— Игорь Юрьевич, подходит к завершению 2011 год. Как вы считаете, чем он знаменателен для Республики Бурятия?
— 2011 год в нашей республике прошел под знаком празднования
— Расскажите о особенностях бюджетной и налоговой политики, проводимой в регионе в уходящем году?
— В уходящем году основными направлениями бюджетной и налоговой политики в Республике Бурятия были сохранение и развитие доходного потенциала, государственная поддержка реального сектора экономики, повышение эффективности бюджетных расходов и предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета республики, совершенствование межбюджетных отношений. Перспективы укрепления доходной базы бюджета связаны с развитием производства транспортных средств и оборудования, а также с реализацией крупных инвестиционных проектов в минерально-сырьевом комплексе (разработка и освоение новых месторождений), туристическом комплексе (создание особой экономической зоны туристко-рекреационного типа «Байкальская гавань», региональных зон экономического благоприятствования), агропромышленном (создание агропромышленных холдингов) и лесопромышленном комплексах (реализация проектов по глубокой переработке древесины).
В рамках реализации взятого страной курса на модернизацию перед экономикой республики стоит несколько важных задач: обуздание роста инфляции, сохранение набранных темпов инвестиционного роста, перевод реального сектора региональной экономики на инновационный путь развития посредством активизации привлечения частных инвестиций и развития конкуренции, сокращение присутствия государства в экономике, в том числе за счет приватизации государственного имущества. Поскольку Бурятия является аграрным регионом, то, безусловно, важным фактором развития экономики станет реализация крупных инвестиционных проектов в сельском хозяйстве для обеспечения потребительского рынка республики продукцией собственного производства. Важным нововведением станет появление в бюджете дорожного фонда, призванного обеспечить финансирование дорожной деятельности. С целью создания условий для развития предпринимательства в инновационной сфере в среднесрочном периоде планируется завершить работы по созданию республиканского технопарка, а также инновационного комплекса.
Кроме того, в 2011 году перед исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления встала задача организовать деятельность бюджетных, автономных и казенных учреждений по повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг, созданию стимулов и мотивации к эффективному использованию финансовых ресурсов и государственного имущества. Для решения поставленной задачи в
Регулирование межбюджетных отношений в Республике Бурятия осуществлялось с учетом практики стимулирования органов местного самоуправления к повышению эффективности их деятельности. В качестве примера можно привести механизм предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности путем пропорционального выравнивания бюджетной обеспеченности по отношению к бюджетам муниципалитетов с максимальным уровнем бюджетной обеспеченности. Это стимулирует муниципальные власти к экономическому развитию своих территорий и, следовательно, к росту доходов местных бюджетов.
— Как проходило исполнение бюджета республики в этом году?
— Оценивая итоги 2011 года, хочу отметить, что запланированные показатели республиканского бюджета в целом достигнуты. Для безусловного обеспечения принятых бюджетных обязательств в республике используется механизм приоритетности расходов с учетом реальных возможностей бюджета. Это означает, что доходы бюджета в первую очередь направляются на обеспечение своевременной выплаты заработной платы, стипендий, оказание социальной поддержки гражданам.
В ходе формирования и исполнения республиканского бюджета особое внимание было уделено повышению заработной платы работников бюджетной сферы. В соответствии с рекомендациями Минфина России и в целях повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг в 2011 году в республике обеспечено повышение заработной платы:
- с 1 июня работникам республиканских государственных учреждений (кроме педагогических работников государственных общеобразовательных учреждений, непосредственно осуществляющих учебный процесс) на 6,5 процента;
- с 1 сентября педагогическим работникам государственных общеобразовательных учреждений, непосредственно осуществляющих учебный процесс. Повышение осуществлялось с условием доведения среднемесячной заработной платы учителей до уровня средней заработной платы по экономике за I квартал 2011 года.
