— Юрий Валерьевич, Правительство России около двух лет целенаправленно реализует планы поддержки моногородов. Можно ли сегодня подвести некие промежуточные итоги этого процесса?
— Формально этому процессу два года, но если говорить о выделении государством денежных средств, то трем городам из 35 деньги были выделены в августе 2010 года, а остальным в конце ноября — начале декабря 2010 года, получается примерно год назад.
А если посмотреть, что сделано, то сегодня полностью готова методика составления комплексных инвестиционных планов (КИП), то есть развития и модернизации городов, и она себя оправдала. В начале 2011 года Министерство регионального развития РФ завершило разработку 335 комплексных инвестпланов. Охваченные ими города были действительно проблемными, люди там работали через день. Сегодня мы имеем опыт временного трудоустройства людей и обеспечения их работой. Задача была не просто платить зарплату, а сделать так, чтобы коллектив не уходил с предприятия и занялся его модернизацией. Такой подход мы применили, например, в Вятских Полянах. Кроме того, появилось экспертное сообщество, которое может помочь разработать планы развития моногородов. Этим в современной России не занимались никогда...
— Не было необходимости?
— Не чувствовали ее. Только кризис заставил посмотреть, что будет с моногородами через
На сегодня те федеральные средства, которые выделены, к примеру, Минэкономразвития России на малый и средний бизнес, полностью освоены. Есть хорошие проекты и хорошие результаты. Средства, выделяемые по линии Фонда ЖКХ на капремонт домов и переселение из ветхого и аварийного жилья, создавали рабочие места непосредственно в самих городах. В Байкальске, скажем, город «заиграл», стал смотреться по-другому, и люди ощутили, что государство понимает их проблемы и всячески способствует их решению.
Подобные примеры можно привести по каждому моногороду. А средства, выделявшиеся на поддержку
КИПов, мы направляли на создание инфраструктуры — на водоснабжение и водоотведение, автодороги, энергетику и т. п. Есть и три проблемных города, где работа идет, к сожалению, с отставанием. Это Ревда в Мурманской области, Пикалево в Ленинградской области и Байкальск в Иркутской области. Но в последнем случае задержка даже пошла на пользу делу. Там местные власти предложили более разумно использовать федеральные ресурсы, и наша рабочая группа согласилась внести изменения в план.
Кроме того, когда прошли конкурсы и тендеры по инженерным сетям, во многих моногородах удалось сэкономить часть средств, и мы предложили оставить им эти деньги. Яркий пример — город Сокол в Вологодской области и его индустриальный парк. Там два якорных инвестора в ближайшее время выйдут на производственные мощности. То же самое можно сказать о Камских Полянах в Татарстане. Минрегион помог им с технопарками, а рабочая группа по модернизации моногородов — в социальном отношении. Туда, на площадку технопарка, пришли дополнительные инвесторы, создали новые рабочие места... Комплексность — это обязательно модернизация градообразующего предприятия, ЖКХ и социальной инфраструктуры.
— Итоги в целом положительные?
— Да. В моногородах, получивших федеральную поддержку, создано более 15 тысяч рабочих мест. Хотя проекты не везде еще реализованы. Допустим, в Гуково (Ростовская область) закончили инженерную подготовку в декабре 2011 года и реальный инвестор выйдет на площадку уже весной. Такие посылы создают поле инвестиционной привлекательности и заставляют администрацию области думать иначе, а муниципалитеты — создавать проекты, способные заинтересовать инвесторов. Это достаточно сложная и скрупулезная работа — реализация инвестиционных проектов на территории любого города. Она требует и опыта, и времени. И потом, мы прежде всего давали деньги на создание именно новых рабочих мест другой профильности, а любой завод, даже маленький, строится все равно не менее двух лет, включая проектирование. Мы это изначально понимали и знали из зарубежного опыта.
— Кстати, использует ли Россия при решении проблем моногородов опыт иностранных государств? Насколько он интересен и применим для нас в решении проблем монозависимости?
— Когда нам было поручено заняться моногородами, вице-премьер И. И. Шувалов, курировавший в Правительстве РФ этот вопрос, поручил Минрегиону обобщить мировой опыт. В феврале 2010 года мы провели международную конференцию, где выступали эксперты из Франции, Великобритании, Германии, Японии. Японцы позже европейцев занялись этой темой и высказываются так: «У нас наполовину неположительный опыт». В силу специфики своего менталитета не говорят «отрицательный», но тем не менее... Они привели в пример один свой шахтерский город, который компания Toyota преобразовала в производящий автокомпоненты. Было это совсем недавно, лет десять назад, а в 2009 году они увидели, что нельзя из одного «моно» уходить в другое, и сейчас снова занимаются этим городом. Экономика в любом городе должна быть только многопрофильной!
