации.

Поделиться