Инновация года: межведомственное электронное взаимодействие

Директор Департамента информационных технологий и связи Правительства РФ А. Ю. Попов поясняет: «По сути это означает изменение режима работы всей государственной машины в части оказания госуслуг. Работу ведомств ждет серьезная перестройка. Они станут работать больше между собой, чем с гражданами» (журнал «Бюджет», № 8).
Дискуссия года: федеральная контрактная система
С конца 2010 года активно обсуждается возможность разработки нового закона о госзакупках: нецелевые траты в данной сфере официально оцениваются в 1 трлн руб. в год. Уже в марте 2011 года была обнародована концепция нового Закона «О федеральной контрактной системе» (ФКС), разработанная Высшей школой экономики и Минэкономразвития России. Заявленная разработчиками цель — реализация единого цикла формирования, размещения государственного заказа и исполнения государственных контрактов, который позволил бы обеспечить эффективное использование ресурсов и снижение коррупции. Проект стал предметом дискуссии между Минэкономразвития, с одной стороны, и ФАС и Минфином — с другой. Последние настаивали на том, что можно ограничиться правками действующего закона о госзакупках. Некоторые предложения по ФКС вызвали особенно острую критику, в частности это касается механизма «конкурентных переговоров».
В апреле было принято компромиссное решение внести в закон о госзакупках поправки, в основу которых легла концепция закона о ФКС. В течение года закон правили несколько раз. Впрочем, Минэкономразвития продолжило работу над концепцией ФКС и в ноябре внесло в правительство законопроект «О федеральной контрактной системе», так и не согласованный с ФАС и Минфином. Будущее данного законопроекта пока под вопросом.
Ожидание года: новый закон об ОМС

По словам председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования А. В. Юрина (журнал «Бюджет, № 2), «экономическая основа выбора медицинского учреждения заложена в закон через введение одноканального финансирования с оплатой по полному тарифу: все средства поступают в систему ОМС, которая передает их на оплату лечения больного в медицинское учреждение». Для перехода к оплате по полному тарифу предусмотрено два переходных года —
Кстати, гражданин, застрахованный в одном субъекте РФ, нередко не может получить медицинскую помощь в другом: медучреждение, в которое он обращается, как правило, не уверено, что получит оплату за оказанные услуги. Новый закон предусматривает прямо: услуги, оказанные жителю другого региона, должны быть оплачены в течение 25 дней. Эта норма призвана снять широко обсуждаемую проблему отказов.
Вызов года: межбюджетные отношения

Одновременно с упомянутым изменением были внесены поправки в Бюджетный кодекс, предусматривающие право субъектов РФ на установление единых нормативов отчислений по типам муниципальных образований. Минфин также предложил снизить установленные Бюджетным кодексом нормативы отчислений от НДФЛ для бюджетов муниципальных районов с 20 до 10 %, а для городских округов — с 30 до 20 %, увеличив при этом с 10 до 20 % размер отчислений от общего поступления доходов от уплаты НДФЛ, который регионы обязаны передавать на места по единым или дифференцированным нормативам. «Изменения касаются бюджетов районов и городских округов, так как содержание учреждений здравоохранения являлось расходным обязательством именно этого уровня бюджетной системы», — подчеркнул в интервью журналу «Бюджет» замминистра финансов РФ А. Г. Силуанов (журнал «Бюджет», № 7). Впрочем, в период подготовки проектов региональных бюджетов эти поправки приняты не были, что осложнило субъектам задачу перераспределения средств.
Загадка года: децентрализация

На фоне этих обсуждений примечательно, что в 2011 году, несмотря на заявление главы государства и на соответствующие попытки Минфина, не удалось решить важную для муниципалитетов проблему федеральных льгот по региональным и местным налогам: доводы естественных монополий оказались сильнее.
Проект года: «Большая Москва»

Профессор Московского архитектурного института, заведующий кафедрой управления территориальным развитием РАНХиГС В. Л. Глазычев полагает, что упор необходимо сделать на развитии новой инфраструктуры логистики. «Существующую радиально-кольцевую схему невозможно растягивать в бесконечность, как невозможно растягивать линию нынешнего метрополитена. Нужны дороги, которые выведут транзит, в первую очередь товарного потока, за пределы Москвы и Московской области», — отмечает он (журнал «Бюджет», № 9).
В любом случае дальнейшего развития этой темы, также как и всех затронутых выше, следует ожидать уже в 2012 году.