Начиная с 2009 года Пермский край реализовывает провозглашенную на федеральном уровне политику в области межбюджетных отношений, основанную на принципах стимулирования муниципалитетов. С этой целью за бюджетами муниципальных районов, городских округов края были закреплены единые нормативы отчислений от налогов, поступающих в краевой бюджет. Так, по налогу на доходы физических лиц край дополнительно предусмотрел 5 % сверх того норматива, который в обязательном порядке должен поступать в местные бюджеты согласно Бюджетному кодексу. Кроме того, в муниципалитеты полностью передан транспортный налог, а также часть налога на имущество организаций (70 % от суммы налога, поступающего в бюджет края).
Указанные изменения межбюджетных отношений в Пермском крае не просто позволили увеличить доходы местных бюджетов, но и послужили стимулом к наращиванию налоговой базы, дали возможность органам местного самоуправления самостоятельно планировать собственные доходы на длительный период. Возможность работы с недоимкой, в том числе в рамках административного ресурса, также аргумент в пользу передачи на уровень муниципалитетов отдельных налогов.
Бюджетная самодостаточность
Передача налогов способствовала снижению уровня дотационности муниципальных районов (городских округов) Пермского края. В сравнении с 2008 годом доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) в собственных доходах местных бюджетов сократилась у 219 из 358 муниципальных образований. Кроме того, если в 2008 году в Пермском крае из 48 существующих муниципальных районов (городских округов) 27 были высокодотационными, с которыми министерство финансов Пермского края заключало соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств, то в 2011 году количество таких территорий сократилось до 23. В снижении дотационности в большей степени заинтересованы сами муниципальные образования, поскольку действующие положения Бюджетного кодекса предусматривают наложение ограничений на муниципалитеты в зависимости от их уровня дотационности. Чем меньше бюджет муниципального образования зависим от финансовой помощи регионального бюджета, тем больше у него самостоятельности в выборе финансовых решений.
Вопросы увеличения бюджетной самодостаточности актуальны не только во взаимоотношениях по линии «краевой бюджет — бюджеты муниципальных районов (городских округов)», но и во взаимоотношениях между бюджетами муниципальных районов и поселений. В 2011 году 16 муниципальных районов Пермского края приняли решение о передаче части налогов в бюджеты поселений: транспортного налога, налога на имущество организаций, налога на доходы физических лиц. Закрепление единых нормативов отчислений осуществляется для выравнивания бюджетной обеспеченности поселений наряду с формированием районных фондов финансовой поддержки поселений. Вместе с тем для ряда территорий края закрепление единых нормативов отчислений за бюджетами поселений является малоэффективной мерой с точки зрения выравнивания бюджетной обеспеченности, поскольку неравномерное распределение базы налогообложения увеличивает дифференциацию поселений по уровню доходов.
В целях повышения заинтересованности муниципальных районов (городских округов) в увеличении поступлений по НДФЛ в методику распределения средств регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) введена стимулирующая составляющая. Она позволяет при расчете налогового потенциала по указанному налогу для тех муниципалитетов, у которых налогооблагаемая база в сравнении с прошлым годом выросла выше среднекраевого уровня, устанавливать дополнительный объем дотаций.
Расходы увеличились — доходы уменьшились
Определяющими при формировании межбюджетной политики Пермского края на
В этой ситуации нами сделан вынужденный шаг назад в обеспечении самодостаточности муниципальных образований: перераспределение расходов по здравоохранению и полиции между уровнями бюджетов обеспечено за счет отказа от закрепления за бюджетами муниципальных районов (городских округов) 70 % налога на имущество организаций и 5 % НДФЛ. Кроме того, в целях обеспечения вертикальной сбалансированности бюджетов края уменьшен и размер регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) с 14 % от объема доходов краевого бюджета до 11,5 %.
Подводя итог, хотелось бы отметить: несмотря на то что внесенные федеральным законодательством изменения не позволили сохранить действующую схему межбюджетных отношений при формировании бюджета на
Как передать неналоговые доходы в местный бюджет
В рамках данной статьи хотелось бы затронуть еще одну проблему, с которой край столкнулся в результате перераспределения расходных полномочий между бюджетами разных уровней и последующим за ним перераспределением доходных источников. В Пермском крае в целях обеспечения безопасности дорожного движения реализуются краевые и муниципальные долгосрочные программы, в которых одним из направлений является установление технических средств слежения за состоянием дорог и дорожным движением. Данные технические средства позволяют не только следить за качеством дорог, предупреждать водителей о состоянии дорожного покрытия, но и фиксировать нарушения правил дорожного движения, допускаемые водителями. На основании этих данных органы полиции выставляют нарушителям штрафы. Содержание указанных технических средств финансируется за счет средств местных бюджетов, а штрафы поступают в бюджет субъекта РФ.
Поскольку в соответствии с бюджетной классификацией РФ штрафы относятся к неналоговым доходам, передача их в бюджеты муниципалитетов без нарушения действующего законодательства невозможна. На наш взгляд, было бы экономически справедливо внести изменения в Бюджетный кодекс в части закрепления за региональным законодателем права передачи данного доходного источника в бюджеты муниципальных образований. Поступления от штрафов за нарушение правил дорожного движения позволили бы сбалансировать местные бюджеты, так как расходы на содержание технических средств слежения сопоставимы с суммами поступлений от штрафов за нарушение дорожного движения. Такие предложения Пермский край готов внести на рассмотрение Государственной думы.