Очень пригодился опыт англичан, и одна из британских инвестиционных компаний сделала проект для Кемеровской области, а потом начала делать и для других регионов. А французы в 2011 году выделили грант для своих экспертов, которые приезжали в Россию на другой международный форум — по обсуждению лучших КИПов для моногородов. Мы пригласили на него представителей всех 335 моногородов, и в общей сложности было около 500 участников. Речь шла, в частности, о проблемах в Нижегородской области, где может быть использован французский опыт. Во Франции в свое время приняли решение децентрализовать производство, вынести его из Парижа, и были созданы так называемые полюса конкуренции — авиационные, атомные, биотехнологические кластеры. Компании, захотевшие сменить прописку, были поддержаны государством. Наши эксперты проанализировали все бизнес-предложения по всем отраслям, и можно сказать, что на нижегородской земле реализуется первый системный опыт кластерного подхода. Кластеры здесь могут быть поддержаны и региональными властями — в том, что касается областных налогов, инфраструктуры. Президент России на Госсовете дал поручение Правительству РФ проработать тему кластеров — так же, как и тему агломераций.
Сегодня вокруг крупных городов образуются агломерации, потому что крупные города — это знания, трудовые и финансовые ресурсы. Все равно люди из малых городов тяготеют к большим. Но часть населения может не переезжать насовсем, не порывать с привычной средой, если мы создадим комфортные транспортные условия. Уже можно говорить о Кемеровской агломерации, Нижнекамской агломерации. Минрегион России системно ведет работу с точки зрения их дальнейшего развития.
— Имея уже свой двухлетний опыт по диверсификации экономики моногородов, можем ли мы поделиться опытом с другими странами постсоветского пространства (СНГ), где осталось большое количество аналогичных проблемных городов, но нет целевых программ работы с ними?
— Я был поражен, когда мы по другому вопросу общались с делегацией из Китая, и нам сказали: «У нас проблемы те же. Мы же строили города по вашей, советской модели, вокруг больших заводов». И мы договорились, что будем обмениваться соответствующей информацией. А уж нашим коллегам в СНГ практика России однозначно интересна. В первую очередь это касается промышленных регионов Украины и Казахстана. Думаю, другие страны позднее тоже подключатся к процессу. Для неизбежной диверсификации экономики очень важен опыт создания рабочих мест на уровне городов и территорий. Умение работать с инвесторами — очень важный фактор, его просто так, из книжек, не возьмешь, его надо пережить. И наше министерство с удовольствием поделится опытом с соседями.
— А насколько успешным было ваше взаимодействие с российскими министерствами и ведомствами?
— Коллегам из других министерств хочу сказать отдельные слова благодарности — и прежде всего лично министру финансов А. Г. Силуанову и Минфину России как нашему основному консультанту. Еще мы активно работали с Минтрансом, с Минздравсоцразвития, Минспорттуризмом и Минсельхозом. Нашим партнером является также Министерство образования и науки, потому что, открывая новое производство, надо сразу переучивать кадры. Вообще, как раз сплоченная работа отраслевых министерств дала нам тот опыт, который сегодня есть.
— Вы один из руководителей рабочей группы по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. Каковы, на ваш взгляд, дальнейшие перспективы российских моногородов и что Министерство регионального развития РФ планирует делать дальше?
— Впервые создана система мониторинга моногородов. К нам раз в квартал стекается информация в электронном виде, мы видим ситуацию в динамике и следим за состоянием моногородов. Примерно через год министерство сможет распространить эту практику на все города России. Кроме того, мы готовим сейчас федеральную подпрограмму по моногородам, рассчитанную на срок до 2020 года, и обсуждаем разные варианты поддержки, включая гранты по приоритетным для страны отраслям народного хозяйства.
Имеющиеся наработки дают дополнительные возможности для размещения производительных сил, создания новых городов. Так, в Волгоградской области на базе станции Котельники будет построен новый город, там будут добывать калийную соль. Это уникальный опыт, им занимается частная компания, но мы вместе с ней участвуем в проекте. Новый город появится рано или поздно и в Мурманской области с развитием Штокмановского газового месторождения. Там необходимо будет сразу делать современную инженерную инфраструктуру. Это даст сильнейший импульс развитию новых технологий в сфере городского хозяйства, будет стимулировать инновационную деятельность и предпринимательскую активность населения. В 2011 году заявки всех моногородов, которые обращались в Минэкономразвития за получением средств для малого и среднего бизнеса, были рассмотрены в первую очередь.
То же было с обращениями в Фонд поддержки ЖКХ, хотя дополнительные средства в федеральном бюджете отсутствовали. Отраслевые министерства также в приоритетном порядке рассматривают заявки от моногородов в рамках федеральных целевых программ. Такова принципиальная позиция Правительства РФ, и наша задача — продвигать прежде всего те проекты, которые стимулируют создание наибольшего количества рабочих мест. По данным Минрегиона, наиболее перспективные в этом отношении отрасли — сельское хозяйство и туризм.
Справка "Бюджета"
Юрий Валерьевич ОСИНЦЕВ, заместитель министра регионального развития Российской Федерации
Родился в 1954 г. в городе Актюбинске. В 1976 г. окончил Уральский политехнический институт, квалификация «инженер-механик», в 1990 г. — факультет переподготовки руководящих кадров Межотраслевого института повышения квалификации при Ленинградском финансово-экономическом институте, квалификация «экономист». Трудовой путь начал мастером на Уралмашзаводе. Последняя должность в АО «Уралмаш» — директор по финансам и экономике.
В
В
В
В
С 24 марта 2009 г. — заместитель министра регионального развития РФ.