Заседание началось с церемонии награждения наиболее отличившихся членов сообщества по итогам 2011 года. Председатель СФР, депутат Государственной думы Н. С. Максимова поблагодарила коллег за активную работу и выразила надежду на то, что полезный обмен опытом будет продолжен. Почетные грамоты получили заместитель губернатора Алтайского края, председатель Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике В. Г. Притупов, первый заместитель губернатора Вологодской области, начальник Департамента финансов С. С. Тугарин, вице-губернатор Ленинградской области — председатель Комитета финансов Д. Н. Кирин, советник первого заместителя губернатора Вологодской области О. Л. Цепа, главный специалист сводно-аналитического отдела аппарата СФР Л. И. Прокофьева, вице-президент ОАО «СМП Банк» Н. Ю. Грачева и генеральный директор СФР В. А. Колюбина.
Об опыте разработки и реализации в субъектах РФ программ по повышению эффективности бюджетных расходов рассказала заместитель начальника отдела методологии межбюджетных отношений Департамента межбюджетных отношений Минфина России Н. М. Гвоздева. По ее словам, Министерство финансов оказало методологическую помощь регионам и практически все субъекты РФ приняли за основу структуру указанных программ, соответствующую федеральной. Сотрудник Минфина поделилась с присутствующими подробностями конкурса, призванного поощрить регионы, наиболее эффективно использующие бюджетные средства. При отборе получателей федеральных субсидий учитывается 45 различных показателей, а также динамика их изменений за
Как сообщила Н. М. Гвоздева, к настоящему времени 67 регионов приняли свои программы повышения эффективности бюджетных расходов, еще в 16 аналогичные документы находятся в стадии разработки. Всего в Министерство финансов заявки на участие в конкурсе за право получения федеральных субсидий направили 42 субъекта РФ. В 2012 году, как подчеркнула заместитель начальника отдела методологии межбюджетных отношений, распределение субсидий будет производиться на основании распоряжения Правительства России. «Мы не сторонники иждивенческих настроений в регионах», — уточнила позицию своего руководства Н. М. Гвоздева. Минфин, организуя подобный конкурс, хочет стимулировать те субъекты РФ, которые по разным причинам отстают в качестве управления общественными финансами. Цель — поощрить самых активных из числа пока не самых успешных.
2012 год будет сложным для бюджета и бюджетного процесса, сделала вывод в ходе обмена мнениями министр финансов Пермского края О. В. Антипина. В полном объеме вступит в действие Закон №
Как отметил, делясь опытом, вице-губернатор Ленинградской области Д. Н. Кирин, объем инвестиций в регион за последние пять лет вырос в 2,5 раза и составил примерно 300 млрд руб. Сегодня область уже нельзя считать инвестиционно непривлекательной. Но есть и другие проблемы, требующие решения. Так, региональный бюджет несет существенные потери (до 6 млрд руб. в год) из-за того, что многие жители области работают и платят налоги в Санкт-Петербурге. При этом «свой» субъект РФ продолжает нести расходы, связанные с их образованием, медицинским обслуживанием и другими нуждами. По заключению Д. Н. Кирина, Минфину России стоило бы обратить более пристальное внимание на данный вопрос.
Заместитель председателя правительства и глава Департамента финансов Кировской области Е. В. Ковалева проинформировала об особенностях своего региона, определяющих его социально-экономическое положение. Губернатор и региональное правительство делают ставку на развитие малого бизнеса, предоставляя предпринимателям налоговые льготы. Похожая практика имеет место и в отношении предприятий АПК, хотя здесь власти отдают себе отчет в том, что это скорее мера социальной поддержки, и не ждут от сельхозпроизводителей высокой эффективности... Кроме того, руководство области активно привлекает кредитные ресурсы, для чего был принят закон о региональном залоговом фонде, и надеется на государственно-частное партнерство. Была затронута и еще одна, далеко не новая проблема — федеральные деньги часто приходят только в IV квартале, поэтому освоить их в полном объеме невозможно. Е. В. Ковалева привела конкретный пример: в 2010 году средства на переселение из ветхого и аварийного жилья поступили в область 27 декабря.
У каждого региона — свои особенности, влияющие на формирование бюджета. В выступлении заместителя руководителя министерства финансов Забайкальского края Л. В. Светлаковой тоже прозвучал данный мотив. Забайкальский край богат полезными ископаемыми, и платежи компаний, пользующихся его недрами, имеют большое значение с точки зрения пополнения казны. Но в настоящее время здесь велик объем выпадающих доходов. Потери краевого бюджета составляют, по оценке регионального финансиста, около 700 млн руб. Больше половины названной суммы приходится на налог на доходы физических лиц, который раньше уплачивали военнослужащие. Теперь в связи с сокращением численности войск, размещенных в Забайкалье, этот источник поступлений теряет былое значение.
Представитель другого сибирского региона первый заместитель начальника главного финансового управления Кемеровской области И. Ю. Малахов подтвердил тезис о значении для региональных бюджетов налога на добычу полезных ископаемых. Сейчас область получает 60 % этого налога, который платят угледобыващие компании Кузбасса, но региональные власти хотели бы увеличить свою долю до 100 %. А коллега И. Ю. Малахова из Центральной России заместитель директора Департамента финансов Костромской области И. Н. Замураев особенно обеспокоен величиной долговых обязательств региона и просроченной кредиторской задолженностью. Там отсутствуют источники сырья и при каждом вице-губернаторе образованы специальные отраслевые комиссии по мобилизации доходов в бюджет. Как резюмировал И. Н. Замураев, результат есть, но недостаточный. «Резервов на 2012 год у нас нет», — признался он.
Участники заседания обратились к Минфину России с предложениями о внесении изменений в закон о федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. По их мнению, следует увеличить объем дотаций на поддержку мер по обеспеченности сбалансированности бюджетов субъектов РФ до уровня не ниже 2011 года, предусмотреть средства на поддержку монопрофильных городов, увеличить субсидии регионам на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, обеспечение жильем молодых семей и решение других социальных проблем. Предложено также внести отдельные поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы и Закон №