Наш опыт работы по моногородам (12 комплексных инвестиционных планов модернизации монопрофильных муниципальных образований) дает нам право на некоторые комментарии.
Надо отдать должное Минрегиону России и группе консультантов и штатных специалистов, которые оперативно отреагировали на ситуацию (Пикалево, Байкальск) и поручение Президента России, разработали и активно внедряли методологию комплексных инвестиционных планов модернизации и развития моногородов (КИПов). К сожалению, по моей оценке, только
Использование КИПов позволяет возродить территорию, правильно акцентируя портфель инвестиционного ресурса на целях поддержки «полюсов» или «точек роста» на территории через встраивание их в агломерационное или кластерное развитие с участием бизнес-элиты при поддержке государства. В итоге работа становится системной, нацеленной на решение задач экономического роста и социального благополучия. Для развития моногородов в условиях высокой конкуренции за «ресурсы развития» (это не только и не столько деньги, сколько люди, технологии и многое другое) важно понимание того, что все инвестиционные проекты территории после тщательной диагностики по методологии Минрегиона России должны быть выстроены в подвижную, но структурно устойчивую систему, которая наиболее эффективно решает поставленные стратегические задачи социально-экономического развития при заданных и все более жестких ограничениях по бюджетным ресурсам и времени их использования.
Комплексный инвестиционный план модернизации и развития территории, получив старт в рамках работы по выводу из кризиса монопрофильных муниципальных образований, сегодня при правильном к нему отношении превращается в уникальный современный и комплексный инструмент управления развитием. Причем из КИПа моногорода он эволюционировал в инструмент управления качеством устойчивого развития практически любой территории. В основе — подходы методологии Минрегиона России, но она улучшена и применена уже к более высокой социально-экономической структуре — к субъекту РФ и основана на переходе к совершенно иной системе оценки эффективности региональной или муниципальной экономики. Здесь речь идет о расчете влияния любых программ и инвестиционных проектов на динамику совокупного (физического, человеческого и природного) капитала территории.
Увеличение масштаба работы по моногородам и иным территориям потребовало изменения и общего осмысления КИПа, его целей и функций. В настоящее время мы пришли к пониманию комплексного инвестиционного плана как мегапроекта, позволяющего осуществить комплексную «перезагрузку» территории, переориентировать ее от задач количественного роста к управлению качеством развития. Первый такой проект стартовал в Нижегородской области, где был впервые в России опробован КИП субъекта РФ, который встроен в систему документов стратегирования и пространственного развития территории области. Министерство регионального развития РФ поддержало эту инициативу, указав на то, что региональные органы государственной власти должны озаботиться разработкой сбалансированных программ развития территории, в которых развитие человеческого, экономического и природного капитала было бы сбалансировано и обеспечивало устойчивый рост.