Безусловное выполнение социальных обязательств, создание стимулов для привлечения инвестиций в экономику, поддержка существующих производств и развитие предпринимательства требуют укрепления доходной базы бюджета. В целом эта задача в 2011 году была выполнена. Рост доходов республиканского бюджета в 2011 году к уровню 2010 года составит более 15 процентов. Исполнение бюджета по доходам в 2011 году характеризуется увеличением объема поступлений по всем основным видам налоговых доходов — налогу на прибыль, НДФЛ, акцизам, налогу на имущество, налогу на добычу полезных ископаемых. Наиболее значительный рост наблюдается по налогу на прибыль, что обусловлено улучшением результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, ростом платежей от крупнейших плательщиков. Увеличение объема собственных доходов позволило в уходящем году в два раза уменьшить объем государственных внутренних заимствований, предусмотренный для финансирования дефицита республиканского бюджета 2011 года. Таким образом, по нашим прогнозам, показатель долговой нагрузки бюджета на начало 2012 года будет существенно ниже предельного значения, установленного Бюджетным кодексом. В 2011 году проводилась работа по снижению уровня процентных ставок и увеличению сроков государственных внутренних заимствований Республики Бурятия. В целом обслуживание долговых обязательств республики осуществляется в установленные сроки и в полном объеме.
— Расскажите о бюджете 2012 года.
— Проект республиканского бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов разрабатывался с учетом изменений налогового и бюджетного законодательства, проводимых на федеральном уровне, и основных направлений бюджетной и налоговой политики Республики Бурятия на
Проводимая в республике работа по обеспечению благоприятного развития экономики, привлечению инвестиций дает положительные результаты и, как следствие, отражается на росте налоговых и неналоговых доходов бюджета. В целом в республике сформирована система налоговых преференций для инвесторов, малого и среднего бизнеса, реального сектора экономики. Действующие налоговые льготы носят стимулирующий характер; эффект от их предоставления способствует привлечению инвестиций, развитию субъектами бизнеса производственной деятельности, росту налоговых доходов. Позитивную тенденцию увеличения доходов планируется сохранить и в среднесрочной перспективе, вследствие чего в составе налоговых и неналоговых доходов будет обеспечен рост налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, акцизов, налога на имущество организаций. Также необходимо отметить, что при разработке доходной части республиканского бюджета были учтены изменения федерального законодательства, вступающие в силу в 2012 году. А именно увеличение размера налоговых вычетов на детей, снижение страховых взносов, введение дополнительной индексации акцизных ставок на алкогольную продукцию и передача доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию, поступающих в бюджеты субъектов через УФК по Смоленской области, в федеральный бюджет в связи с переводом содержания полиции на финансирование из федерального бюджета.
Что касается расходов республиканского бюджета, то они будут направлены на решение следующих основных задач:
- выполнение принятых социальных обязательств перед гражданами Республики Бурятия;
- обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета, его устойчивости;
- осуществление государственной поддержки реального сектора экономики;
- дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений в рамках изменения действующего законодательства;
- развитие системы планирования и учета государственных услуг, финансовое обеспечение которых в проекте бюджета учтено в соответствии с объемами доведенного госзадания и программой энергоэффективности.
Бюджет на 2012 год, как и в предыдущие годы, носит социальный характер. В проекте бюджета учтена дополнительная потребность на повышение фондов оплаты труда работникам бюджетной сферы в связи с индексацией фондов оплаты труда в 2011 году. Предусмотрены в бюджете субвенции местным бюджетам на финансовое обеспечение муниципальных общеобразовательных учреждений. Увеличен фонд оплаты труда основного персонала учреждений отрасли культуры и воспитателей детских дошкольных учреждений в связи с доведением заработной платы в среднем до 70 процентов от средней по экономике. Проиндексированы расходы по материальным затратам в части питания и медикаментов на 6 процентов. По остальным материальным затратам расходы учтены на уровне объемов республиканского бюджета на 2011 год. Хочу отметить, что проект республиканского бюджета на предстоящий год и на плановый период 2013 и 2014 годов стал итогом конструктивной совместной работы всех участников бюджетного процесса.