Версия для печати 5762 Материалы по теме
Межбюджетные отношения:  два шага вперед или шаг назад?

Антипина Ольга Владимировна
Действующее бюджетное законодательство РФ дает возможность использовать различные инструменты межбюджетного регулирования: либо выравнивать бюджетную обеспеченность муниципальных образований, предоставляя им финансовую помощь из вышестоящего бюджета, либо в рамках системы межбюджетного регулирования стимулировать местные бюджеты к росту собственных доходов путем закрепления за ними дополнительных налоговых доходов. Выбор оптимального сочетания имеющихся механизмов — одна из важнейших задач, стоящих перед органами власти регионов. Ольга Владимировна АНТИПИНА, министр финансов Пермского края

Начиная с 2009 года Пермский край реализовывает провозглашенную на федеральном уровне политику в области межбюджетных отношений, основанную на принципах стимулирования муниципалитетов. С этой целью за бюджетами муниципальных районов, городских округов края были закреплены единые нормативы отчислений от налогов, поступающих в краевой бюджет. Так, по налогу на доходы физических лиц край дополнительно предусмотрел 5 % сверх того норматива, который в обязательном порядке должен поступать в местные бюджеты согласно Бюджетному кодексу. Кроме того, в муниципалитеты полностью передан транспортный налог, а также часть налога на имущество организаций (70 % от суммы налога, поступающего в бюджет края).

Указанные изменения межбюджетных отношений в Пермском крае не просто позволили увеличить доходы местных бюджетов, но и послужили стимулом к наращиванию налоговой базы, дали возможность органам местного самоуправления самостоятельно планировать собственные доходы на длительный период. Возможность работы с недоимкой, в том числе в рамках административного ресурса, также аргумент в пользу передачи на уровень муниципалитетов отдельных налогов.

Бюджетная самодостаточность

Передача налогов способствовала снижению уровня дотационности муниципальных районов (городских округов) Пермского края. В сравнении с 2008 годом доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) в собственных доходах местных бюджетов сократилась у 219 из 358 муниципальных образований. Кроме того, если в 2008 году в Пермском крае из 48 существующих муниципальных районов (городских округов) 27 были высокодотационными, с которыми министерство финансов Пермского края заключало соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств, то в 2011 году количество таких территорий сократилось до 23. В снижении дотационности в большей степени заинтересованы сами муниципальные образования, поскольку действующие положения Бюджетного кодекса предусматривают наложение ограничений на муниципалитеты в зависимости от их уровня дотационности. Чем меньше бюджет муниципального образования зависим от финансовой помощи регионального бюджета, тем больше у него самостоятельности в выборе финансовых решений.

Вопросы увеличения бюджетной самодостаточности актуальны не только во взаимоотношениях по линии «краевой бюджет — бюджеты муниципальных районов (городских округов)», но и во взаимоотношениях между бюджетами муниципальных районов и поселений. В 2011 году 16 муниципальных районов Пермского края приняли решение о передаче части налогов в бюджеты поселений: транспортного налога, налога на имущество организаций, налога на доходы физических лиц. Закрепление единых нормативов отчислений осуществляется для выравнивания бюджетной обеспеченности поселений наряду с формированием районных фондов финансовой поддержки поселений. Вместе с тем для ряда территорий края закрепление единых нормативов отчислений за бюджетами поселений является малоэффективной мерой с точки зрения выравнивания бюджетной обеспеченности, поскольку неравномерное распределение базы налогообложения увеличивает дифференциацию поселений по уровню доходов.

В целях повышения заинтересованности муниципальных районов (городских округов) в увеличении поступлений по НДФЛ в методику распределения средств регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) введена стимулирующая составляющая. Она позволяет при расчете налогового потенциала по указанному налогу для тех муниципалитетов, у которых налого­облагаемая база в сравнении с прошлым годом выросла выше среднекраевого уровня, устанавливать дополнительный объем дотаций.

Расходы увеличились — доходы уменьшились

Определяющими при формировании межбюджетной политики Пермского края на 2012–2014 годы стали внесенные в законодательство РФ изменения, перераспределяющие расходные полномочия между бюджетами разных уровней. На наш взгляд, при принятии данных решений федеральные органы власти недооценили ситуацию в субъектах РФ с распределением расходных и доходных полномочий между региональными и муниципальными уровнями власти. Так, при передаче в соответствии с федеральным законодательством полномочий по здравоохранению с муниципального уровня на региональный, а полиции — на федеральный взамен на уровень субъектов РФ «пришли» ранее обеспечиваемые за счет федерального бюджета полномочия по содержанию федеральных учреждений среднего профессионального образования, реализации мероприятий по содействию занятости населения, выплате единовременных пособий при передаче ребенка на воспитание в семью. При этом мы как субъект РФ лишились достаточно важного для нас доходного источника — 60 % доходов от акцизов на алкогольную продукцию, зачисляемых в региональные бюджеты через уполномоченный орган по так называемой смоленской схеме. В результате в собственно краевом бюджете произошло увеличение расходов на 7 млрд руб. и уменьшение доходов на сумму более 1 млрд руб. Это не считая необходимости увеличения опять же в соответствии с федеральным законодательством расходов на дорожную деятельность в связи с созданием дорожных фондов.

В этой ситуации нами сделан вынужденный шаг назад в обеспечении самодостаточности муниципальных образований: перераспределение расходов по здравоохранению и полиции между уровнями бюджетов обеспечено за счет отказа от закрепления за бюджетами муниципальных районов (городских округов) 70 % налога на имущество организаций и 5 % НДФЛ. Кроме того, в целях обеспечения вертикальной сбалансированности бюджетов края уменьшен и размер регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) с 14 % от объема доходов краевого бюджета до 11,5 %.

Подводя итог, хотелось бы отметить: несмотря на то что внесенные федеральным законодательством изменения не позволили сохранить действующую схему межбюджетных отношений при формировании бюджета на 2012–2014 годы в том состоянии, в котором она существует в настоящее время, министерство финансов Пермского края намерено и в дальнейшем продолжить работу по передаче на уровень муниципальных образований части краевых налогов.

Как передать неналоговые доходы в местный бюджет

В рамках данной статьи хотелось бы затронуть еще одну проблему, с которой край столкнулся в результате перераспределения расходных полномочий между бюджетами разных уровней и последующим за ним перераспределением доходных источников. В Пермском крае в целях обеспечения безопасности дорожного движения реализуются краевые и муниципальные долгосрочные программы, в которых одним из направлений является установление технических средств слежения за состоянием дорог и дорожным движением. Данные технические средства позволяют не только следить за качеством дорог, предупреждать водителей о состоянии дорожного покрытия, но и фиксировать нарушения правил дорожного движения, допускаемые водителями. На основании этих данных органы полиции выставляют нарушителям штрафы. Содержание указанных технических средств финансируется за счет средств местных бюджетов, а штрафы поступают в бюджет субъекта РФ.

Поскольку в соответствии с бюджетной классификацией РФ штрафы относятся к неналоговым доходам, передача их в бюджеты муниципалитетов без нарушения действующего законодательства невозможна. На наш взгляд, было бы экономически справедливо внести изменения в Бюджетный кодекс в части закрепления за региональным законодателем права передачи данного доходного источника в бюджеты муниципальных образований. Поступления от штрафов за нарушение правил дорожного движения позволили бы сбалансировать местные бюджеты, так как расходы на содержание технических средств слежения сопоставимы с суммами поступлений от штрафов за нарушение дорожного движения. Такие предложения Пермский край готов внести на рассмотрение Государственной думы.

Поделиться