Версия для печати 22346 Материалы по теме

На интернет-сайте Министерства экономического развития РФ размещена вторая редакция законопроекта «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». Законопроект должен будет заменить действующий Закон № 94-ФЗ.

В федеральной контрактной системе (ФКС) четко обозначены принципы, на которых она базируется, из них основными являются следующие.

1. Принцип открытости (прозрачности) ФКС.

Этот принцип является одной из ключевых особенностей ФКС и выражается в повышении уровня информационной открытости и усилении общественного контроля. Так, в рамках ФКС планируется создать единую информационную систему, которая будет представлять собой совокупность содержащейся в базах данных информации и включать в себя планы-графики закупок, информацию о закупках, реестр контрактов, реестр недобросовестных поставщиков, результаты аудита и контроля.

Гражданам и организациям будет предоставлено право осуществлять общественный контроль за соблюдением требований ФКС, который выражается в возможности направлять запросы заказчикам, предложения по совершенствованию законодательства о ФКС, осуществлять независимый мониторинг и давать оценку хода осуществления закупок.

2. Принцип профессионализма заказчика.

Принцип профессионализма преду­сматривает осуществление деятельности заказчика преимущественно на профессиональной основе с привлечением к работе квалифицированных специалистов, обладающих соответствующим опытом и знаниями. Заказчики должны поддерживать уровень квалификации, в том числе путем проведения профессионального переобучения.

3. Принцип ответственности заказчика.

Суть этого принципа в том, что должностные лица заказчиков будут нести ответственность за результативность осуществления закупок и эффективность расходования бюджетных средств. Лица, виновные в нарушении законодательства о ФКС, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отличие ФКС от действующей системы закупок также заключается в том, что сферой нормативного регулирования закона о ФКС является регулирование всего цикла закупок: планирования, размещения, исполнения.

Планирование

В части планирования заказов в ФКС отдельно прописано положение об обязательном ведении планов закупок, которые заказчик должен сформировать на очередной год. В данных документах следует обосновать необходимость заказа, начальную цену, а также выбор процедуры размещения.

Размещение

На данном этапе существенным изменением станет введение дополнительных способов осуществления закупок. Конкурс с ограниченным участием может быть проведен, когда объект закупки по причине его специализированного характера способно поставить только ограниченное число поставщиков. Двухэтапный конкурс применим в целях проведения научных исследований, проектных работ, создания произведения литературы и др. Запрос предложений будет применяться при срочной потребности в объекте закупок или когда ранее проведенные процедуры закупок признаны несостоявшимися.

Важной новацией, препятствующей доступу на рынок заведомо неблагонадежных поставщиков, станет отклонение заявок с демпинговой ценой. Так, если предлагаемая цена контракта участника размещения заказа на 25 % ниже начальной цены, то в составе такой заявки должны содержаться расчет предлагаемой цены и ее обоснование. В том случае, если такая заявка не будет содержать указанный расчет цены и (или) ее обоснование либо если комиссия придет к выводу о невозможности исполнить участником контракт на предложенных условиях, такая заявка должна быть отклонена. При проведении закупок на выполнение НИР, НИОКР или технологических работ комиссия должна отклонить заявки, содержащие предложение о цене контракта на 25 или более процентов ниже начальной цены контракта независимо от наличия в них обоснования цены.

Исполнение

Серьезные изменения произойдут и на этапе исполнения контрактов. ФКС предусматривает возможность расторжения контракта в одностороннем порядке по инициативе заказчика в случае нарушения существенных условий контракта (например, поставки товаров ненадлежащего качества или поставки некомплектных товаров) и отсутствия возможности устранить нарушения в разумные сроки. Кроме того, ФКС предусматривает создание системы аудита, в ходе которого будет проверяться соответствие заявленной потребности заказчиков и обоснованность действий на всех стадиях — планирования, размещения и исполнения.

По словам министра экономического развития РФ Э. С. Набиуллиной, переход к Федеральной контрактной системе должен начаться с 1 июля 2012 года с некоторыми переходными положениями, предусмотренными для того, чтобы субъекты экономической деятельности могли адаптироваться к новым условиям регулирования.

А. И. ВОРОБЬЕВА, старший аналитик Центра исследования бюджетных отношений

Поделиться