Версия для печати 3186 Материалы по теме
Налоговая политика:  Минфин и Минэкономразвития единодушны во мнении

Налоги
В День работников налоговой службы РФ — 21 ноября — в Москве состоялась II Международная научно-практическая конференция «Налогообложение — современный взгляд».

Повышать налоги или не повышать? Этот вопрос для современного общества стал риторическим. И он же стал основной темой для обсуждения первой панели конференции, состав участников которой А. М. Макаров, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по бюджету и налогам, назвал звездным. Э. С. Набиуллина, министр экономического развития РФ, А. Г. Силуанов, и. о. министра финансов РФ, А. В. Дворкович, помощник Президента РФ — все эти люди определяют налоговую политику России и знают, что же будет с налоговой системой завтра.

По мнению А. Г. Силуанова, ответ на вопрос, что будет с налоговой нагрузкой в ближайшее время, очевиден. У нас есть трехлетний план, в рамках которого увеличение налогового бремени не предусмотрено, невзирая на то, что приняты серьезные решения в области социальной поддержки населения, в частности повышение зарплаты бюджетникам, денежного довольствия военнослужащим. «Увеличение налогового бремени — это крайняя мера, которую можно рассматривать только в экстраординарных случаях», — отметил и. о. министра. Хотя налоги являются одним из основных инструментов экономической политики, но не единственным. По словам А. Г. Силуанова, если и будут приниматься дополнительные расходные обязательства, то нужно искать ресурсы внутри бюджета, «внутри принятого пирога». Правила игры в налоговой сфере не должны существенно меняться. «Налоговая политика должная быть стабильной и оставаться „в покое“ в ближайшие 5–6 лет», — подчеркнул А. Г. Силуанов.

А. В. Дворкович высказался о том, что в ближайшие три года номинальные ставки налогов в России могут снизиться. Однако главное его ожидание связано не с этим, а с «децентрализацией налоговых полномочий, с тем, что налоговая система приблизится к регионам, муниципалитетам, которые сегодня не могут исполнять свои обязательства в полной мере без постоянных дотаций из федерального бюджета». Также помощник президента отметил, что реальная налоговая нагрузка в России близка к 40 %, что сравнимо с показателями самых медленнорастущих стран Европы. «В том числе поэтому, — обобщил А. В. Дворкович, — мы „растем“ не очень быстро». По его словам, если бы в 2010 году не было принято решение о повышении страховых взносов, рост российской экономики был бы не 4, а 5 % и налогов могло бы быть собрано больше. В заключение помощник президента добавил: «Я не просто против повышения налогов, а сделаю все, чтобы его не было».

Министерство экономического развития РФ также выступает за то, что налоговая нагрузка не должна расти. Вместе с тем Э. С. Набиуллина обеспокоена уровнем налоговых ставок. По ее словам, «уровень налоговых ставок в стране уже достиг предельных величин с точки зрения давления на рост экономики». Дальнейшее повышение ставок на общие налоги приведет не только к давлению на экономику, но и к выпадению доходов. Э. С. Набиуллина отметила, что, рассматривая разные варианты решения насущных проблем, ни в коей мере нельзя рассматривать увеличение налогового бремени, поскольку для России сейчас самое главное — экономический рост. «Если мы будем ежегодно „расти“ на 2–3 процента в год, то отстанем от других стран: не сможем модернизировать экономику». Минэкономразвития России подсчитало, что дополнительный рост экономики на 1 % в год соответствует повышению ставки НДС на 1 % или увеличению цен на нефть на 2 долл. «И если выбирать между двумя сценариями: ростом экономики и повышением налогов, то, на мой взгляд, нужно сделать все, чтобы росла именно экономика», — подчеркнула Э. С. Набиуллина.

Поделиться