Версия для печати 3733 Материалы по теме
Завершившиеся президентские выборы в России вернули общество из состояния политической эйфории и поставили перед нами очередные задачи в области экономики, которые поручено решать уже новому составу правительства. Прежде всего это озвученная В. Путиным задача удвоения ВВП за 10 лет, сдерживание и последующее замедление темпов инфляции, а также борьба с бедностью и рост реальных доходов населения.
Алексей СИНЮРИН, кандидат экономических наук


синюрин
Главной задачей нового правительства должно стать не просто обеспечение удвоения ВВП, но создание таких условий, при которых это удвоение в последующем сменилось бы учетверением, увосьмирением и т. д. Иными словами, нужно сделать так, чтобы экономический рост стал необратимым, чтобы он не прекратился через 10 лет, чтобы экономика страны перестала зависеть от мировых цен на нефть и газ и росла бы при любых обстоятельствах, чтобы экономика вновь, как и 30—40 лет назад, стала более диверсифицированной.
Первая задача нового правительства — разработать комплекс мер, который позволил бы обеспечить необратимость этого роста. И от того, что будет положено в основу этих мер (налоговые изменения, финансовое оздоровление российских предприятий, поддержка свободной конкуренции, поддержка малого бизнеса, борьба с коррупцией в силовых структурах), а также от того, насколько последовательно и уверенно правительство будет двигаться по пути этих реформ, — зависит, принесут ли эти реформы желаемый экономический результат или станут очередной профанацией. Неудивительно, что отставка М. Касьянова стала для многих неожиданностью, хотя мы уже писали в одном из выпусков журнала «Бюджет» о ее высокой вероятности. Действительно, уровень и показатели экономического развития России в последнее время были вполне удачными. ВВП России по итогам 2003 г. вырос на 7,3% — это самый лучший показатель роста после 2000 г., когда экономический рост достигал 10%. Причем экономический рост в 2003 г. оказался выше, чем ожидалось: самые оптимистичные прогнозы предполагали рост ВВП в 2003 г. лишь на 6,9—7,0%.
Данные статистики показали существенный рост по итогам 2003 г. добавленной стоимости (компонент ВВП) в строительстве (на 14,4%), на транспорте и в связи (на 10,4%) и в торговле (на 9,7%). Снижение добавленной стоимости не было зафиксировано ни по одной из отраслей экономики, причем уже второй год подряд.  На стадии использования значительно выросли реальные объемы ВВП, которые были затрачены на накопление и сбережение. Если в 2002 г. объем ВВП, израсходованного на валовое накопление, снизился более чем на 2%, то в 2003 г. он вырос на 13,5% (причем объем потребленного ВВП вырос лишь на 6,6%). Накопленный основной капитал вырос в минувшем году на 13%, оборотный — на 18,5%. Темпы роста потребления, наоборот, замедлились, причем быстрее всего росли объемы ВВП, потребленного населением (на 7,9%), что косвенно свидетельствует об улучшении уровня жизни россиян.
Начало 2004 г., как и конец 2003 г., сложились благоприятно для ведущих отраслей российской экономики. Ничто не предвещало отставки правительства. По итогам января—февраля 2004 г. выпуск продукции и услуг пяти главных отраслей российской экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, розничная торговля) увеличился на 8,3% по сравнению с тем же периодом 2003 г., в том числе в феврале — на 9,0%. Очень неплохой задел для начала года, тем более что февральский рост хоть и повторил значение сентября 2003 г., был максимальным с ноября 2000 г. Но нужно признать, что по итогам IV квартала 2003 г. рост выпуска достигал 8,4% от уровня того же периода 2002 г. (в том числе в декабре — 8,9%). Однако если принять во внимание прогноз МЭРТ, согласно которому по итогам 2004 г. промышленный рост ожидается на уровне 5—6%, а рост ВВП — 6,4%, то январские результаты выглядят просто отличными.
В январе — феврале сохранились высокие темпы роста производства почти во всех отраслях: рост промышленного производства составил 8,1% от уровня января 2003 г., причем в машиностроении он достигал 19,8%, а в топливной промышленности и в черной металлургии оставался традиционно высоким (около 9%).  А лидером по темпам промышленного роста оказалась стекольная и фарфорофаянсовая промышленность (25,7%).
Рост производства в сырьевых и экспортноориентированных отраслях российской промышленности не следует воспринимать как достижение. Он свидетельствует лишь о сохранении и укреплении диспропорций в структуре отечественной промышленности, ее растущей зависимости от мировых цен на нефть. По оценке Минэкономразвития, средняя цена на нефть сорта Urals в январе—феврале 2004 г. составила $28,3 за баррель, что выше, чем в IV квартале 2003 г. ($28,0). В III квартале 2003 г. баррель нефти Urals стоил $27,2, во II квартале — $24,1, в I квартале 2003 г. — $29,5.
Высокие цены на нефть привели к ускорению темпов роста ее добычи и увеличению объемов экспорта. Добыча нефти в России в феврале составила 34 млн. тонн и на 13% превысила уровень февраля 2003 г. А вот темпы роста нефтепереработки были куда скромнее: первичная переработка нефти выросла в феврале лишь на 1,2%, производство дизельного топлива — на 3,4%, а производство автомобильного бензина снизилось на 0,8%. Статистики отмечают, что в январе—феврале 2004 г. предприятиями было переработано только 42,9% добытых в России нефти и газового конденсата, тогда как в январе—феврале 2003 г. — 47,3%.
