Финансы№5 май 2004 — 21 мая 2004

Прозрачность финпотоков

Версия для печати 3637 Материалы по теме
Апрельский Салехард встретил гостей штормовой погодой: скорость ветра достигала  25 метров в секунду! И хотя московские, тюменские, пермские гости знали, что летят на Север — к такому повороту событий явно не были готовы. Да что москвичи! Даже сибиряки и тюменцы попали из лета в разгар зимы. И может быть, теперь они лучше поймут, что такое Север и как здесь непросто выживать...

Региональный семинар-совещание отделения Ассоциации контрольно-счетных органов РФ по Уральскому федеральному округу собрал представителей не только Урала. «Формат этого мероприятия вышел за рамки федерального округа и приобрел российские параметры», — так оценил уровень проблем, поднятых на семинаре, Станислав Казарез — главный федеральный инспектор по Ямало-Ненецкому автономному округу полпреда президента в УрФО. Участники семинара поделились опытом контроля за исполнением бюджетов, высказали свои предложения, направленные на улучшение государственного финансового контроля в регионах, а значит и страны в целом.
Темы обсуждений были самые разные. С добрыми пожеланиями в день открытия семинара выступил губернатор ЯНАО Юрий Неелов. В его работе принимал участие заместитель председателя Государственной Думы автономного округа Валерий Степанченко. И как это часто бывает, добросердечные отношения идут только на пользу делу. Совместная деятельность Счетной палаты и окружной Думы позволили создать нормативно-правовую базу, о какой в других регионах еще только мечтают. Депутаты изначально исходили из того, чтобы Счетная палата обладала организационной и функциональной независимостью. Но и обязанностей у ямальских контролеров больше. Им приходится еще и следить за использованием госсобственности. Система контроля за исполнением окружного бюджета — кроме контроля как такового — предусматривает и систему мер по исправлению недочетов.
Работники палаты, в свою очередь, проводят экспертизу проектов законов и других документов, касающихся финансов, имущества и земельных отношений. Так, в проект закона «О бюджетном процессе и бюджетном устройстве в ЯНАО» были внесены 16 предложений, из которых 15 были учтены при принятии закона. Например, к сметам доходов и расходов бюджетных учреждений предложили прилагать расчеты экономического обоснования расходов по предметным статьям экономической классификации расходов.
И хотя такие расчеты не предусмотрены бюджетным законодательством, их введение позволит выявить излишние расходы.
Только в 2003 г. Счетной палатой при проверке смет сэкономлено 20 млн. руб. Юристы с уверенностью говорят, что ямальский закон о Счетной палате — один из лучших в стране. Ну а фактов его несоблюдения или того, чтобы прокуратура или Дума не рассмотрели представление Счетной палаты — такого Валерий Степанченко не помнит.  Ямальцам кажется очевидным, что контрольно-счетные органы должны быть независимыми. Но, как говорилось на семинаре, на самом деле в некоторых регионах страны Счетные палаты не имеют статуса юридического лица, достойного штата, полномочий и ответственности. Работники Счетной палаты города Пыть-Ях Ханты-Мансийского автономного округа, скажем, не могут добиться даже публикаций в местной прессе годового отчета о своей деятельности. А это, между прочим, законом предписано... Одним из самых интересных было выступление Галины Анисимовой, начальника Департамента аналитического и методологического обеспечения Счетной палаты России. Она отметила, что многие из выступающих сетуют на то, что для успешной работы финансовых контролеров не хватает законов и многие вопросы не проработаны теоретически, нет конкретных законодательных норм и судебной практики по деятельности контрольных органов. Она привела пример: такое широко применяемое понятие, как нецелевое использование бюджетных средств, в законодательстве о бюджете никак не классифицируется. Вот и получается, что в Уголовный кодекс введены новые поправки об ответственности должностных лиц за нецелевое использование бюджетных средств, а причины этого не учитываются. Сейчас и тот, кто использовал бюджетные средства на государственные цели, но по другой статье расходов, и тот, кто их просто-напросто разбазаривал, отвечают одинаково. Галина Анатольевна рассказала, что сотрудники ее Департамента подготовили аналитическую записку о последствиях различных видов нецелевого использования средств федерального бюджета и предлагают законодателям свой вариант видения нового закона, который нужен и чиновникам, и аудиторам, и налогоплательщику.
Судя и по реакции зала, и по числу заказанных аудиторами копий этой записки, их беспокоит не только учет нарушений финансовой дисциплины, но и причины этих нарушений, и методы борьбы с нарушителями. Сергея Шерегова, председателя Счетной палаты Тюменской области, радует, что с приходом к власти губернатора Сергея Собянина уголовные дела по поводу нецелевого расходования бюджетных средств практически не возбуждаются. А бывали времена, когда только половина средств, истраченных не по назначению, возвращалась в бюджет области. Сегодня же, если работники Счетной палаты обнаружили нецелевое использование, деньги возвращаются в бюджет практически в полном объеме.
