Согласно Бюджетному посланию Президента РФ Федеральному собранию одна из основных целей и задач бюджетной политики на
Татьяна Геннадьевна НЕСТЕРЕНКО, заместитель Министра финансов РФ
В настоящее время Министерство финансов РФ приступило к созданию системы «Электронный бюджет». Учитывая межведомственный характер вопросов, затрагиваемых при этом, участие в работе также будут принимать Министерство экономического развития РФ, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, другие заинтересованные органы. Оператором системы выступит Федеральное казначейство РФ.
Концепция основана на мировом опыте реализации систем управления финансами. При ее подготовке изучен опыт более десяти стран, проведены встречи с разработчиками и пользователями подобных систем в Бразилии и Франции, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме того, были проведены консультации с ведущими специалистами Всемирного банка, изучен опыт применения корпоративных систем управления финансами и региональный опыт. Всемирным банком, в частности, на основе изучения лучших мировых практик была разработана структура информационных систем управления финансами. По этой модели строятся системы управления государственными финансами в 51 стране.
На сайте журнала есть подборка материалов, посвященная электронному бюджету. Ознакомиться с ней можно здесь.
Российская Федерация, вступившая во второе десятилетие реформирования бюджетной системы, тоже накопила собственный богатый опыт. К настоящему времени благодаря внедрению информационных технологий мы научились оперативно и качественно исполнять бюджет на кассовой основе, готовить отчеты о его исполнении. Но мы еще не можем сказать, что обеспечили полную прозрачность финансово-хозяйственной деятельности публично-правовых образований в части учета активов и обязательств. И еще один важный аспект: большинство граждан не понимают финансовую информацию и не могут ее использовать. Да и сама по себе информация о том, сколько произведено расходов без связи с результатами, не представляет интереса для большинства пользователей.
Наша задача — создать такие информационные ресурсы, которые предоставляют возможность:
- публично-правовым образованиям, государственным и муниципальным учреждениям обеспечить эффективное управление государственными и муниципальными финансами;
- экспертам в этой сфере сравнивать эффективность деятельности государственных (муниципальных) учреждений и самих публично-правовых образований;
- контролерам и аудиторам перейти на новый уровень своей деятельности, не только осуществляя контроль за целевым расходованием средств, но и определяя, насколько рационально и эффективно они израсходованы;
- гражданам получать совершенно иную по структуре и содержанию информацию о финансово-хозяйственной деятельности публично-правовых образований.
Для решения новых задач в рамках создания системы «Электронный бюджет» необходимо:
- перевести в электронный вид все носители финансовой информации;
- организовать условия для ведения бухгалтерского учета в электронном виде для всех участников бюджетного процесса с использованием портальных решений, единых реестров и классификаторов;
- увязать информацию о финансовых ресурсах и целях на всех этапах бюджетного процесса — от составления бюджета до предоставления отчета в парламент.
Функционально структура системы «Электронный бюджет» охватывает все предметные области управления финансами и включает в себя 12 подсистем: ведения реестров, бюджетного планирования, управления доходами, управления долгом и финансовыми активами, управления денежными средствами, управления расходами, управления закупками, управления нефинансовыми активами, управления кадровыми ресурсами, учета и отчетности, финансового контроля, информационно-аналитического обеспечения, а также единый портал бюджетной системы Российской Федерации. Они будут использоваться в федеральных органах исполнительной власти, федеральных государственных учреждениях и предоставляться как сервис субъектам РФ и муниципальным образованиям, а также их учреждениям.
В целях обеспечения достоверности информации, оперативности и прозрачности деятельности публично-правовых образований предусматривается информационное взаимодействие системы «Электронный бюджет» с внешними информационными системами. Это позволит сформировать интегрированную информационную среду в сфере управления общественными финансами.
При создании и развитии системы «Электронный бюджет» предлагается ориентироваться на максимальное использование результатов информатизации, достигнутых органами государственной власти и местного самоуправления, а также исключить дублирование прикладных и инфраструктурных решений, реализованных в рамках введенных в промышленную эксплуатацию систем и элементов электронного правительства.
Концепция создания и развития системы «Электронный бюджет» предусматривает пятилетний срок реализации. Правительственной комиссией по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления на сегодняшний день одобрены общий план работ до 2015 года и детализированный план первого этапа
На втором этапе в 2013 году подсистемы первой очереди будут переданы в промышленную эксплуатацию в пилотные органы государственной власти РФ и ряд субъектов РФ. По отдельному графику будет проходить внедрение системы «Электронный бюджет» в федеральных органах исполнительной власти. С 2014 года планируется передача в промышленную эксплуатацию подсистем бюджетного планирования, управления расходами и денежными средствами, а с 2015 года — подсистем управления доходами, долгом, финансовыми активами и финансового контроля.
По итогам внедрения системы «Электронный бюджет» Министерство финансов РФ надеется достичь следующих результатов:
- выйти на интегральный показатель прозрачности информации о государственных финансах (Open Budget Index), составляющий не менее 70 баллов;
- довести долю юридически значимого документооборота в общем объеме документооборота в финансово-хозяйственной деятельности федеральных организаций сектора государственного управления не менее чем до 70 %;
- сократить время обработки финансовой и управленческой документации федеральных организаций сектора госуправления на 30 %;
- сократить сроки формирования всех видов финансовой и управленческой отчетности федеральных организаций сектора госуправления в 1,5 раза;
- довести долю информации, размещаемой на едином портале бюджетной системы РФ (www.budget.gov.ru) в режиме реального времени, до 100 %;
- обеспечить возможность доступа к работе в системе «Электронный бюджет» всем субъектам РФ и не менее 50 % муниципальных образований.
Всем субъектам РФ и муниципальным образованиям рекомендовано при разработке информационных систем управления государственными или муниципальными финансами руководствоваться положениями указанной концепции. Четыре субъекта РФ определены в качестве пилотных. Это республики Татарстан и Чувашия, Пермский край и город Москва. Работа с ними уже началась. Более тесное взаимодействие с другими регионами начнется к концу 2012 года, когда будут внедрены в промышленную эксплуатацию первые пять подсистем.