Рост добычи природного газа также был ниже, чем в целом по топливной отрасли (2,2%), угля получено на 0,5% меньше, чем в январе—феврале 2003 г. Всего лишь на 0,2% выросло производство электроэнергии. А косвенно это может свидетельствовать о замедлении темпов ее потребления промышленностью (ведь все выработанное электричество тут же потребляется), а значит — о замедлении роста производства в целом по экономике.
Если же взглянуть на макроэкономическую картину развития страны в последние месяцы, можно прийти к выводу, что фактически российская экономика попрежнему продолжает ориентироваться на обслуживание нефтедобывающей отрасли. Конечно, статистики фиксируют рост производства продукции машиностроения (почти на 20% в январе—феврале). Но ведь это преимущественно оборудование для топливной и металлургической отраслей, а также для строительства производственных объектов. Например, производство буровых установок для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения удвоилось. На 29% увеличился выпуск продукции подъемно-транспортного машиностроения, которое также обслуживает нефтедобычу (рост производства башенных кранов — 57%, кранов на автомобильном ходу — 78%). На 55% выросло железнодорожное машиностроение, которое ориентировано на перевозку топлива (рост производства магистральных электровозов — в 2,5 раза, тепловозов — вдвое, грузовых вагонов — на 89%).
Да, можно согласиться, что растет производство некоторых видов потребительских товаров, но гораздо медленнее: легковых автомобилей — на 40%, телевизоров — на 32%, компьютеров — на 26%, холодильников — на 8%. Зато снижается производство многих видов бытовых приборов (пылесосов, швейных и стиральных машин, утюгов), продукции металлургического машиностроения, металлорежущих и деревообрабатывающих станков, троллейбусов и автобусов, велосипедов и мотоциклов.
Промышленность стройматериалов (где рост производства в январе—феврале достиг 11,9%), как и строительная отрасль в целом, прежде всего ориентированы на производство средств производства — особенно тех, что связаны с источниками поступления валютных средств, тех самых «нефтедолларов». Действительно, объемы строительства жилья в январе—феврале 2004 г. только на 7,5% превышали уровень первых двух месяцев 2003 г., хотя общий объем подрядных работ вырос за этот период на 13,5%. Нельзя, конечно, утверждать, что весь объем производственного строительства приходится на топливную промышленность. Но инвестиции именно из топливной отрасли способствуют развитию строительного комплекса.
Следует, правда, признать и наличие высоких темпов роста производства в таких отраслях российской промышленности, как химия и нефтехимия (на 10,7% в январе—феврале 2004 г. против 5,2% в январе—феврале 2003 г.), где существенно выросло производство минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, синтетического каучука, технического углерода, продуктов основного и органического синтеза. Благоприятно складывается ситуация в пищевой промышленности, где рост производства ускорился до 6,9% в январе — феврале 2004 г. против 3,6% в январе—феврале 2003 г., хотя и остается ниже, чем в целом по промышленности. Здесь растет производство алкогольных напитков (плодовых вин — на 88%, шампанского — на 35%, пива — на 20%, виноградных вин — на 5,7%), безалкогольных напитков (на 14,8%), мяса (на 9,2%), мясных и колбасных изделий, молочной продукции. Тем не менее падает производство рыбопродуктов, спирта, коньяка, сливочного масла.
По расчетам Минэкономразвития, в январе—феврале 2004 г. наибольший вклад в промышленный рост внесли отрасли, производящие конечную продукцию, — около 50%. В этих отраслях производство выросло на 13,6%, их вклад составил 4,4 процентных пункта из 8,1% в целом по промышленности. Причем около 41% общего роста производства обеспечили машиностроение и металлообработка и около 10% — пищевая промышленность. Отрасли, производящие сырье и материалы, обеспечили 25% общего роста производства. Вклад этого комплекса отраслей в прирост промышленного производства составил 2,2 процентных пункта при росте производства на 7,7% по сравнению с январем—февралем 2003 г.
Наибольший вклад внесли черная металлургия (около 0,8 процентных пункта), химическая и нефтехимическая промышленность (0,6 пункта) и лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (0,4 пункта). МЭРТ отмечает, что общий рост производства в топливно-энергетическом комплексе в среднем составил 6,6% (причем рост производства в нефтедобывающей промышленности составил 11,5%, а в электроэнергетике — лишь 0,2%). Вклад ТЭК в общий рост промышленного производства России составил 2,3 процентных пункта. ТЭК обеспечил около 27% общего роста производства, причем топливная промышленность (без энергетики) — около 21%. Негативные тенденции в промышленности, характерные для последних месяцев прошлого года, несколько исправились в начале 2004 г. МЭРТ отмечает, что динамика производства с исключением сезонной и календарной составляющих показала замедление помесячных темпов роста с 0,7—0,6% в июле—августе 2003 г. до 0,2—0,3% в сентябре—декабре 2003 г.; однако в первые месяцы текущего года темпы роста ускорились — до 0,4% в январе и 0,5% в феврале.  

Журнал «Бюджет» №5 май 2004 г.

Поделиться