В ноябре в Москве состоялась организованная журналом «Бюджет» всероссийская конференция, посвященная актуальным вопросам реализации требований законодательства об оказании государственных и муниципальных услуг. Руководители профильных комитетов и департаментов субъектов РФ и муниципальных образований обсудили нюансы перехода на электронное межведомственное взаимодействие. Генеральными партнерами конференции выступили компании «Бюджетные и Финансовые Технологии» (БФТ), BSS и ОТР.
По данным директора Департамента информационных технологий и связи А. Ю. Попова, с 1 октября, после того как на электронное взаимодействие перешли все федеральные органы исполнительной власти, через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) прошло чуть менее 600 тыс. межведомственных запросов. Число требуемых от заявителя документов уже сократилось почти на тысячу. С 1 июля 2012 года, когда в процесс межведомственного и межуровневого взаимодействия включатся все субъекты и муниципальные образования РФ, количество требуемых от заявителя документов будет сведено к минимуму. Сейчас основные усилия правительства в части создания электронного правительства сосредоточены именно на регионах.
Каждому субъекту РФ предстоит определить услуги, имеющие в своем составе межведомственное взаимодействие, выявить всех участников этого взаимодействия. Затем необходимо спроектировать сами услуги, определить документы, которые будут запрашиваться по каналам взаимодействия, и состав сведений для обмена. В связи с новым порядком предоставления государственных услуг необходимо скорректировать нормативно-правовые акты регионального уровня (на федеральном уровне эта работа практически завершена). Далее в каждом субъекте РФ должна быть сформирована и подключена к федеральной СМЭВ региональная СМЭВ. Одним из обязательных этапов на этом пути является работа с удостоверяющими центрами, функционирующими в регионах, — необходимо включить их в единую «зону доверия», чтобы выдаваемые ими электронные цифровые подписи (ЭЦП) читались сервисами федеральных органов исполнительной власти, у которых могут существовать разные требования к ЭЦП.
По словам А. Ю. Попова, в регионах пока не все понимают, как нужно реализовывать межведомственное взаимодействие. Об этом говорят и результаты публичного мониторинга ситуации, который Правительство РФ проводит на сайте "Интерфакса". Так, ряд субъектов РФ до сих пор даже не назначили ответственное за этот процесс лицо. Нередко в регионах неверно определяют перечни услуг, предполагающих перевод на межведомственное взаимодействие. По предварительным усредненным оценкам, их должно быть около
Правительство РФ намерено поощрять регионы, дальше других продвинувшиеся по пути внедрения межведомственного взаимодействия. В рамках программы «Информационное общество» для ежегодного распределения между субъектами-лидерами будет предусмотрен специальный фонд в размере 670 млн руб. Регионы смогут рассчитывать на эти деньги уже в 2012 году.
К слову, регионы получат и другую возможность проявить себя: на мероприятии было объявлено о том, что журнал «Бюджет» при поддержке Департамента информационных технологий и связи Правительства РФ готовит к проведению в начале 2012 года Всероссийский конкурс «Лучшие ИТ-проекты общественного сектора России». Конкурс позволит регионам представить свои лучшие реализованные проекты в различных отраслях и поделиться с другими регионами своим практическим опытом.
Директор Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития РФ С. В. Шипов рассказал о поправках в федеральное законодательство, касающихся межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг, которые Госдума 17 ноября приняла во втором чтении. В частности, в Федеральный закон №
Отдельный блок поправок связан с введением ответственности госслужащих за нарушение порядка предоставления услуг, в том числе за нарушение порядка межведомственного взаимодействия. Пока это касается федеральных служащих: их будут штрафовать как за нарушение порядка предоставления услуги, так и за требование у гражданина документа, не предусмотренного нормативно-правовым актом. Кстати, в Федеральном законе №
Сложность перехода на межведомственное взаимодействие еще и в том, что оно должно охватить все муниципальные образования, в том числе самые мелкие поселения. Один из вариантов решения проблемы — создание многофункциональных центров (МФЦ), которые позволяют сосредоточить всю инфраструктуру, необходимую для подключения к региональной СМЭВ, на уровне районов и городских округов. В этом случае районы в индивидуальном режиме организуют доставку необходимых для оказания услуги документов из поселений в районные МФЦ. Возможна и другая схема, при которой поселения заключают с муниципальными районами соглашения о передаче последним полномочия по обеспечению межведомственного взаимодействия при оказании муниципальных услуг. Таким образом, на районный уровень переходит вся основная технологическая часть работы, а поселения фактически превращаются в «окно» для приема документов и выдачи результатов услуги.
Одна из важных задач — определить состав сведений, которые должны быть предоставлены федеральными органами исполнительной власти в рамках оказания региональных (муниципальных) услуг. На интернет-портале методической поддержки реализации Федерального закона № 210-ФЗ3 в настоящее время формируется соответствующий реестр. В него уже вошло более 200 документов, и до 1 января 2012 года у регионов есть возможность его дополнить. К слову, большинство этих документов уже передается от одних федеральных органов другим, поэтому веб-сервисы по ним уже созданы. Среди наиболее востребованных ведомств-поставщиков сведений для регионов — МВД, МЧС, Росприроднадзор, ФМС, Минобороны, Пенсионный фонд РФ, Росреестр, ФСКН, Роспотребнадзор, Роструд и ФНС.
«Регионам и муниципальным образованиям сейчас особенно важно правильно выбрать наиболее удобную для себя схему перехода на межведомственное взаимодействие и обеспечения наиболее эффективного механизма взаимодействия с получателями услуг, — отметил генеральный директор компании „БФТ“ А. Н. Моносов. — Мы предлагаем комплексное решение, предоставляющее реальную возможность полноценно исполнить требования Закона №