Версия для печати 6368 Материалы по теме
Триллион для МВД

мвд
В конце октября на Всероссийском совещании-семинаре руководители финансовых служб системы МВД России обсудили главные финансовые итоги реформы министерства. Основное внимание при этом было уделено теме грядущего перехода на единое федеральное финансирование, а также вопросам социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в контексте реформы денежного довольствия.

Итоги реформы

Два года, прошедшие с предыдущего совещания (журнал «Бюджет» рассказывал о нем в № 12 за 2009 г.), самым серьезным образом изменили систему МВД. Хотя, как признали участники мероприятия, не все из запланированного удалось сделать, основные обсуждавшиеся тогда параметры реформы были реализованы. «Можно констатировать, что мы подошли к завершающей стадии реформирования министерства», — отметил заместитель министра внутренних дел генерал-полковник полиции А. М. Смирный.

Законодательная база деятельности МВД обновилась, по сути, полностью. Были приняты Закон «О полиции», Закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Последний разрабатывался Финансово-экономическим департаментом МВД России при участии других заинтересованных подразделений ведомства. В текущую сессию Госдумы должен быть принят и Закон «О прохождении службы в органах внутренних дел», призванный заменить устаревшее Положение о службе в органах внутренних дел, которое было утверждено еще в 1992 году Верховным Советом РФ. С 1 января 2012 года все эти законодательные акты начнут реализовываться в полном объеме.

Вторым итогом реформы стало значительное изменение организационно-штатного построения системы МВД. Численность личного состава была сокращена на 226,9 тыс. человек, то есть, по сути, из системы ушел каждый пятый сотрудник. Известно, что и до сокращения полиция испытывала нехватку личного состава. На систему МВД нередко возлагались дополнительные задачи и функции, обеспечение которых штатной численностью и финансовыми средствами не преду­сматривалось. Но, как подчеркнул А. М. Смирный, опасения, что сокращения негативно отразятся на уровне преступности, не подтвердились. Тенденция к ее снижению, наблюдающаяся пятый год подряд, сохраняется. Восполнить же кадровые потери, по мнению замминистра, можно за счет укрепления материально-технической базы полиции.

Ну и, наконец, главное: с 1 января 2012 года органы внутренних дел переходят на единое федеральное финансирование. Бюджет МВД России на 2012 год определен в объеме 1 трлн 103,7 млрд руб., что в два раза больше федерального бюджета министерства на 2011 год. Следует отметить, что эта цифра включает в себя расходы, которые в текущем году все еще обеспечивают региональные и местные бюджеты. Приоритеты бюджета-2012 связаны с реформированием системы денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, поэтому он носит ярко выраженный социальный характер: 73 % расходов будет направлено на социальный пакет сотрудников и пенсионеров.

Бюджетные приоритеты

Начальник Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России С. Н. Перова подчеркнула, что на первом плане в работе департамента в 2011 году стояло решение вопросов финансового обеспечения реформы. По предварительным прогнозам, расходы федерального бюджета МВД России составят за 2011 год 562,3 млрд руб. — это на 7,4 % больше первоначального плана. В ходе исполнения бюджета министерству дополнительно выделялись средства на реализацию Закона «О полиции», подготовку к проведению Олимпиады-2014 и саммиту АТЭС, реализацию Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, а также на финансирование отдельных направлений (в частности, совершенствование кинологической службы, капремонт зданий).

По словам С. Н. Перовой, вопросы финансирования органов внутренних дел из региональных и местных бюджетов находятся на постоянном контроле департамента. В целом консолидированными бюджетами субъектов РФ на 2011 год расходы на содержание органов внутренних дел первоначально были запланированы в сумме 198,7 млрд руб.

«В текущем году приоритетное место в нашей работе занимали вопросы социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России», — отметила С. Н. Перова. Не стоит забывать, что формирование достойного социального пакета, предоставляемого сотруднику органов внутренних дел в период его службы и после увольнения, было одной из основных целей реформы.