Николай Столяров, исполнительный секретарь Ассоциации контрольно-счетных органов России, вспомнил, что Тюменская область первой в стране попыталась проанализировать итоги приватизации. Правда, на какое-то время эта работа была приостановлена, но сейчас глава государства поставил такую задачу и уже в мае хочет получить первые результаты. Только счетные работники могут понять, как непросто выполнить такую работу. Но, с другой стороны, никто и не требует полного и тщательного анализа. Это, по мнению Николая Сергеевича, работа как минимум на полтора—два года, а сейчас он попросил коллег хотя бы сформулировать свое мнение по поводу приватизации.
Вторая тема, глубоко волнующая исполнительного секретаря Ассоциации контрольно-счетных органов России и одного из известных экономистов страны, — это закон о финансовом контроле, который переживает уже не первый состав Государственной думы.
И если за высоким кремлевским забором решат, что такой закон стране нужен, он может появиться через две недели, с горечью сказал Николай Сергеевич после заседания. Но по введению этого закона давать прогнозы он затрудняется. И единственное, что поддерживает его оптимизм в данном вопросе, это то, что председатель Счетной палаты России Сергей Степашин часто докладывает президенту о ситуации в стране.  В свою очередь глава Счетной палаты Ямало-Ненецкого округа Сергей Ломакин, рассказывая об организации контроля за исполнением окружного и местных  бюджетов, привел в пример две крупномасштабные проверки, проведенные в муниципальных образованиях округа. В результате был сделан полный финансово-экономический анализ эффективности использования бюджетных средств, а также эффективности работы местных органов управления. В одном из городов были выявлены финансовые нарушения, касающиеся нецелевого использования и неправильного оформления документов на общую сумму 134 млн. руб.; в другом городе — более чем на 200 млн. руб.
Еще одним примером эффективности деятельности аудиторов Счетной палаты могут служить проверки целевого использования средств, выделенных на здравоохранение. Например, закупка лекарств аптеками Уральского федерального округа велась через разные аптечные предприятия, и это привело к тому, что торговая надбавка выросла до 87%! По рекомендации Счетной палаты схему приобретения лекарств изменили, и сейчас торговая надбавка составляет 8% от цены поставщика. А проверка по вопросу целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на строительство, позволила предотвратить финансовые нарушения на сумму более чем 2,5 млрд. руб.
Ну а превентивные меры контроля трудно оценить в каких-то цифрах или показателях. Когда работники Счетной палаты оценивают проект бюджета, многие замечания и недостатки устраняются Департаментом финансов округа еще на стадии формирования бюджета.
В общем, результатами работы можно гордиться, и Николай Столяров, вручая Сергею Ломакину почетную грамоту, подписанную Сергеем Степашиным, назвал Счетную палату ЯНАО одной из лучших в стране. И сделал это вполне обоснованно, потому что на сегодняшний день 80% средств, использованных предприятиями и организациями не по назначению, с помощью аудиторов Счетной палаты восстановлены в бюджетах.
Хотя стаж работы ямальской Счетной палаты еще недотягивает до первого пятилетнего юбилея, ее председатель скромно, как положено финансисту, но объективно оценил свою деятельность. Можно сказать, что до нашей цели — полного внедрения аудита эффективности еще очень далеко, и сегодня используются лишь некоторые его элементы. Для аудита эффективности нужно не только проводить ревизию, но и уметь анализировать и оценивать стиль и эффективность работы коллектива. А это уже новый уровень работы, подытожил председатель Счетной палаты Ямало-Ненецкого округа Сергей Ломакин.
По итогам работы семинара подготовлена резолюция. Выступления и другие материалы решено издать, для того чтобы работники всех Счетных палат России могли с ними познакомиться.
Обращаясь к собравшимся, губернатор Ямала Юрий Неелов подчеркнул, что сегодня счетные палаты решают крайне важные государственные задачи. И один из пунктов принятой на семинаре резолюции говорит о том, что необходимо продолжить разработку законодательных предложений, направленных на совершенствование и повышение эффективности государственного финансового контроля.  По окончании заседания участников семинара ждала поездка в музейно-этнографический  комплекс Горнокнязевск, где как раз в первое воскресенье апреля проходил праздник оленеводов. Благо к воскресенью погода немного успокоилась... 

Материал подготовила Ирина ЕРШОВА
Журнал «Бюджет» №5 май 2004 г.

Поделиться