Версия для печати 8644 Материалы по теме
Система КПЭ — исполнение  24 000 бюджетов как на ладони

гуральников
Сегодня казначейская система представляет собой сосредоточие огромного объема актуальной информации о состоянии общественных финансов. Но в том виде, в каком аккумулируются все данные, воспользоваться ими достаточно сложно. В связи с этим Федеральное казначейство одной из стратегических задач обозначило обеспечение доступности информации о состоянии общественных финансов. О том, как сегодня решается эта проблема, рассказывает Сергей Борисович ГУРАЛЬНИКОВ, заместитель руководителя Федерального казначейства.

— Сергей Борисович, согласитесь, что обеспечить прозрачность и доступность информации о состоянии общественных финансов на сегодняшний день без максимальной автоматизации процессов, применения самых передовых технологий практически невозможно.

— Абсолютно согласен. Поэтому, чтобы решить столь актуальную задачу, Федеральное казначейство берет на вооружение самые современные технологии и разработки. К таковым следует отнести аналитическую систему ключевых показателей эффективности исполнения бюджетов (далее — система КПЭ), запущенную в эксплуатацию в 2010 году.

— Какая роль отведена данной системе?

— Главной целью системы является повышение оперативности и эффективности принятия управленческих решений как для федерального бюджета, так и для региональных и местных бюджетов. Как это осуществляется на практике?

На основании данных, зарегистрированных в информационных системах Федерального казначейства и его территориальных органов, ежедневно формируются и собираются контрольные показатели, необходимые для оценки исполнения бюджетов по каждому бюджету бюджетной системы РФ. Причем основные показатели формируются на основании данных бюджетного учета. Таким образом, на сегодняшний день оперативные данные по исполнению более чем 24 тысяч бюджетов всех уровней поступают в центральный аппарат Федерального казначейства. Собранная оперативная информация с детализацией до бюджета отдельного поселения стала доступной для аналитической обработки пользователями системы КПЭ, что раньше было невозможно.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о возможностях системы КПЭ.

— Поскольку система КПЭ предназначена для осуществления оперативного мониторинга исполнения бюджетов всех уровней и принятия необходимых управленческих решений, нам было важно разработать максимально удобную для пользователя подсистему доступа к собранным данным. Для этого была создана многопользовательская подсистема визуализации данных. То есть в системе КПЭ реализована возможность просмотра данных в виде диаграмм (круговых, столбиковых), линейных графиков, карт, построения преднастроенных отчетов, а также предусмотрена возможность формировать и анализировать контрольные показатели исполнения бюджетов.

Кроме того, мы предусмотрели ряд аналитических функций для удобства пользователей, позволяющих быстро проводить сравнение данных между разными периодами, рассчитывать темпы роста, нормировать и ранжировать объекты. Для обеспечения автоматизированного мониторинга состояния показателей исполнения бюджетов был реализован сервис создания предупредительных сигналов (оповещений).

Сработавшие сигналы обращают внимание на конкретные критические ситуации в ходе исполнения бюджетов для последующего анализа ситуаций и принятия решений. Все наиболее интересные и постоянно контролируемые показатели и отчеты могут быть сохранены на персональном рабочем столе, где на одном экране можно быстро получить представление о текущем состоянии исполнения бюджетов.

Подводя итог, можно сказать, что на сегодняшний момент система КПЭ позволяет делать оперативный анализ исполнения федерального, региональных и местных бюджетов с возможностью простого построения дополнительных индикаторов и графических отчетов. А именно:

  • проводить оперативный анализ исполнения федерального бюджета в разрезе ГРБС/ГАДБ/ГАИФ, федеральных целевых программ;
  • проводить оперативный сравнительный анализ бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований на основе сопоставимых данных;
  • проводить анализ исторических данных, работать с данными официальной отчетности;
  • создавать предупредительные сигналы для оперативного информирования о критических ситуациях в ходе исполнения бюджетов;
  • настраивать рабочий стол под каждого пользователя с выбранными показателями и сигналами.

К примеру, с помощью системы КПЭ можно осуществлять ежедневный мониторинг состояния дефицитных бюджетов на территории субъектов, доведения бюджетных данных федеральных министерств до подведомственных получателей бюджетных средств, кассовых расходов бюджетов.

— Кто на сегодняшний день является пользователем системы КПЭ? И каковы дальнейшие перспективы в популяризации этой системы?

— Надо сказать, что в процессе продвижения системы КПЭ знаковым мероприятием стало заседание правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, состоявшееся 28 декабря 2010 года. На нем руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин выступил с докладом «Об информационной системе мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». На заседании было принято решение об использовании системы и подключении к ней заинтересованных департаментов Аппарата Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

В настоящий момент доступ к системе КПЭ предоставлен Министерству финансов, Счетной палате, ряду других федеральных ведомств, 49 финансовым органам субъектов РФ, аппаратам полномочных представителей Президента РФ в Приволжском, Сибирском и Центральном федеральных округах. В общей сложности сегодня доступ предоставлен около 900 пользователям.

В дальнейшем доступ планируется предоставить Государственной думе, Совету Федерации, органам государственного финансового контроля, региональным органам исполнительной власти. Кроме того, мы считаем, что накопленные данные и статистика будут полезны как для использования в качестве модельных обучающих ситуаций и примеров, так и для решения конкретных управленческих задач в образовательных программах вузов и научно-исследовательских центров.

— В самом начале нашего разговора вы сказали, что работы по развитию системы КПЭ ведутся до сих пор...

— Действительно, работа над расширением функциональных возможностей системы КПЭ ведется постоянно. Сейчас мы реализуем сбор информации и формирование оперативного отчета об операциях бюджетов по использованию субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. Прорабатываем вопросы интеграции бюджетных данных с данными по государственным закупкам, федеральным целевым программам (ФЦП) и федеральной адресной инвестиционной программе (ФАИП).

Кроме того, в наши планы по развитию системы КПЭ также входит сбор оперативной информации по исполнению федерального бюджета в разрезе получателей бюджетных средств; разработка средств комплексного анализа исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в разрезе государственных программ, построение оперативных рейтингов субъектов РФ и муниципальных образований на основе интегральных индексов и создание подсистем оперативного мониторинга субъектов РФ по показателям эффективности в разрезе видов доходов и направлений расходов.

Для обеспечения оперативного доступа руководителей к информации об исполнении бюджетов мы используем мобильные и интернет-технологии. Система динамично развивается, и в текущих планах стоит разработка мобильной версии аналитического приложения на iPad с широким набором показателей (в том числе по исполнению региональных и местных бюджетов), графических и аналитических отчетов. В следующем году мы планируем предоставить доступ к витрине данных системы КПЭ с широкими функциональными возможностями и преднастроенными аналитическими отчетами через Интернет. Дальнейшее развитие системы КПЭ как элемента интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» позволит повысить прозрачность деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, государственных (муниципальных) учреждений и создаст инструмент для обеспечения эффективного контроля за управлением общественными финансами со стороны гражданского общества.

Поделиться