Инновация года: межведомственное электронное взаимодействие
1 октября вступили в силу важнейшие положения Федерального закона №Директор Департамента информационных технологий и связи Правительства РФ А. Ю. Попов поясняет: «По сути это означает изменение режима работы всей государственной машины в части оказания госуслуг. Работу ведомств ждет серьезная перестройка. Они станут работать больше между собой, чем с гражданами» (журнал «Бюджет», № 8).
Дискуссия года: федеральная контрактная система
С конца 2010 года активно обсуждается возможность разработки нового закона о госзакупках: нецелевые траты в данной сфере официально оцениваются в 1 трлн руб. в год. Уже в марте 2011 года была обнародована концепция нового Закона «О федеральной контрактной системе» (ФКС), разработанная Высшей школой экономики и Минэкономразвития России. Заявленная разработчиками цель — реализация единого цикла формирования, размещения государственного заказа и исполнения государственных контрактов, который позволил бы обеспечить эффективное использование ресурсов и снижение коррупции. Проект стал предметом дискуссии между Минэкономразвития, с одной стороны, и ФАС и Минфином — с другой. Последние настаивали на том, что можно ограничиться правками действующего закона о госзакупках. Некоторые предложения по ФКС вызвали особенно острую критику, в частности это касается механизма «конкурентных переговоров».
В апреле было принято компромиссное решение внести в закон о госзакупках поправки, в основу которых легла концепция закона о ФКС. В течение года закон правили несколько раз. Впрочем, Минэкономразвития продолжило работу над концепцией ФКС и в ноябре внесло в правительство законопроект «О федеральной контрактной системе», так и не согласованный с ФАС и Минфином. Будущее данного законопроекта пока под вопросом.
Ожидание года: новый закон об ОМС
1 января 2011 года вступил в силу долгожданный Закон «Об обязательном медицинском страховании». Совершенствование финансовых механизмов, предусмотренных для его реализации, стало одной из ключевых тем уходящего года.По словам председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования А. В. Юрина (журнал «Бюджет, № 2), «экономическая основа выбора медицинского учреждения заложена в закон через введение одноканального финансирования с оплатой по полному тарифу: все средства поступают в систему ОМС, которая передает их на оплату лечения больного в медицинское учреждение». Для перехода к оплате по полному тарифу предусмотрено два переходных года —
Кстати, гражданин, застрахованный в одном субъекте РФ, нередко не может получить медицинскую помощь в другом: медучреждение, в которое он обращается, как правило, не уверено, что получит оплату за оказанные услуги. Новый закон предусматривает прямо: услуги, оказанные жителю другого региона, должны быть оплачены в течение 25 дней. Эта норма призвана снять широко обсуждаемую проблему отказов.
Вызов года: межбюджетные отношения
На этом список важных событий в здравоохранении не заканчивается. С 1 января 2012 года все полномочия по организации медицинской помощи переходят от муниципалитетов к регионам. Прежний вариант разделения полномочий, при котором первичная медицинская помощь находилась в ведении муниципалитета, а вся остальная — в ведении субъекта РФ, был признан неэффективным. Это решение наряду с изменениями в финансировании полиции и формированием дорожных фондов поставило регионы перед необходимостью менять подходы к формированию бюджетов на очередной финансовый год, включая и взаимоотношения с местными бюджетами.Одновременно с упомянутым изменением были внесены поправки в Бюджетный кодекс, предусматривающие право субъектов РФ на установление единых нормативов отчислений по типам муниципальных образований. Минфин также предложил снизить установленные Бюджетным кодексом нормативы отчислений от НДФЛ для бюджетов муниципальных районов с 20 до 10 %, а для городских округов — с 30 до 20 %, увеличив при этом с 10 до 20 % размер отчислений от общего поступления доходов от уплаты НДФЛ, который регионы обязаны передавать на места по единым или дифференцированным нормативам. «Изменения касаются бюджетов районов и городских округов, так как содержание учреждений здравоохранения являлось расходным обязательством именно этого уровня бюджетной системы», — подчеркнул в интервью журналу «Бюджет» замминистра финансов РФ А. Г. Силуанов (журнал «Бюджет», № 7). Впрочем, в период подготовки проектов региональных бюджетов эти поправки приняты не были, что осложнило субъектам задачу перераспределения средств.
Загадка года: децентрализация
В середине июня на Петербургском экономическом форуме Президент России Д. А. Медведев выступил с инициативой о перераспределении полномочий между уровнями власти, причем прежде всего в пользу регионов и местного самоуправления, «включая вопросы соответствующей корректировки национальной налоговой системы и принципов межбюджетных отношений». До конца года контуры возможной новой системы разграничения полномочий так и не прояснились (на момент подписания номера предложения соответствующих правительственных комиссий еще не озвучены). В профессиональном сообществе обсуждались самые разные идеи. Например, речь шла об увеличении доли НДФЛ, поступающей в местные бюджеты, а также о перераспределении в пользу регионов и муниципалитетов части налога на прибыль организаций, поступающей в федеральный бюджет. «Необходимо решить вопрос о закреплении за местными бюджетами в Бюджетном кодексе отчислений от налоговых доходов, на развитие налогооблагаемой базы которых органы местного самоуправления могут влиять», — отмечает председатель Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления В. С. Тимченко (журнал «Бюджет, № 9).На фоне этих обсуждений примечательно, что в 2011 году, несмотря на заявление главы государства и на соответствующие попытки Минфина, не удалось решить важную для муниципалитетов проблему федеральных льгот по региональным и местным налогам: доводы естественных монополий оказались сильнее.
Проект года: «Большая Москва»
Не будет большим преувеличением сказать, что решение об увеличении площади Москвы почти в два с половиной раза, которое было принято в конце июня на совместном совещании руководства столицы и области, всколыхнуло общественность. Как именно будут осваиваться присоединяемые к Москве 144 тыс. га (впоследствии речь пошла уже о 160 тыс.)? Хватит ли ресурсов, чтобы обеспечить эти территории инфраструктурой? На какой положительный эффект от проекта можно будет рассчитывать? Вот вопросы, на которые пока нет четких ответов.Профессор Московского архитектурного института, заведующий кафедрой управления территориальным развитием РАНХиГС В. Л. Глазычев полагает, что упор необходимо сделать на развитии новой инфраструктуры логистики. «Существующую радиально-кольцевую схему невозможно растягивать в бесконечность, как невозможно растягивать линию нынешнего метрополитена. Нужны дороги, которые выведут транзит, в первую очередь товарного потока, за пределы Москвы и Московской области», — отмечает он (журнал «Бюджет», № 9).
В любом случае дальнейшего развития этой темы, также как и всех затронутых выше, следует ожидать уже в 2012 году.