Федеральный закон № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положил начало масштабному реформированию системы денежного довольствия и пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел. Это потребовало дополнительного выделения значительных средств из федерального бюджета. Так, на денежное довольствие и сопутствующие выплаты (пособия, связанные с прохождением службы и увольнением с нее, страховые выплаты, дополнительные выплаты в Северо-Кавказском регионе) в 2012 году потребуется дополнительно 242 млрд руб. Еще 58 млрд руб. потребует перерасчет военных пенсий на 2012 год (а 8,8 млрд руб. будут выделены уже в текущем году в связи с планируемой выплатой январских пенсий в декабре). Пенсионным подразделениям как в конце текущего года, так и в начале следующего предстоит сложная работа, связанная с пересмотром и перерасчетом пенсий. «Главное, что им предстоит сделать, — разъяснить изменения пенсионного законодательства: многие пенсионеры пока не понимают, как будут производиться расчеты», — сказала С. Н. Перова.

К слову, количество пенсионеров в этом году заметно выросло. С начала этого года назначено порядка 40 тыс. пенсий уволенным со службы сотрудникам органов внутренних дел, военнослужащим внутренних войск и членам их семей. Таким образом, численность пенсионеров к октябрю 2011 года составила 812 тыс. человек.

Новая структура денежного довольствия

Начиная с 2012 года структура денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел претерпит серьезные изменения. Его основу составит оклад денежного содержания (должностной оклад и оклад по специальному званию), удельный вес которого будет равняться примерно половине денежного довольствия. Эта пропорция — одно из ключевых положений реформы денежного довольствия, подчеркнула С. Н. Перова. Уровень должностных окладов увеличивается по сравнению с действующими в среднем в четыре раза, а средний размер денежного довольствия вырастет двукратно.

Одновременно со значительным ростом окладов будет сведено к минимуму количество дополнительных выплат. При этом их удельный вес в составе денежного довольствия уменьшается до 50 %. Перечень общих дополнительных выплат (сейчас это порядка 40 наименований) с 1 января 2012 года будет ограничен восемью наименованиями. В частности, это надбавки за стаж службы (выслугу лет), квалификационное звание, особые условия службы, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей, коэффициенты для сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера.

Программные принципы

Министерство внутренних дел не стоит в стороне и от более общих процессов, связанных с общегосударственной бюджетной реформой и внедрением программно-целевых методов бюджетного планирования. Как известно, начиная с 2013 года федеральный бюджет будет полностью формироваться на основе государственных программ. Важно заметить, что деятельность МВД имеет свою специфику и четко оценить результативность бюджетных расходов здесь подчас невозможно. «Как в МВД России, так и в других „силовых“ министерствах и ведомствах вопрос корректного сопоставления объемов финансирования и конечных результатов деятельности, описываемых с помощью количественных показателей, остается проблемным», — пояснила С. Н. Перова. В то же время, поскольку охрана правопорядка и противодействие преступности требуют от государства значительных объемов финансирования, а общество должно быть осведомлено о результатах этой работы, Правительство РФ не могло пойти на то, чтобы сделать расходы на право­охранительную деятельность внепрограммными.

В соответствии с перечнем государственных программ (данный перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 1950-р) МВД России определено ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности». Помимо этого министерство является соисполнителем еще девяти госпрограмм.

Стратегическая цель упомянутой госпрограммы — повышение качества и результативности противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности, обеспечения общественной безопасности и безопасности дорожного движения, а также доверия к органам внутренних дел со стороны населения. В августе в Минфин России и Минэкономразвития России направлены на согласование основные положения госпрограммы. В ее состав должны войти четыре подпрограммы: «Предварительное следствие», «Полиция», «Внутренние войска МВД России», «Обеспечение реализации государственной программы», а также федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах».

По словам С. Н. Перовой, внедрение в деятельность министерства программно-целевых методов бюджетного планирования легло в основу формирования ведомственного плана повышения эффективности бюджетных расходов. В июле этот план был одобрен правительством. По предварительным расчетам, в результате выполнения его мероприятий в 2011 году удастся сэкономить порядка 12 млрд руб., а в 2012 году — 23,5 млрд руб.

Поделиться